суббота, 28 ноября 2015 г.

Марафон по далекой, далекой галактике: Часть 1-я, Призрачная угроза.


Ну, пора исполнять обещание. Я все-таки смог купить билеты на 22-е число на “Пробуждение силы” а значит надо начинать шевелится с моим марафоном по Звездным Войнам.
 О некоторых фильмах очень сложно разговаривать вне контекста того, что они значили для нас во время своего оригинального выхода. Но про “Призрачную угрозу”, первый эпизод “Звездных Войн”, вне этого контекста практически невозможно говорить. А потому я должен заранее извинится если половина этой статьи будет именно о том, какой эффект в свое время произвела “Призрачная угроза”.
Сегодня это уже практически общепринятый факт, что трилогия приквелов- это невероятная халтура, за которую принято ненавидеть Джорджа Лукаса. Есть вокальное меньшинство новых зрителей, которые считают, что новая трилогия лучше старой, но их мнение всегда теряется в море критики фанатов старых фильмов. История моих же отношений с приквелам была чуточку более интересной.

Я думаю, мои родители заслуживают медали “лучших родителей на свете” просто за то, что они мне показали оригинальные три эпизода, когда мне еще было 4, и это были первые фильмы в моей жизни. Приквелы тогда еще только приближались, а я рос с убеждением на весь остаток жизни что “Звездные войны” - это лучшие фильмы на свете. Но потом приквелы начали показывать в кинотеатрах, а позже и на ТВ, и шестилетнему мне они, разумеется нравились. На момент выхода “Мести ситхов” я был полностью убежден что в мире существуют 6 великих фильмов из серии “Звездные войны”. И на постсоветской территории вроде бы до сих пор есть такое убеждение. Я до сих пор помню, как один друг защищал в споре со мной Джа-Джу Бинкса. Но однажды, уже будучи в старших классах, я достал свою старую кассету с “Фантомной угрозой” и с ходу что-то было не так. Половина картины, до момента прибытия героев на Татуин, была ужасно скучной и бессвязной. У меня появились сомнения насчет качества моих любимых фильмов. А затем я по полной вошел в мир интернета, в том числе и западного, и именно тогда я узрел мир, где все ненавидели приквелы. Я поначалу не был согласен с ними, лишь потихоньку, шаг за шагом меняя свое мнение от “приквелы не хуже оригинальной трилогии” до “окей, они хуже, но это все равно не плохие фильмы”. И вот, позавчера я сел пересматривать “Призрачную угрозу” впервые в своей карьере критика, на этот раз абсолютно один и на английском. Я пытался быть как можно более непредвзятым, но по итогу я должен с прискорбием заявить: 1-й эпизод “Звездных Войн” заслуживает практически любой критики, идущий в его адрес.
Писать обзор на этот фильм особенно сложно сегодня, так как в интернете уже есть один, единый обзор, который делает мою работу лучше, чем я. Разумеется, я говорю о обзорах на приквелы мистера Плинкетта, с сайта RedLetterMedia. И я на полном серьезе говорю вам, как только вы дочитаете мою статью, обязательно посмотрите хотя бы две первые части обзора Плинкетта на “Призрачную угрозу” и если понравится, то и все оставшиеся его обзоры. Все обзоры представляют собой подробный разбор почти каждой детали в этих фильмах, и в целом каждый из них может сравнится по длине с полнометражным фильмом. Но поверьте мне, оно того стоит. За один такой обзор вы узнаете о кино и сторителлинге не меньше, чем студент киновуза узнает за семестр учебы. И к тому же, они при этом умудряются быть очень смешными. Это, возможно, лучшие обзоры из всех на YouTube, и должен признаться, что они существенно повлияли и на мой стиль критики с тех пор, как я их увидел.


Я думал, что смогу просто оставить эти обзоры тут с небольшим своим мнением, но к своему удивлению я обнаружил что материала для критики в этом фильме столько, что даже Плинкетт не смог покрыть все.
Если вы инопланетянин, или прожили последние лет 40 в убежище из Fallout, то пора вам рассказать, о чем эти фильмы. “Звездные войны” - это сверхпопулярный сериал космических опер, действие которых происходит в так называемой далекой, далекой галактике. Несмотря на наличие в этих фильмах людей и гуманоидов, эта вселенная никак не связана с нашей, и в целом история этого мира является довольно загадочной, особенно теперь, когда вся расширенная вселенная стала не каноном (и один мой друг, как выясняется, зря читал все книжки по “Звездным войнам”). “Призрачная угроза” рассказывает о периоде в истории этой галактики, когда цивилизованной частью галактики правил межгалактический сенат, и уже много лет в галактике процветал мир. На начало событий фильма мирную планету Набу оккупировала местная Торговая Федерация с неизвестными целями. Сенат высылает двух джедаев на переговоры с лидерами Торговой Федерации, где они быстро выясняют что Федерация замышляет что-то очень зловещее и за ними стоит другая, более могущественная фигура…
Если вы смотрели остальные “Звездные войны”, то, наверное, заметили, что завязка этой части какая-то на удивление…сдержанная. Почти каждая другая часть сериала рассказывала про огромные войны, происходящие по всей галактике, или про гражданскую войну с зловещей Империей. Это огромные конфликты, напоминающие нам о наших мировых войнах, которые нам так близки к сердцу. Кого интересует конфликт Торговой Федерации с маленькой планеткой? Серьезно, что это за завязка такая: большая милитаризированная нация оккупирует маленькую, беззащитную нацию, в то время как местный Союз наций не может ничего с этим поделать так как представители нации отрицают сам факт вторжения. Когда что-либо подобное происходило в истории? Кому это интересно?
Главная проблема первого эпизода становится видна сразу: сценарий и сюжет фильма. У них просто невероятное множество проблем. Это очень плохой сценарий. Даже больше скажу: это едва функционирующий сценарий. Трудно поверить, что это написал Джордж Лукас, человек всю свою юность крутившийся в компании лучших режиссеров и сценаристов Голливуда того времени. То, что он насочинял в “Призрачной угрозе”, игнорирует практически все элементарные правила хорошего сценария, придуманные людьми вроде Макки за последние лет 20.
Одна из самых главных проблем видна почти сразу- темп и так называемый pacing сюжета. Авторы “South Park” в своей недавней лекции рассказали про одно хорошее правило сценария, которое они постоянно используют: нужно писать сюжет так, чтобы рассказывая его кому-то нельзя было сказать “а потом…” между событиями. Разумеется, ребята немного преувеличили. Они ведь пишут эпизоды сериала по 20 минут, но на самом деле правило важное. Оно на самом деле говорит о том, что каждое событие в сюжете должно нормально переходить в следующее событие, чтобы у каждого эпизода была хорошая основа. То есть, если герой куда-то идет, то мы должны хотя бы примерно понимать почему он туда идет. Иначе пересказывая историю мы говорим “а потом он пошел туда…” и вместо нормальной истории у нас просто набор событий.
“Призрачная угроза” полностью забывает об этом правиле. Если честно, это в каком-то смысле удивительно насколько фильм забывает о элементарных вещах вроде внятной экспозиции и мотивации за действиями персонажей. Почти все, что происходит в фильме, кажется лишь серией слабо связанных между собой событий, большинство которых случаются по счастливому стечению обстоятельств. Давайте я продемонстрирую, что имею ввиду. Сейчас я кратко опишу события первых двадцати минут фильма, и каждый раз, когда в этом промежутке случится какое-то очень натянутое удачное для героев стечение обстоятельств, я буду добавлять “к счастью”.
Итак, наши два джедая, Квай-Гон Джин и Оби-Ван Кеноби прибывают на космическую станцию Торговой Федерации для переговоров. Лидер Федерации, Нут Ганрей, получает приказ убить джедаев. К счастью для них, он решает сначала взорвать их космический корабль, тем самым заранее насторожив обоих, вместо того чтобы прогнать их и просто взорвать их корабль с ними внутри на орбите. Затем он пускает в комнату к ним ядовитый газ, но к счастью джедаи его замечают и вовремя задерживают дыхание. К счастью, им обоим хватает воздуха в легких чтобы продержатся до появление боевых дроидов, которые пришли избавится от трупов, и они сбегают. Затем они решают спустится на планету, заранее зачем-то разделившись. К счастью, два разных корабля в которых спрятался каждый из джедаев, оказались во время высадки на планете рядом друг с другом, и джедаи быстро воссоединились. И к их счастью, Квай Гон встречает местного аборигена Джа-Джа Бинкса, который к счастью, приводит их в подводный город своей расы, где к счастью им помогают добраться до королевы планеты Набу на другом конце планеты.
Если вам кажется, что я преувеличиваю, то поверьте, это не так. Это весь фильм. Вся картина- это серия удачных совпадений и случайностей, которые ведут героев к тем или иным сюжетным событиям. Очень маленький процент событий в фильме является результатом стараний персонажей, их планов и принятых ими решений.  Все это создает кошмарное не пропадающее чувство, что вместо внятного сюжета мы наблюдаем за серией слабо связанных между собой эпизодов, которые кто-то написал, но забыл поместить в какой-либо общий контекст. А это приводит к тому, что сопереживать чему-либо происходящему на экране не возможно. Я не знаю, почему мне должны нравится главные герои- Квай Гон и Оби Ван. Все, что они делают первые несколько минут, это пачками режут вражеских дроидов и едва не добираются до главного злодея всей картины- Нута Генрея. Практически нет ситуации в фильме, где эти двое находятся в опасности. И все время везет и вражеские дроиды не представляют для них ни малейшей угрозы.
Знаете, как иногда вам приходится во время просмотра боевика терпеть плохо написанные сюжетные сцены, потому что они существуют лишь для того, чтобы дать обоснуй каким-то грядущим крутым экшен-сценам? Ну, “Призрачная угроза” примерно такая, с той лишь разницей, что время крутой экшен-сцены никогда не наступает. Вместо этого картина прыгает от одного небольшого эпизода к другому. Каждая сюжетная случайность существует для того, чтобы привести героев следующей счастливой случайности. Иначе говоря, вместо того, чтобы привести картину к каким-то крутым моментам, сюжет картины существует лишь для того, чтобы фильм поскорее закончился.
Другой большой проблемой становится отсутствие необходимой экспозиции. Экспозицию всегда довольно трудно естественно вписать в сюжет, я это понимаю. Но ее присутствие всегда лучше ее отсутствия. В одной из начальных сцен фильма Квай-Гон спасает того самого Бинкса во время вторжения дроидов Федерации. Этот сегмент фильма стоило начать с небольшой тихой сцены в лесу, где Джа-Джа, скажем, искал себе еду посреди леса как вдруг отовсюду начали садится гигантские космические корабли полные дроидов. Но вместо этого мы сразу видим, как Квай-Гон бежит от кораблей по лесу, и посреди леса без какой-либо причины стоит Джа-Джа, и джедай просто решает его спасти пробегая мимо. Что там делал Джа-Джа? Кто такой вообще Джа-Джа? Почему его надо было спасать? Хрен его знает. Возникает чувство, что из фильма просто отсутствует небольшой эпизод, но на самом деле это не так. Мы смотрим законченную картину.
Особенно сильно данная проблема сказывается в момент вторжения дроидов на Набу. Нам постоянно рассказывают о том, как они ужасно угнетают жителей планеты и так далее. Только мы никогда этого не видим! За все время вторжения у нас нет даже небольшого эпизодика, где испуганные жители Набу прячутся в свои дома и покидают улицы в страхе быть застреленными. До самого финального эпизода фильма мы ни разу не видим никого из жителей Набу, кроме королевы и ее свиты. От этого пропадает чувство что герои борются за что-либо правое. Весь конфликт выглядит так словно он происходит лишь между представителями федерации, и единственными людьми на планете- Королевой и ее придворными.
О сюжетных дырах, нелогичностях и не состыковках даже можно не начинать. Их безумно много. Даже таких, которые должны быть очевидны при первом же прочтении сценария. В середине фильма королева Амидала со свитой и джедаи покидают планету, прорвавшись на корабле через блокаду Федерации. Единственная функция всей этой блокады в том, чтобы не впускать и не выпускать кого-либо с или на планету. Какой толк от этой блокады, если один единственный небоевой шатл королевы может спокойно прорваться сквозь нее не повредив даже защитное поле?
Даже не пытайтесь начать понять планы главного злодея. У вас не получится. Если вы уже смотрели остальные фильмы, то знаете, что все, что делает в этом фильме владыка Ситхов напрямую должно саботировать все его планы.
Пожалуй, только на Татуине начинает происходить хоть что-то потенциально интересное. Герои оказываются в сложной ситуации без денег, где им приходится учувствовать в очень опасных местных гонках чтобы заработать на важную деталь для корабля и улететь. Это все равно ужасно написанный эпизод, но в кой-то веке в фильме происходит что-то несвязанное с политикой, а куда более похожее на хороший приключенческий фильм.
Главной прелестью этого эпизода в фильме становятся эти самые опасные гонки, наверное, единственная стоящая сцена в фильме. И она вышла стоящей, потому что на самом деле этот эпизод является большой наглой цитатой гонок из великого фильма “Бен Гур”. А если вы что-то знаете про Звездные Войны, то уже в курсе что оригинальная трилогия была просто переполнена такими вот цитатами классике.
Однако здесь я обратил внимание на деталь, которой раньше не придавал не малейшего значения. Здесь мы впервые видим маленького Энакина Скайвокера, и когда Квай-Гон замечает потенциал мальчика и решает спросить у его матери об отце Эни, она отвечает, что у него нет отца, мол ребенок родился путем какого-то чуда. В этот момент я схватился за голову от осознания, что теперь Эни- Иисус. В Голливуде, наверное, не знают о существовании каких-либо других религий, а потому главные герои у них всегда Иисусы. Энакин- Иисус, Нео- Иисус, Робокоп- Иисус, даже Супермен теперь Иисус. Я не то чтобы против, но даже я, человек нерелигиозный, понимаю, что с такими архетипами нужно уметь работать. Лукас что, забыл внезапно что его Иисус- это в будущем хладнокровный убийца-робот, которому явно насрать на “не убий”. Это все особенно прискорбно в контрасте с тем, что я посмотрел еще в этом году фильм, который религиозные мотивы использует идеально- “El Topo”, о котором я однажды обязательно напишу.
Но это подводит меня к очередной проблеме картины. Посмотрите, как реагирует на слова матери Квай-Гон: он сразу же проглатывает их. Он не удивлен, не начинает, как любой нормальный человек, спрашивать “Как это- нет отца?”. Он даже не думает, что женщина, возможно, сумасшедшая. Он очень уж спокойно воспринимает тот факт, что ребенок родился без какого-либо биологического вмешательства. И это проблема всех персонажей фильма, и всей актерской игры. Никто не ведет себя как нормальный человек. Кроме Джа-Джа Бинкса, ни один из персонажей фильма не произносит свои реплики с какой-либо эмоцией. Почти каждое слово из их уст- либо приказ, либо какая-то сухая информация. Никто не ведет себя нормально, никто не проявляет нормальных эмоций. Черт, да та же мать Энакина спокойно дает ему согласие на участие в смертельно-опасных гонках. Она не пугается за его жизнь, не истерит, не противится. Она спокойно относится к тому факту, что ее ребенок может умереть в дурацком местном виде спорта за ничто.
И ведь это, в большинстве своем, не плохие актеры. Мы с вами знаем, что Лиам Нисон, Юэн Макгрегор и Натали Портман способны выдавать отличную актерскую игру. Просто Лукас им сказал вести себя как можно более серьезно на экране. Я не в первой такое вижу, очень похожие проблемы есть у почти всей фильмографии Вачовских. Но я всегда хочу задать вопрос этим режиссерам, который у меня возник во время просмотра “Человека из Д.Я.Д.И.”: если героев картины ни разу не волнует происходящее на экране, то почему оно должно волновать меня? Почему я должен сопереживать событиям картины больше, чем лишенные всякой заинтересованности в них персонажи?
Единственной вещью, которая нравится фанатам в картине, всегда являлся Дарт Мол. Понятия не имею, почему. Его персонаж не имеет никакого характера, не играет никакой важной роли в сюжете и вообще существует лишь для финальной стычки с джедаями. Да, у него довольно крутой дизайн, и классный меч, но это не делает его хорошим персонажем.
Его драка с джедаями часто называется одной из лучших драк в истории сериала. Я даже помню, что сайт watchmojo назвал эту драку лучшей дракой на мечах в истории кино. И мне она тоже вроде всегда очень нравилась. Но сегодня даже она не смогла хоть как-то порадовать меня. Как и всему остальному в фильме, ей просто не хватает какого-либо контекста. Мы не знаем ни кто такой Дарт Мол, ни почему он на стороне ситхов. Его битва с джедаями лишена какой-либо эмоциональной основы. И мы даже не знаем где они дерутся! В очень важны момент драки Оби Ван оказывается отрезан от своего учителя и ситха защитным полем. Это круто выглядит, но что это, блин, за комната? Для чего это поле? Какая у него функция? Разумеется, никакой! Это лишь еще одно сюжетное совпадение, существующее для того, чтобы дать обоснуй смерти Квай-Гона.
О да, конечно там потрясающая хореография, но это тот случай, когда фильму это даже вредит. Драки выглядят как заранее отрепетированный танец, вместо жестокого сражений. Все происходит слишком быстро и слишком точно. Ни одно движение не похоже на удар. Все выглядит как балет. Для сравнения, моя любимая драка на мечах — это сражение принца Нуады из Хеллбоя из “Золотой Армии”. Нуада дерется как раз с похожей плавностью и балетной артистичностью, в то время как Хеллбой просто агрессивно размахивает мечом словно палкой, и использует окружение в ходе боя. И мы знаем для чего служит местная комната и все механизмы в ней, а потому у нас нет вопросов, когда они играют важную роль в поединке.
Я мог бы еще долго говорить обо всем плохом в этой картине. Мог бы говорить о том, что в фильме нет внятного героя, о том, что ни у кого нету внятного интересного характера, мог бы поговорить о плохой режиссуре Лукаса. Но пора сказать хоть что-то позитивное в адрес фильма.
Итак, что же в нем хорошего?...

Ну, для начала постеры Дрю Стрюзана вышли шикарными. Если вы не в курсе, Дрю Стрюзан- это по сути создатель современного постера и его работы всегда отличаются тем, что мастерски передают настроение фильма всего одной эффектной картинкой. Он делал постеры ко всем фильмам Лукаса, и его даже позвали сделать постер для 7-го эпизода. Он также является одним из последних людей в индустрии, работающих настоящими красками без вмешательства компьютеров.
Музыка Джона Уильямса, ожидаемо, вышла шикарной и в духе серии. Ну и выглядит фильм местами довольно здорово. О, компьютерная графика ужасно устарела и даже в свое время выглядела не очень, спору нет. Но все, что было сделано с практической стороны, декорации, корабли, города, все старания концепт-художников, все это выглядит здорово по сей день.
Но вот в чем проблема: все это не имеет значения. За всю картину это ни разу не улучшило мое впечатление от просмотра. Сценарий и плохая режиссура были настолько плохи, что я просто не мог даже на секунду насладится атмосферой этого фильма и стараниями всех тех сотен, работавших над ним людей. Это, на самом деле, феноменально. Я еще никогда не видел картины, где паршивая работа человека у руля проекта полностью затмевала любые старания всей остальной команды людей, работавших над фильмом. У “Ван Хельсинга” не было такой проблемы. У кошмарных “Бетмена и Робина” и “Горца 2” не было таких проблем. Еще никогда я не видел фильма, который при всех вложенных в него деньгах оставил меня настолько равнодушным к своему существованию.

Однако, мне пора сменить пластинку и прыгнуть в прошлое. “Призрачная угроза” вышла в 1999-ом году и на мой взгляд, не было в истории кино фильма более ожидаемого. Оригинальная трилогия уже была легендарной и имела армию фанатов по всему миру. Сама новость о том, что Лукас вернется чтобы сделать целую новую трилогию, взорвала всем мозг. А затем Фокс еще и перевыпустили оригинальные три фильма в кинотеатрах, доведя хайп до полного абсурда. Люди уже не могли дождаться этого фильма. Наконец-то он вышел, и все были в очень большом смятении. Первое время все просто отказывались верить в происходящее. Я миллион раз слышал истории о том, как люди пытались сами себя убедить в том, что фильм им нравится. Никто просто не мог поверить, что что-либо с названием “Звездные войны” может быть плохо. Все просто были в большом отрицании. И только годы спустя, с развитием интернета, все наконец-то собрались с духом и признали, что “Призрачная угроза” была кошмарна. А дальше началось невероятное. Новая трилогия стала считаться чем-то вроде худшей вещью на свете, предательством со стороны авторов. А Джордж Лукас по сей день подвергается нескончаемой демонизации. Его называли жуликом, халтурщиком, Иудой и даже Сатаной (я не шучу). И знаете, что? Мне в такие моменты очень стыдно называться “гиком” …
Сравнительно недавно я увидел обзор на “Эру Альтрона” популярного интернет-гика по имени Ной Антвеллер, более известный всем как Спуни. И в начале этого обзора Спуни рассказывал с невероятным возмущением, как страшно его травмировала “Скрытая Угроза” и как с тех пор весь Голливуд уничтожал его детские воспоминания, делая продолжение “Индианы Джонса”, римейк “Робокопа” и т.д. И это было невероятное жалкое и мерзкое зрелище.
Да, гик-культура и гик-личность всегда сильно определена тем, что нравится конкретному гику. А потому у многих гиков есть паршивая привычка воспринимать любую критику и любую оплошность в отношении любимого фильма/игры/книги как личное оскорбление. Но это почти всегда переходит все границы разумного. Гики очень любят, подобно капризным детям, ныть по поводу любой вещи и раздувать из мухи слона. В такие моменты даже у меня, большого гика, вся эта гик-культура вызывает огромное презрение.
“Джордж Лукас изнасиловал мое детство” - говорят они. Ах вы, жалкие капризные пидарасы. Некоторые люди спокойно живут, проведя детство в военных зонах и концлагерях, а вам три плохих фильма сняли, и ваша жизнь уже разрушена.
Люди очень любят использовать это выражение о изнасиловании Джорджем Лукасом после одного конкретного эпизода “Южного парка” посвященному “Королевству кристального черепа”. Никто почти не понял, что на самом деле авторы сериала высмеивали не Лукаса и даже не фильм, а именно реакцию публики на него. Кучка детей, являющихся главными героями сериала, ходили весь эпизод бесконечно повторяя о том, какой ужасной была сцена с холодильником или какой-то другой момент фильма. Весь эпизод они вели себя так, словно фильм был главной катастрофой их жизни, после которой нужно долго оправляться. И это вся эта гик-культура. Вместо объективной, внятной критики о том, почему фильм не удался и как сделать лучше, они просто говорят “Джа-Джа Бинкс” и считают, что этим все сказано.
Но нет, хватит выпендриваться, дорогие гики. Все далеко не так плохо. Джордж Лукас не заслуживает ни грамма той ненависти, которую все направляют в его адрес. Он всего лишь снял три плохих фильма. И все. Он не сделал это специально, и чтобы вам насолить. Сама идея того, что он намеренно сделал эти фильмы плохими- безумна и полна нарциссизма.
До чего же это грустно, когда всего лишь три плохих фильма могут уничтожить мнение всего мира об одном человеке. Мы почему-то готовы забыть, что Лукас в свое время снял два великих фильма “Американское граффити” и “THX 1138”. Да, вы, наверное, забыли, что Лукас создал не только “Звездные войны”. И не забывайте, он не только придумал всю вселенную “ЗВ”, он еще и придумал Индиану Джонса. Джордж Лукас ответственен за создание лучшей в мире космооперы и лучшего приключенческого сериала всего времен и народов. Неужели мы готовы забыть об этом? Неужели мы готовы забыть о том, что оригинальная трилогия все еще существует, и она шикарна? Неужели вместо того чтобы праздновать существование самого сериала, мы будем бесконечно фокусироваться на том, как ненавидим приквелы?
Нет, товарищи, это не дело. Нас это ни к чему не приведет. Мы не можем постоянно забывать все хорошее. Нельзя постоянно жить в ненависти, ведь в конце концов, ненависть- это путь к темной стороне силы.
Как гик, я признаю, что годы неприязни к Лукасу и его последним работам не привели нас ни к чему хорошему, и только сделали нас злее, циничнее и просто куда более неприятными людьми.

И сейчас, пожалуй, пора вздохнуть и отпустить весь этот багаж…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.