четверг, 28 декабря 2017 г.

Топ 3 лучших игр 2017-го года


Ну вот, очередной год подошел к концу, а значит пора писать итоги. И в этот раз у меня для всех вас подарок, дорогие читатели. Я в этом году не только успел выпуститься, но еще бы настолько активным, что я смогу написать итоги по нескольким фронтам сразу. Разумеется, привычные всем итоги кино, по худшим, как и по лучшим фильмам, будут, пускай и в конце, и они будут просто огромными (оба топа вышли с 10-ю позициями, и морем мини-номинаций). В частности, впервые в истории блога, вы получите мои сериальные итоги, где я смогу написать про каждый сериал, на который не хватало сил на протяжении года.
Но, для начала, мы стартуем с игровых итогов. Я знаю, что большинство моих читателей и друзей не сильно заинтересованы играми, но я все же постараюсь написать все как можно более понятно и доступно для людей от игр далеких.
Как и раньше, я увы, играл не так много игр, и мое железо все-таки начинает устаревать. То есть, мой топ снова состоит из короткого списка игр, которые я успел поиграть, но это не страшно, потому что я все же поиграл в этом году в однозначно лучшую игру. Итак, поехали!

3. Wolfenstein: The new Colossus


Для начала у нас игра, которая во-многом была примечательна в первую очередь тем, что она очень вовремя вышла.
Для тех, кто не особо сидит за новостями…ну, как бы это сказать, у нас в мире происходит небольшая проблемка с возвращением нацистов. Они устроили марши в Шарлтоттсвилле, Варшаве, у них появилась своя партия в Германии, они получают места в Белом Доме и пытаются пробраться сенат. Что тут сказать, пророчество “Зимнего солдата оказалось на жуть правдивым.
Так что мы все были страшно рады игре, в которой этих нацистких ублюдков можно поубивать кучей разных интересных способов. Разминка, так сказать. И Bethesda, собственно, не упустила возможности сыграть на этом политическом климате, и сильно акцентировала внимание в своем маркетинге игры на идее того, что “Америку нужно освободить от нацистов”. “Wolfenstein: the new colossus” стала любимицей публики еще задолго до того, как попала на прилавки.

И…увы, этот ход так и остался ее самым лучшим. Новые игры серии Wolfenstein очень хорошие, но у них большущий кризис личности, в том плане что они не знают, чем они хотят быть. И это во многом критика как раз первой части (или какая-там она в каноне серии по порядку), “The New order”, но заодно и критика второй, что та не так далеко ушла от предшественницы.
Если вы не сильно разбираетесь в играх, Wolfenstein это серия шутеров от первого лица, в сюжетах которых творится полнейший, откровенный фарс. В этой серии Нацисткая Германия не проиграла Вторую Мировую, а наоборот, выиграла, и теперь стремится добить остатки сопротивления. Здесь есть нацисты-роботы, нацисткие роботы-собаки, нацисты супер-мутанты, и многое другое.
Новая серия решила отличится тем, что хотя они и сохраняют весь этот тотальный бред и безумие, они при этом относятся к нему на полном серьезе, и пытаются, так сказать, пойти в обратном направлении. Найти в этом ужасе натурализм, сквозь который будет показана жуткая фантасмагоричная жизнь живущих в нем героев. Короче говоря, это подход “Бесславных Ублюдков” Квентина Тарантино.
Однако, Machine Games все таки не дотягивают до Квентина в плане сторителлинга. Главная проблема тут в тоне. Machine Games на самом деле молодцы, в том плане что они находят много способов перевернуть наши ожидания от подобных игр. К примеру, если обычно в таких играх у нас главный герой это крутой, накачанный, излучающий тестостерон мужик, которому все по силам, протагонист этой игры, Блажкович, наоборот, стареющий, уставший, побитый жизнью солдат, постоянно читающий в своем уме грустный монологи, словно бы написанные каким-то Френком Миллером. И игра довольно смело демонстрирует расисткие и сексисткие корни Американской культуры в флешбеках Блажковича.
Но это все как-то не вяжется с туалетным юмором игры, странными моментами черной комедии, и тем фактом, что нарративно, пускай игра и пытается деромантизировать образ Блажковича как героя, она все равно в итоге почему-то начинает воспевать образ Америки, как великой страны, любящей свободу, и что, мол, американцев нужно было лишь чутка подтолкнуть, чтобы они начали бороться с захватчиками.
Здесь много чего офигенного: чернокожая лидерша американского сопротивления, полноватая девушка которая переходит со стороны нацистов на сторону сопротивления (когда понимает, что нацисты ненавидят полных женщин), обезьяна с головой кошки…Но все это не вяжется в единую историю с каким-либо месседжем. Хотя авторы явно, ЯВНО ПЫТАЮТСЯ что-то всем этим сказать.
А ну и еще…как-бы это сказать, не показавшись очень старым…Я не понимаю, как играть в эту игру. И позвольте мне объяснить, что я под этим имею ввиду.
Я изучаю геймдизайн в свободное время, и всегда рассматриваю игры с двух позиций: как простой игрок, и как, я надеюсь, будущий геймдизайнер. И иногда эти две позиции пересекаются забавным образом. В общем, одна из вещей, которым я научился со временем изучая игры заключается в том, что у каждой игры, или по крайней мере, каждой хорошей игры, есть один самый главный, объективно лучший способ ее играть. Даже если это какая-нибудь игра вроде Deus Ex или РПГ с миллионом опций, и они стараются дать вам множество разных способов пройти игру, среди них все равно всегда будет хотя бы один (может больше) лучший способ пройти игру, который будет давать вам больше всего бонусов и положительных результатов. И порой, некоторым играм плохо удается объяснить этот правильный способ.
Так вот, я без понятия, какой этот способ у “The New Colossus”. По трейлерам и общей эстетике, кажется, что игра будет таким вот супербыстрым, невероятно жестоким шутером с безумным оружием, где нужно постоянно носится и убивать врагов как можно быстрее и эффективнее.  Но в самой игре, когда я играю…это не всегда работает. Иногда мне удается быть таким вот бешенным психом, стреляющим во все стороны. А иногда это меня и убивает. Иногда мне куда лучше удается проходить уровень аккуратно, засев на какой-то позиции и отстреливая врагов одного за другим. Но иногда меня окружают они со своими дронами, и эта тактика не работает.
И я в целом хорошо прохожу игру. У меня нету проблем. Просто пройдя много уровней я так как-то и не понял, что я собственно должен делать, когда враги появляются. И это как-то отстойно, и то что было проблемой и в предыдущей части.
Особенно отстойно в сравнении с предыдущим большим шутером от Bethesda- Doom. Который был в геймплейном плане, без шуток, лучшим шутером на свете. Doom был идеальной демонстрацией того, о чем я говорил ранее. Разработчики хотели сделать гипер-агрессивный, адреналиновый шутер, и сделали игру так, чтобы в нее можно было играть только таким способом: быстро и агрессивно. Любая другая стратегия просто не работает и приводит к гейм-оверу. И это шикарно, потому что Doom заставляет вас войти в шкуру героя, настраивает вас на свою волну, меняет ваше мышление ненадолго. И “New Colossus” явно хочет быть такой игрой, но не выходит.

Но…убивать нациков все равно очень приятно. Так что, третье место.

Fuck the Nazis.



2. What remains of Edith Finch


Окей, вот очень странная игра, которую будет трудно описать людям не игравшим, потому что она настолько выходит за рамки привычных жанров.
На поверхности, это обычная такая адвенчура, или как их называют в шутку “walking simulator”, где вы ходите по локациям, решаете загадки, и постепенно узнаете больший сюжет. Но все гораздо сложнее.

“Что осталось от Эдит Финч” это история…титульной героини Эдит Финч и всего ее семейства Финчей. Мы играем за Эдит, и в ее шкуре, мы возвращаемся в родное поместье Финчей, которое много лет было заброшено, с тех пор как мать Эдит забрала своих детей оттуда. Эдит пытается собрать как можно больше информации про все родовое древо семьи Финч, и черт-возьми, что это за история…
Финчи- это те еще кадры. Это необычная семейка полная искателей приключений, изобретателей, и просто необычных людей, которые приехали в Америку и построили на берегу очаровательный домик, сошедший прямиком из “Лемони Сникета: 33 несчастья”. Ну, “построили” это грубо сказано. Прапрадед семейства буквально пытался перевести их старый огромный дом через море, сделав его плавающим, и дом затонул вместе с ним, лишь чуточку не доплыв до берега, и его обломки до сих пор видны, торчащие вдали на горизонте. И с этим мы подбираемся к другой фишке семейства Финч. В добавок к тому, что они были семьей богатых гениальных чудаков, судя по всему, на семействе висело проклятие: они все умирали в каких-то несчастных случаях. Никто из Финчей не умирал мирно на старости лет. С каждым из них случилось что-то довольно ужасное. И по ходу игры становится ясно, что мы узнаем не историю жизни Финчей…а историю их смертей. Вот тут и начинается интересное.

Каждая из смертей рассказана своим особым способом, в том или ином виде связанным с покойными, их способом жизни и характером. Будь то письмо, или книжка, или документ от психотерапевта. В такие моменты мы переключаемся в вид из глаз члена семейства, который вот-вот умрет. И каждая смерть обставлена как своя небольшая мини-игра со своими фишками, где по сути целью стоит как-то добраться до неизбежного конца персонажа.

Эти куски и являются настоящей игрой, ее хлебом и солью. И каждый из них, без преувеличения, гениален. Есть что-то невероятное жуткое в игре, в которой нужно умереть, которая превращает трагический эпизод из жизни человека в небольшое развлечение, и игра как раз играет на этой жути. Здесь есть что-то макабрическое, в духе раннего Тима Бертона.
Большинство смертей обставлены как нечто волшебное, и даже очаровательное, хорошее. Этим, скорее всего, отражая момент смирения персонажа, когда они понимают, что сейчас случится. Маленькая девочка съедает отравленные ягоды, и ей начинает видится, что она трансформируется. От первого лица, мы превращаемся вместе с ней сначала в кошку, затем в птицу, и летим в леса, ловим кроликов, затем превращаемся в рыбу, падаем в озеро, затем превращаемся в змею, пробираемся на борт корабля, убиваем всех на борту, после чего чуем что где-то есть более вкусная добыча, плывем по каналу, через трубы, попадаем в какую-то квартиру и вдруг…понимаем что ползем к той кровати, на которой сейчас по идее лежит эта девочка, и что она вот-вот умрет.
“Ему нужно есть, и мы оба знаем что я буду вкусной”- пишет она в своем дневнике, который мы читаем, четко убежденная в том, что сейчас ее съест огромная змея, что прячется под кроватью.
И я не могу передать словами, до чего же здорово это все играется. Управление очень простое, и во всем этом процессе трансформаций нет особых сложностей, но презентация, анимация и просто маленькие находки идеально передают ощущение от каждого момента. Особенно здорово удался сегмент за змею. Авторы нашли отличный способ отразить манеру передвижения змеи при помощи управления. Ее неповоротливость, плавность движений и т.д.
И так почти с каждым таким эпизодом. Тот, который я описал, был одним из самых сложных и навороченных в плане игрового процесса. Другие гораздо проще. В одном вам просто нужно снимать что-то на камеру, или играть с воздушным змеем. Каждый сегмент идеально подобран чтобы как-то отразить характер и психологию персонажа. У детей почти все сегменты похожи на игру, как было показано выше. У одного из взрослых персонажей, к примеру, очень нудная и монотонная жизнь, что передано повторением одного и того же действия на протяжении нескольких минут, чтобы мы поняли идею.
И есть один сегмент, и я говорю абсолютно серьезно, меня малость напугал тем, насколько он сильно походил на нечто, что я почти пережил сам на своей работе в Польше. Я не хочу его портить, потому что это однозначно лучший эпизод в игре, и к тому же, заключительный. Просто имейте ввиду: если у вас был период в жизни, когда вы были на работе, которая выпивала из вас жизнь, и постоянно думали о каком-то воображаемом мире, куда пытались сбежать в своей голове каждый день на этой работе… вы узнаете самих себя в герое этого конкретного эпизода.
В общем, такая вот игра. Я знаю, что это может прозвучало отталкивающе, особенно с учетом того, что игры довольно известны своим паршивым умением справляться со сложной тематикой, но поверьте мне, это стоящая игра. Если честно, из всего этого небольшого списка, это единственная игра, которую я бы смело порекомендовал всем, даже тем, кто обычно игры не играет. Это невероятно красивая игра, она очень простая, и проходится всего за 2-3 часа.
Это чудесная история о том, как порой люди пытаются найти смысл в тяжелых, неприятных обстоятельствах. И шикарный пример того, что игры могут делать, когда качественно делают нарратив.

1.       Divinity: Original Sin 2



Немного бекграунда: в этом году я написал о своем неприятном опыте с Ведьмаком 3- одной из самых обхваленных, обласканных критиками и игроками игр на свете. Для тех, кто не читал тот материал, просто скажу, что я был очень разочарован, и я не хочу больше играть эту игру вообще. И если честно, я после этого немного охладел к жанру западных РПГ в принципе. Мне казалось, что я уже просто не понимаю саму суть и прелесть игр жанра, и что я очень отстал от развития его.
А затем, в середине осени, я услышал море чудесных вещей про игру, о которой раньше ничегошеньки не знал- Divinity: Original Sin 2. Произошло нечто невероятное: из ниоткуда появилась игра, не от какого-нибудь крупного разработчика или издателя, и без связей с какими-либо крупными сериями…и ей все вдруг начали давать 10-ки со всех сторон.

Я не мог не заинтересоваться, хотя уже расстроенный Ведьмаком 3, я запускал игру полный скепсиса. И затем я ее поиграл. И я хочу сказать два слова: Holy Shit.
Эта игра сьела немало дней из моей жизни, и я хочу вам сказать, что, да, она заслуживает всей этой хвальбы. Divinity: Original Sin 2 это не только лучшая игра этого года, это лучшая игра последних очень многих лет. Это однозначно, самая лучшая игра из всех, о которых мне доводилось писать в истории этого блога. И это одна из самых лучших РПГ в истории игр.
Я…у меня нет слов. Я просто не мог поверить, что сегодня такие игры вообще делают. Что сегодня, в нашей индустрии, кто-то в самом деле может сделать старомодную фентезийную РПГ, на манер всяких Planescape: Torment.
И так как игра, несмотря на свой успех, все же довольно нишевая, и вы вряд ли о ней слыхали, на меня падает бремя описать вам ее в подробностях.
Окей, сюжетная завязка довольно стандартная, и наверняка прозвучит довольно типично для жанра. В местном фентезийном мире живут вполне себе стандартные люди, эльфы, гномы, и нежить. Есть так же магия и колдуны, но помимо стандартных магий, типа магии земли, воды, т.д. есть еще особенная, самая страшная категория- Магия Истока (Source). Магов истока называют Колдунами (Sourcerers), и они нереально мощные и оттого опасные. Из-за чего они вне закона, и при обнаружении их всегда арестовывают, и везут в тюрьму в форт Радость, где их по идее лечат от Истока, хотя никто еще не возвращался с лечения, и никто не знает, что оно собой подразумевает.
Наш протагонист, которые могут быть либо кастомным персонажем, либо одним из готовых 6-ти протагонистов (невыбранные потом могут стать вашими спутниками), оказывается как раз таким вот колдуном, и их с кучкой других неудачников везут в форт Радость. Наш герой почти сразу формирует вокруг себя партию, и вместе они бегут из форта, после чего узнают неожиданные новости: Магия Истока опасна, потому что она привлекает внимания разных страшных монстров из Пустоты, которые нападают на наш мир, но они это делают потому, что у каждого из магов Истока есть потенциал стать следующим богом этого мира. Да, боги в этом мире, по сути, доказанные существующие существа, и по сути в последнее время они забили на весь мир по неизвестным причинам, и нужен новый бог. Учитывая то, что мир довольно паршивый и все в хаосе, наши герои с радостью станут новым божеством и попытаются изменить все к лучшему. Вот только есть одна проблемка: желающих много, а Бог может быть всего один. Что значит, нашим героям придется сразится не только с монстрами Пустоты и другими претендующими на статус Божества, но в конце концов и друг с другом.
И это только верхушка айсберга. В самой игре еще очень много, включая КУЧУ предыстории и лора, которые игра на вас не спешит вывалить сразу, а готова разжевывать постепенно, включая некоторые вещи, которые настолько common knowledge, что вам придется их сообразить самим. Несмотря на, казалось бы, стандартную расстановку, игра сильно меняет все, что мы знаем о стандартных фентези-клише. Эльфы в этом мире, к примеру, не наглые прекрасные мудрецы, какими они являются в других фентези. Здесь они скорее туземцы со своей странной культурой, жертвы колониализма, и к тому же каннибалы. Последнее довольно интересно, потому что, поглощая чью-то плоть, они получают последние воспоминания этих людей, а если это плоть другого эльфа, то и их опыт и даже сущность, тем самым давая ей вторую жизнь.
Я говорил уже, что эта игра просто гигантская? И это не просто потому, что в ней много сюжета, и много побочных квестов. Это потому, что она с самого начала сделана так, что вы никак не можете в ней увидеть все за одно прохождение. Внушительные куски контента будут отрезаны от вас, в зависимости от того, каким вы создадите своего персонажа. То есть, начать можно с того, что в зависимости от выбранной расы к вам будут по-разному относится некоторые персонажи, и будут доступны особые квесты эксклюзивные для этой расы. Так же, у каждого из протагонистов игры есть свой уникальный личный квест, который вы просто можете не увидеть, если не возьмете их в свою партию (а вы можете взять только трех персонажей, остальные, увы, станут недоступны с определенного момента в сюжете). Или куда более простой пример: я в начале игры выбрал своему персонажу спецспособность разговаривать с животными (я могу говорить с собаками! УИИИИИ!) благодаря чему получил немало особой информации и интересных квестов. Я не знаю, почему вы бы НЕ выбрали эту способность создавая персонажа, но вы вполне можете выбрать что-то другое, и за целое прохождение ни разу не узнать даже о тех квестах, на которые вас могут послать животные.
Учитывая то, как панически некоторые разработчики боятся, что вы не увидите какие-то особенно хорошие куски их игры, я невероятно впечатлен смелостью Larian Studios.

Что еще? Здесь обалденный движок. Мало того, что игра просто невероятно красивая, так еще в ней есть самая лучшая система физики элементов, которую я знаю. Во время боя, и не только, постоянно приходится пользоваться тем или иными элементами, чтобы получить преимущество. И работает это шикарно. Разлитая смола замедляет врагов, но затем ее можно поджечь для дополнительного урона. Огонь затем можно потушить дождем, если он вдруг перекинулся на ваших соратников, но от этого будет какое-то время эффект пара, в котором стрелки не смогут ничего увидеть и по кому-либо попасть. Или же можно наслать на врагов дождь, дождаться пока на полу образуются лужи воды, а затем заморозить ее, и смотреть как враги с 50%-ой вероятностью поскальзываются, и попадают в нокдаун на один ход.
В добавок к этому, почти каждый предмет в игре можно передвинуть с места тем или иным способом, и мне ужасно приятно смотреть в интернете, чего добиваются некоторые игроки. Как, например, один игрок убил одного из боссов чьим-то портером. Или другой игрок нашел способ легко избавится от одного босса…телепортировав его к другому назойливому боссу, чтобы они дрались друг с другом (и они дрались).
Что еще…О, тут обалденная музыка. Красивейшие оркестровые мелодии, чудесная флейта. Супер, отличный саундтрек, приятно слушать.

Ну и это просто чудесно написанная игра. Здесь у всех персонажей есть глубина, развитие характеров, какие-то интересные детали, большие эмоциональные моменты. Здесь есть очень много по-настоящему смешных и милых сценок, плюс, любовные линии, которые обычно я ненавижу, мне очень понравились.
При всем при этом, игра умеет быть очень мрачной в нужные моменты. Прям трагичной. Есть один маленький момент, из-за которого я потом весь день ходил грустный и иногда плакал (момент с медведем. Те кто играли, поймут). Здесь есть довольно много жестоких моментов, когда игра учит вас тому, что порой мир жесток, и с этим трудно что-либо сделать.
И она все это делает без этих Ведьмаческих “все в мире засранцы, выбирай между злом меньшим и злом большим”. “Divinity: Original Sin 2” это редкий пример в РПГ жанре, и играх в целом, где игре удается избежать банальных ситуаций про “добро-зло”, показать мир полный сложностей, неоднозначных людей и ситуаций, и это все в игре, в которой есть тролль с феской на голове. 


Ну, и лично для меня приятный момент: один из ключевых писателей, работавших над игрой, это Кевин Ванорд- бывший игрокритик и журналист из Gamespot. Спустя много лет критикования игр он вдруг взял, и написал свою собственную игру, и она шедевральна. Как критику, которому надоело слышать “пусть критики сделают лучше” это мне очень приятно было узнать.

В общем, я в бешенном восторге. Надо отметить, что игра не идеальна. В ней есть много мелких багов, что совершенно ожидаемо в играх такого масштаба. Ничего критического я не встречал, но они порой очень надоедают. И, в контрасте с игрой позицией ранее, мне трудно порекомендовать “Divinity: Original Sin 2” людям далеким от жанра. Это довольно старомодная, хардкорная РПГ, особенно если вы знакомы с жанром по большей части по играм Bioware. В ней много сложных нюансов, вроде системы крафтинга, в которой сложно разобраться, или того, как здесь учатся заклинания. И игра чертовски сложная. Поверьте мне на слово, это игра, где нет ничего постыдного в том, чтобы сразу играть на легком уровне сложности. Местные бои беспощадны, и перезагружаться приходится часто. Порой приходится тратить 10-20 минут времени, прежде чем становится ясно, что бой уже точно проигран.
Так что, да, это игра именно для тех, кто уже заточил зубы на старых Fallout или других играх Black Isle, ну или для тех, кому нравятся более сложные РПГ, типа “Pillars of Eternity”.

Но для меня это была монументальная игра. Я редко что-либо переигрываю в своей жизни, точно так же как я и редко пересматриваю фильмы или сериалы. Но я уже точно знаю, что буду, если найду время, переигрывать “Divinity: Original Sin 2” еще много раз. Эта игра погрузила меня в свой мир и стала моей жизнью на много чудесных дней, и я безумно благодарен ей за это.
Моя игра года. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.