воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Добро пожаловать, мистер Андерсон!




Ну что же, настало время нового поста целиком посвященному творчеству всего одного режиссера.
В мире на удивление много Андерсонов. Есть Луи Андерсон со своей семьей- герои очаровательного и очень недооцененного старого мультсериала. Есть мистер Андерсон, он же Нео из „Матрицы”. Есть культовый писатель Пол Андерсон. Есть американский тяжелоатлет. Есть замечательный режиссер Уэс Андерсон. Есть паршивый режиссер Пол У.С. Андерсон- главная причина по которой я хотел бы создать закон, который обязует всех плохих режиссеров менять фамилии, чтобы их случайно не перепутали с режиссерами хорошими. Наконец-то есть наш сегодняшний гость- тоже Пол. Пол Томас Андерсон- режиссер который за не самую длинную(пока) карьеру сделал несколько шедевров и стал одними из самых известных и любимых режиссеров современности. Так уж получилось, что недавно я посмотрел почти всю фильмографию сего режиссера и спешу поделится впечатлениями.


Ночи в стиле Буги (Boogie Nights 1997)

У каждого есть своя особенность. Кто-то хорошо пишет и рисует, как я. Кто-то классно снимает кино, как наш сегодняшний гость. А у кого-то просто-напросто огромный хрен. И так уж получилось, что чтобы стать известным в порно-бизнесе этого более чем достаточно.
Да, дамы и господа, это история про порно-индустрию 70-ых годов и главным героем тут становится Дёрк Дигглер в исполнении еще совсем молодого Марка Уолберга.
Этикет и общественные устои приучили нас не говорить о порно ничего хорошего. А лучше вообще не говорить. Порой даже кинокритики используют эпитет “порнуха” для особенно ненавистных им фильмов. И тем не менее я иду против устоев. Что бы там кто не говорил, “порно” - классная штука. Как минимум с психологической точки зрения. Почти все мужчины на планете смотрят или смотрели порно и наслаждались просмотром. Что согласитесь, довольно странно: смотреть как у кого-то на экране секса больше чем у тебя в жизни. Но эй, ведь не у всех нас есть постоянный доступ к запретному плоду. И в конце концов мы все время от времени ходим по мебельным магазинам, мечтая, что однажды купим вот этот офигенный диван. Точно так же, наверное, и с порно. Нам нравится думать, что у нас однажды будет секс столь же продолжительный и незабываемый. И мы предвкушаем удовольствие. Так что оставьте нам наши больные удовольствия и не осуждайте.

Но в общем я думаю многим, как и мне, было интересно как же живут люди, работающие в порно-индустрии. Ведь про них не пишут также часто и открыто как про звезд Голливудских (хотя и есть исключения вроде Сильвестра Сталлоне). И у нас есть отличный способ узнать при помощи отличного фильма „Ночи в стиле Буги”!
В целом Андерсон тут сделал все очень правильно. Порнозвезды- такие же люди, как и мы с вами. У них есть свои радости жизни, есть работа которую нужно выполнять, а также у них есть привычные нам проблемы вроде супружеских измен и судебных разбирательств за опеку над детьми. В целом здесь нужно рассказать про особенности героев Андерсона, которые кочуют из одного фильма в другой. Андерсон в определенном смысле мизантроп. Но он настоящий эталон мизантропии для меня. Его герои в большинстве своем грешники и совершают плохие поступки, но при этом он прекрасно понимает почему они это делают, и знает, что в душе они хотят лучшего для себя и окружающих. И именно такие вот у нас и “Ночи в стиле Буги”. Это потрясающая история про невероятно смешных и при этом жалких, местами даже мерзких персонажей которых все же нельзя не пожалеть за то, куда их завела нелегкая. Это отличный фильм, и я всем его рекомендую.
Стоит также отметить что сцены порно Андерсон смог снять с какой-то потрясающей отрешенностью и асексуальностью, что в самом деле достижение. Ведь для порнозвезд трах перед камерой- обычное дело, а соответственно и для нас это просто сцена как сцена. Ларс Фон Триер, учись у Пола, извращенец ты недоделанный.

Ну и эпоха. Ох черт, эта эпоха. “Boogie Nights” это просто фильм в котором все кричит эпохой 70-ых- начала 80-ых. Одежда, освещение, музыка которая играет на радио, напитки, образ жизни, даже технологии. Это все потрясающая работа. Вся эпоха во всей своей квинтессенциальной дурости.







Магнолия (Magnolia 1999)

Магнолия была первым просмотренным мною фильмов Пола и стоит сказать, что это был несколько резкий старт и всем остальным не рекомендую начинать именно с него.
“Магнолия” - это такой фильм, который, наверное, случается в карьере каждого успешного режиссера всего раз. После первого большого успеха “Ночь в стиле буги” Пола все прозвали вундеркиндом и в целом ему бы дали денег на любую безумную идею, которая бы пришла ему после этого в голову. И этой идеей стала “Магнолия”. Огромный трехчасовой эпик про разные судьбы разных людей.
Да-да, “Магнолия” именно один из тех фильмов, в которых не один герой и не одна центральная история, а несколько. В данном случае их много. Очень, очень много. Серьезно, это просто огромный фильм. Мне сложно вспомнить другой фильм в котором было рассказано СТОЛЬКО историй одновременно. И чтобы все были настолько хорошо написаны.
В целом одна из первых вещей которая сразу выделяет Пола Томаса как режиссера это его работа с актерами. Шикарнейшая работа с актерами. Я не знаю, что там Пол дает им на сьемках и чем кормит, что обещает, что говорит, но как бы там не было абсолютно все в его фильмах просто выжимают из себя абсолютный максимум. Невероятные, невероятные перевоплощения. Актеры просто перестают играть. Они становятся персонажами. Им невозможно не поверить.
К этому стоить добавить, что в “Магнолии” один из самых шикарных кастингов из всех мне известных: Джулиана Мур, Джон Си Райли, покойный Филлип Сеймур Хоффман и очень неожиданно…Том Круз в одной из своих лучших ролей. Да, дамы и господа, даже ненавистного мне Круза Андерсон научил играть. Это заслуживает очень громких аплодисментов.

Но вернемся к историям. Как я уже сказал, они офигенны. Редкий фильм отражает нашу жизнь так хорошо, как этот. Со всеми ее смешными, грустными, трагичными и просто жестокими моментами. Фильм задает очень много разных тонов, но есть все-таки один единый- какой-то меланхоличный и неприятный. “Магнолия” — это фильм в первую очередь про то, что все люди по-своему несчастны.  И, как в случае с предыдущим фильмом, Андерсон прекрасно
понимает своих героев. Они словно его дети. Каждый со своим характером, столь старательной прописанный и каждый со своими недостатками. Андерсон показывает худшие стороны человеческой натуры, но в конце все же не забывает любить своих героев и дать им в конце шанс на исправление.
Но все же не думайте, что фильм так уж идеален. У него есть проблемы и на самом деле довольно большие. Да, в нем много отличных историй, шикарных актеров и офигенный саундтрек от Эмми Манн. Но все это очень плохо складывается в общую картину. В фильме слишком много всего и на выходе мы имеем бардак. Бардак, в котором трудно разобраться. И в целом здесь многие люди начинают расходиться во мнениях. Есть люди которые легко окунаются в атмосферу фильма и если вы такой человек, то вам безумно понравится “Магнолия”. Но если вас, как и меня к примеру, нужно плавно ввести в мир фильма и плавно развивать историю, то вы будете, как и я смотреть и думать:” Какое мне вообще должно быть дело до всех этих людей?”. Признаюсь, при первом просмотре я откровенно скучал и просто ждал, когда же фильм покажет свой козырь.
“Магнолия” — это во многом омаж очень любимого мне и самому Полу режиссеру Роберту Альтману с его “Коротким монтажом”. И для сравнения, Альтману удавалось соединить в одном фильме множество историй с куда большим изяществом.
Но все же теперь, спустя много времени я вспоминаю этот фильм и понимаю насколько же
правильно он все делал. При всех моих придирках я просто не могу отдать должного амбициозности и помпезности этой картины. Это уже само по себе заслуживает огромного уважения.
И здесь есть просто охренительнейший финал. Серьезно, он очень неожиданный и по-своему божественный. Это одна из лучших вещей, виденных мною в кино. Я не стану рассказывать, что там происходит, просто поверьте, этот финал заслуживает того чтобы посмотреть весь фильм целиком. Ну и ко всему прочему, это один из 5 любимых фильмов Джосса Уидона. А Джосс просто не совершает ошибок. Никогда.


Любовь, сбивающая с ног (Punch drunk love)

А теперь пора поговорить про один особенно странный фильм Андерсона. “Punch drunk love” это романтическая комедия с… Адамом Сэндлером в главной роли. И самое удивительное, что в целом этот фильм выглядит именно как его описание. Практически никаких сюрпризов. И при всем при этом именно за этот фильм Пол получил свою первую и пока что единственную Пальмовую Ветвь.
Это фильм про Барри Игана- застенчивого странноватого парня со своим бизнесом у которого нет друзей и нет девушки и вообще личной жизни. К тому же у Барри проблемы со вспышками гнева. Но однажды, в один замечательнейший день Барри встречает девушку не менее странную чем он сам, и они оба влюбляются в друг друга по уши. У них на пути теперь только одна преграда- Барри шантажирует кучка мошенников, которые узнали, что Барри однажды звонил в что-то вроде секса по телефону.
В целом у нас тут с ходу шок. Адам Сэндлер умеет играть! Твою ж налево! Он годится на что-то кроме своих дерьмовых комедий! Почему у него больше нет драматических ролей? Ну ладно, стоит все же оговорится что все равно играет тут Адама Сэндлера- странноватого, неуклюжего стремного типа который попадает в странные ситуации. Но в первые тут он не просто ходячий анекдот. Он правдоподобный персонаж которого можно понять и даже уважать. И, как ни странно, в отличии от большинства романтических комедий, здесь есть настоящий конфликт. Не фигня в стиле ссоры между любимыми в третьем акте, а настоящее препятствие в виде почти что мафии.
И фильм на самом деле на удивление реалистичный и создает на удивление странную, почти неприятную атмосферу в отдельные моменты. Но от этого сцены романтические выглядят еще более приятными.
И надо отметить актерскую игру Филипа Сеймура Хоффмана. Он тут шикарен. Его довольно мало, но это на мой взгляд одна из его лучших ролей.



И будет кровь (There will be blood, 2007)
Но вот мы и дошли до фильма, который по сути и толкнул меня написать этот пост. “There will be blood” - это на сегодняшний день лучшая, по моему мнению, работа Пола Томаса Андерсона. Мрачная, эпическая сага про религию, мизантропию, жадность и много чего еще.
В центре повествования Дэниел Плейнвью- нефтяной магнат, который путешествует вместе с усыновленным им мальчиком HW(серьезно, это его имя) в поисках нефти. Этот поиск их приводит в один тихий городок, где находится особенно богатый источник нефти. Бизнес Дэниела приносит в город богатство и процветание, но вместе с ними и смерть и разврат. Противостоит Дэниелу в городе священник Илай Сандей, который далеко не так хорош, как всем жителям города кажется.

 В целом сразу же стоит поговорить про актерскую игру. Она просто космическая. Для тех, кто не в курсе, моим эталоном актерской игры (по крайней среди мужчин) является Джек Никлсон- человек который играет с таким нескрываемым наслаждением что от него невозможно оторвать взгляд. Кроме него я еще не видел никогда чтобы хоть один актер был настолько великолепен. Что заставлял затаить дыхание каждым своим словом. Что восхищал бы каждой секундой своего присутствия в кадре. Дениел Дей Льюис играющий своего тезку Дэниела Плейнвью в “There will be blood” смог. Он получил более чем заслуженно свой второй Оскар за эту роль. Даже режиссер отлично знает, что именно игра Льюиса козырь всего фильма. Актер присутствует в кадре наверно 90% экранного времени. Это его кино, это его история. Особенно мне нравился его голос и манера речи. Я сначала думал, что он подражает Шону Коннери, но затем узнал, что в качестве прототипа Льюис выбрал Джона Хьюстона. И черт возьми, сходство просто невероятное.
И разумеется, сам его персонаж великолепен. Дэниел- мизантроп и вся его история про то, как сильно он ненавидит людей, но при этом больше всех в первую очередь он ненавидит себя. И вы не представляете насколько мне это знакомо. В фильме много замечательных сцен с ним, но мне особенно запомнилась одна. Совсем маленькая сцена, где Дэниел с братом находятся в борделе. Мы видим только лицо Дэниела, но мы понимаем по звукам что он просто сидит в сторонке от веселья. Оно ему противно, и он просто отстранённо думу думает. Я сотни раз бывал в подобной ситуации и надо сказать его лицо просто идеально все выражает. Многие называют его героя злодеем, но мне кажется, что это неправильно и очень поверхностно. Он безусловно совершает много плохих поступков, что не дает права его называть хорошим. Но в нем есть много черт характера которые стоит и нужно уважать, и в целом от злодея его отличает одна простая вещь- он все же чувствует вину за свои поступки и страдает от этого.
Как правило, когда в фильме есть актер такого калибра он затмевает всех вокруг себя. Но Пол Дано умудряется отлично выделится рядом с этим сумасшедшим. Местами он даже играет на том же космическом уровне, чего я вообще не ожидал от актера настолько молодого. И их конфликт один из самых интересных которые мне довелось повидать.
Стоит также отметить великолепную кинематографическую составляющую. Обалденная операторская работа и освещение. Атмосфера идеально чувствуется и фильм выглядит гораздо дороже своего бюджета.

И наконец тут есть шикарная, атмосферная музыка Джонни Гринвуда- одного из музыкантов Radiohead.
Одним словом, шикарный фильм. Всем строго рекомендую.

Мастер (Master 2012)

А вот тут стоит сделать маленькую оговорку насчет всего сказанного ранее. Несмотря на то, что фильм Андерсона мне очень и очень нравятся, я на самом деле редко, когда понимаю, что режиссер ими хотел сказать. У меня есть догадки, но они всегда остаются лишь моей интерпретацией которая не всегда похожа на правду. Что в целом подвело меня к осознанию факта что все же фильмы Андерсона скорее эмоциональные приключения, а не истории с однозначной моралью. И из всех его фильмов “Мастер”, пожалуй, самый странный и непонятный.
Он рассказывает про Фрэдди Куэлла, демобилизованного моряка который по сути просто живет одержимый одним лишь желанием- трахаться. Нелегкая заносит его на корабль где он знакомится с Ланкастером Доддом- эдаким местным Роном Хаббардом. И затаскивает его в свой религиозный культ откуда и начинается их путешествие по жизни.
И снова нужно поговорить об актерах. Хоакин Феникс сам не свой в этом фильме. В прямом смысле. Он совершенно не похож на себя, при том что тут особо никакого грима и других трюков. Чистая игра. Он просто другой человек. И это восхищает. Покойный Филип Хоффман, как вы уже поняли завсегдатай Андерсона, шикарно играет лидера культа. И еще тут есть Эми Адамс в роли самого необычного и жуткого персонажа- жены лидера. И в целом этот странный треугольник и делает фильм довольно увлекательным.
Но вот как-то помимо них троих выделить в фильме что-то сложно. Очень странная, сумбурная сюжетная линия, странные герои и события, неясная мораль и много-много другого.  “Мастер” — это однозначно фильм для самых высоколобых ценителей кино. Для тех, которые умеют в чем угодно найти смысл и символизм, а потом тыкать в других людей пальцем со словами:” Вы его просто не поняли!”
Что, впрочем, не делает его плохим фильмом.



2 комментария:

  1. Сенька, а "Оскар" за "Нефть" разве второй? По-моему, третий. Первый был за "Мою левую ногу".
    До фильма никак не имогу дойти, но Дей-Льюис - мегакрут. В "Бандах..." как минимум...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как раз таки второй. Первый за левую ногу, второй за нефть, третий получил совсем недавно за Линкольна, что делает Льюиса рекордсменом. Да он крут. Даже слишком крут. У меня с ним примерно как со Спейси. Мне настолько нравится персонаж, что когда я вижу актера я разочарован . Льюис на церемонии Оскара такой обычный. Так и хотелось крикнуть: да проломи ты кому-нибудь череп уже кеглей, ё-мое!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.