вторник, 13 сентября 2016 г.

Fallout 4- рецензия


 С самого начала я знал, что рецензия на четвертый Fallout станет самой сложной игровой рецензией, которую я напишу. Мало того, что это мой любимый игровой сериал, одна из любимых вымышленных (ну, до победы Трампа по крайней мере) вселенных. Так что я заранее был уверен, что у меня есть некоторые предрассудки насчет игры, и я могу быть очень необъективным. Но как только я начал играть, все уже стало очень проблематично. Изначально, я хотел написать просто впечатления, потому что был уверен, что не пройду игру до конца. Но у меня появился новый компьютер, и все же прошел игру. И мои впечатление насчет игры давно не менялись так радикально. Давно я не проходил путь от “О боже, это офигенно” до “кошмар, как так можно”, которые в итоге сменились неприятным безразличием.
Как мне передать эти чувства текстом? Как мне написать эту рецензию? Дать ли поздним впечатлениям затмить ранние, и написать что-то разгромное? Или написать рецензию, которая проходит тот же самый спектр эмоций? Пожалуй, я попытаюсь сделать последнее.
Это, возможно, сделает разговор о игре сложным, длинным и запутанным, как у меня всегда и выходит с играми. Но может быть, в финале, мы все чему-то научимся. Первая половина рецензии будет посвящена по большей части хорошим моментам игры, в основном, геймплейным (там их больше всего), а во-второй я поговорю о нарративной части игры, и тогда уже обрушусь с градом критики.

воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Конец Евангелиона (The End of Evangelion)


















Я ни капли не шучу, когда говорю, что я посмотрел весь “Евангелион” во-многом ради того, чтобы у меня была причина поговорить про «Конец Евангелиона». Не потому, что я посмотрел его первым или еще чего. А потому, что я заранее уже знал историю вокруг него и она мне ужасно нравилась.
Но, перед тем как я вам поведаю эту историю, я хочу ознакомить вас с новым термином, который выдумал я, и который по сути является чем-то вроде теории, и я приветствую предложения и критику касательно его.
Этот термин- “Произведение самокритики”.

Произведение Самокритики- это, как правило, произведение искусства, представляющее какой-то определенный специфический жанр или поджанр. Для произведения самокритики очень характерна вся атрибутика и прелесть специфического жанра, и на первый и второй взгляд оно практически неотличимо от других представителей этого жанра. Но дьявол в деталях.

Давайте, для примера, придумаем гипотетический фильм “В расход”, который является типичным мужицким боевиком 80-ых про огромных мускулистых мужиков воюющих в каком-нибудь Вьетнаме. Вот вы сидите, смотрите этот фильм, и первую половину картины это отличный боевик, с кучей взрывов, потными бодибилдерами с пулеметами, вечно мажущими по целям азиатами и т.д. Весело, местами смешно, очень тупо.
Но затем, где-то в начале третьего акта все меняется. Наши перекачанные герои останавливаются, и начинают замечать все те жуткие смерти и разрушения, виновниками которых они стали. Они видят трупы невинных людей, разрушенные дома. Герои понимают, что насилие- это зло, начинают рыдать, раскаиваться в грехах и так далее.
Фильм полностью меняется. Внезапно перед вами не веселый боевик, а картина с анти-военным мэсседжом, которая проводит параллель между бездумным насилием в кино и реальной войной. Внезапно, фильм критикует сам себя, своих авторов, и даже самого зрителя за то, что они превратили насилие в развлечение, когда в реальном мире оно приносит много вреда реальным людям.
Именно это и является произведением самокритики. Это произведение, которое является деконструкцией жанра, его анализом и неизбежным приговором всего плохого, что есть в этом жанре.

Пока что у меня не так уж много представителей этого моего выдуманного жанра или стиля произведений искусства.  
И, что характерно, произведения самокритики чаще выходят случайно чем намеренно.
Два самых ярких примера это “Шоугерлз” Пола Верховена и “Удар ниже пояса” (Sucker Punch) Зака Снайдера. Первый-это типичный для Верховена эротический фильм, который беспощадно эксплуатирует женские тела, но как при этом в финале критикует индустрию развлечений Лас-Вегаса за то же самое. Из того, что я знаю про сценариста Джо Эстерхаза, я сомневаюсь, что у него самого хватило ума на такую параллель.
А “Удар ниже пояса” это фантастический боевик, в котором гиковская любовь к вооруженным девушкам в фетишистких нарядах приравнивается к натуральному стриптизу. Этот фильм снял Зак Снайдер, из чего становится точно ясно, что эта параллель тоже вышла ненамеренно.

 Однако сегодня мы рассмотрим третье, и пока что, последнее произведение из этой категории, которое в этот раз уже вышло абсолютно намеренно.

Начало конца

На чем мы там закончили разговор про сериал?
Ах, да, в финале Евы, Синдзи Икари оказался наедине с собой и своими проблемами после настоящего конца света. Постепенно он совладал с ними, и, словно герой “Trainspotting”, решил выбрать жизнь. И это, по сути, вернуло мир вокруг него к существованию.
Как я уже говорил, Хидеаки Анно во-многом основал “Евангелион” на своих личных переживаниях и борьбе с депрессией. Создание сериала для него был сложной работой, и в процессе было много препятствий, но Анно увидел свет в конце тоннеля, и закончил сериал на позитивной ноте. Он рассказал нам историю одного человека, который перед лицом Апокалипсиса научился жить и поборол своих внутренних демонов.


И фанаты ВОЗНЕНАВИДИЛИ этот финал.

Финал сериала “Евангелион” для отаку-культуры, это как для геймеров финал Mass Effect 3, или для киношников сам факт существования “Индианы Джонса и Королевства Хрустального Черепа”. Это был один из лютейших пиздецов в культуре, который привел в бешенство много людей. Вход в студию Gainax был разрушен и изрисован граффити в актах вандализма, Анно с сотрудниками получили много гневных писем, многие из которых содержали угрозы расправы.
Им не нравился этот финал. Их не устроил этот экспериментальный стиль последних двух эпизодов. Они не хотели этих экзистенциальных кризисов Синдзи. Они хотели другое. Они хотели еще больше боев гигантских роботов, они хотели сексапильных Аску и Рей в их латексных костюмах пилотов. В общем, они явно хотели первую половину шоу, а не вторую.

Ну, студия Gainax взяла дело в свои руки, и сказали, что выпустят полнометражный мультфильм под названием “Конец Евангелиона”, который исправит все проблемы. А заодно, перед этим, они сделали небольшую нарезку из сериала под названием Death&Rebirth с целью ввести новых зрителей в курс дела, и напомнить нужные детали зрителям старым.
Во-всяком случае, так оно выглядело на бумаге.

В реальности же, Хидеаки Анно, по сути, вышел на гору перед всеми фанатами, и показал им всем огромный средний палец. Это самая точная метафора, которую можно придумать “Концу Евангелиона”.

Оранжевое желе

Конец Евангелиона” начинается с того, что Синдзи мастурбирует над коматозным телом Аски.
И это только начало.
Мультфильм стартует где-то после событий 24-го эпизода. На штаб-квартиру NERV нападают вооруженные силы SEELE (секретная организация из сериала, которая вроде как финансирует НЕРВ и даже управляет миром, или что-то в этом духе). И наши герои пытаются отбиваться.

Это…почти все что происходит в фильме. Да, здесь довольно мало сюжета, и по сути все происходящее- это один большой третий акт. Штаб-квартира NERV пребывает в непрекращающейся осаде половину своего экранного времени, а вторую половину происходит…что-то.

Впечатление от “Конца Евангелиона” можно просуммировать только одним словом- ненависть. Лютая ненависть авторов к своей аудитории и мультфильму, который они создают.
Я слышал об этом от многих источников, но долгое время думал, что это лишь теория или интерпретация зрителя. Что Анно просто весь фильм троллит своего зрителя. Но нет. Когда смотришь мультфильм, все становится на свои места.
В конце концов, половину этого мультфильма мы только и наблюдаем, как героев, которые нам так полюбились за сериал, беспощадно и кроваво убивают их одного за другим. А если их не убивают, то эти герои оказываются адскими сволочами. Гендо, к примеру, хватает голую Аску за грудь.
В “Конце Евангелиона” Синдзи не побеждает депрессию, а наоборот, выбирает быть раздавленным ею. Он жалкий, бесполезный апатичный кусок былого себя, который, увы, нужен всем для спасения. Это практически полная противоположность тому, что с ним происходило в финале сериала.
Я должен отдать должное мультику, они дали Аске один момент, в котором она наконец-то понравилась мне как персонаж. Конкретно- когда она съехала с катушек, и начала мочить вражеских Ев, в, пожалуй, одной из самых шикарно-анимированых рукопашных битв в истории анимации.
Драка Аски с Евами- это полный отрыв башки. Идеальная битва, в которой авторам удалось передать массивность роботов не жертвуя динамичностью происходящего. Отдельная похвала за идею показывать Аску в кабине пилота по ходу битве, благодаря чему мы видим, как ее силой инерции бросает из стороны в сторону, и как она прилагает усилия для каждого выпада.\

К сожалению, “Конец Евангелиона” также ставит крест на многих моих фанатских интерпретациях финала сериала и его событий. Я вот, например, думал, что у Гендо был большой план насчет конца света и того, как он переродит человечество, и этот план он разрабатывал втайне от SEELE и они были бы против него. В мультфильме они говорили, как раз о том, что подобный план будет кощунством. Но нет, в полнометражен это они устраивают апокалипсис.
Я также думал, что даже как-то круто, что появление Ангелов ничем особым не объясняется и что Евы и Ангелы- это буквальные метафоры взрослых проблем, которые кажутся гигантскими для ребенка. Но нет, они просто альтернативные версии эволюции человека. Lame.







     




К слову, кто может мне объяснить: чего вообще добивается SEELE? В чем их план? Зачем они нападают на NERV?
Я весь сериал думал, что у них есть какой-то план насчет эволюции человечества, но в то же время довольно специфические взгляды на то, как именно план должен быть реализован. И что Гендо тайно все это время вел свою игру, и планировал запустить Проект Совершенствования Человечества по-своему. И все, что происходит в финальных двух эпизодах сериала, происходит из-за него. Но нет, в мультике видимо это SEELE пытается устроить конец света, а Гендо пытается сделать…что-то. Я без понятия толком что именно. Вообще обидно, но Гендо из очень таинственного персонажа каким он был в сериале, в полнометражке вроде бы оказался просто большой тихой сволочью.
А затем случается конец света. И это то еще зрелище.
Я хочу пожать руку всем художникам и аниматорам Gainax, потому что они сделали во второй половине мультфильма что-то совершенно невероятное. Конец света в Евангелионе можно сравнить лишь с финальной трансформацией Тутсуо в “Акире” по безумию. Это просто один огромный трындец. Наверное, об этом говорил Лавкрафт, когда описывал свой “неописуемый космический ужас”.
Нужно предупредить, что в “Конце Евангелиона” есть очень жуткие сцены насилия и разных телесных деформаций. Я уже в том возрасте, в котором мне казалось, что подобным меня уже не удивить…Но Анно с командой смогли еще и как. Поверьте, Конец Евы не для слабонервных.



Есть один эпизод, который очень важно обсудить отдельно. В какой-то момент Синдзи в своей Еве становится…по сути богом, и вместе с этим он просматривает всю свою жизнь. Мы видим, как он, будучи маленьким ребенком, делает песочный замок, а затем в момент фрустрации и злобы на других людей сам же его и крушит.
А затем, в 8-минутном эпизоде Синдзи смотрит на свои отношения с женщинами. И эти восемь минут, основные три женских героя сериала Мисато. Аска и Рей по сути уничтожают Синдзи. Они осуждают его за то, как он на них смотрит, как он их беспощадно объективирует и так далее. В этот момент мы видим мир через глаза Синдзи, и в ходе большого монтажа каждый крупный план грудей, задниц, голых спин героинь и другие фансервисные кадры из сериала используются Анно как орудие осуждения. Осуждения Синдзи и той части публики, которой все это нравится, для которой Синдзи был персонажем-суррогатом.
Синдзи пытается защищать в типичной манере менсплейнинга. Мол, он пытается их понять, но они с ним не разговаривают так как он может вообще понять вообще?
В какой-то момент он ломается и меняет пластинку. Он начинает типичный монолог “милого парня”: почему вы просто не можете быть со мной добрее?
Они говорят ему, что они с ним очень добры, и тут он начинает психовать. Он начинает кричать, обвинять их в том, что они играют с его чувствами, прячутся за улыбками и так далее.
Стоит упомянуть, что в данный момент эти три женщины лишены своих индивидуальностей. У Синдзи с каждой из них совершенно разные отношения, но в данный момент он разговаривает с ними так, словно они одно целое, а не три совершенно разных человека. Потому что для Синдзи на самом деле не важны их личности, проблемы и желания. Для него они просто объекты его собственных желаний. И как объекты, они лишены своей индивидуальности.
Девушки пытаются ему довольно четко объяснить, что отношения между ними и Синдзи такие сложные потому, что у них есть свои проблемы и свои жизни. В ответ Синдзи жалуется на то, что это усложняет его жизнь.
В конце концов, он начинает паниковать и прибегает к Аске и просит, тобы она любила его. Он говорит ей, что только она может ему помочь. Она в очередной раз психологически его уничтожает и отказывает ему. А затем он пытается ее задушить. И в этот момент все в мире умирают.
Это…просто…охрененно.
Весь этот эпизод невероятно крут. Анно в момент превратился из человека, которого я в статье на Евангелион критиковал за сексизм, в человека, который сделал один из самых смелых шагов к феминизму в культуре аниме. Учитывая то, что культура и ее проблематичные отношения с женщинами с тех пор мало изменились, это в двойне потрясающе как Анно вовремя предсказал все самое ужасное, что есть и будет в этой культуре.


Вердикт

Я надеюсь, что все это дало вам довольно неплохое представление о том, что вы получаете, если решаетесь посмотреть “Конец Евангелиона”.
Я все же должен предупредить, что этот мультфильм оставляет очень паршивое чувство на душе после своего финала. Это прекрасный мультик с потрясающим месседжом и философией, и, как и сериал, интересный прыжок в сознание своего создателя. Но это в то же время один из самых неприятных фильмов, которые мне довелось посмотреть в своей жизни.
Наверное, по итогу, я могу лишь сказать, что если нас чему и научила история создания “Евангелиона”, так это тому, что фанаты ужасны и мы не заслуживаем ничего хорошего.