Среди самых
именитых режиссёров планеты, то есть тех, у которых есть куча наград, слава и
они обласканы критиками, а также до сих пор активно снимают фильмы, самые
странные и необычные это дуэт Джоэла и Итана Коэна, которых чаще называют
просто Братья Коэн. Так как они до сих пор не сняли ни одного фильма раздельно.
Большинство режиссёров
и сценаристов, неважно плохих или хороших, так или иначе объединяет одна общая
черта- как правило их фильмы что-то пытаются сказать. Пытаются донести какую-то
мысль, мораль или просто задать вопросы зрителю. Иначе говоря, их фильмы как
правило имеют смысл.
Так вот, фильмы
Коэнов отличаются от всего что мы видим обычно в кино тем, что их фильмы
бессмысленны! Коэны большие любители экспериментов со структурой сюжета, и они
за годы отточили свой уникальный стиль. Их фильмы почти всегда показывают ряд
случайных стечений обстоятельств, которые рушат жизнь героев. Не имеет значение
хороший или плохой герой, сильный слабый, праведник или грешник. Конец почти
всегда беспощаден и бессмысленный. Так что если здесь все же и есть мораль, то
звучит она так: “Дерьмо случается”. Хотя это едва ли можно назвать сложной
моралью.
Казалось бы,
зачем такое смотреть и как эти режиссеры стали так известны своими фильмами? Ну
ответ прост: их персонажи и ситуации в которые они попадают настолько интересны
сами по себе что фильмы смотрятся в каком-то особом, неописуемом наслаждении. Происходящее
в фильмах Коэнов всегда полно черного юмора и фильм всегда держится на какой-то
невероятной грани, когда он одновременно и трагично грустный, и уморительно
смешной. А герои Коэнов действительно потрясающие личности со своими тараканами
в голове.
Вершиной их
творчества, по моему мнению, до сих пор остается “Бартон Финк”, одним из героев
которого является ваш покойный слуга, пишущий эти строки в этом жутком отеле
где трубы слышат все… Я долго не мог понять творчество собственных создателей и
находил его настолько же абсурдным, насколько и скучным. Но постепенно эти
фильмы преобразились в моих глазах и в мире структуры сценария в три акта Коэны
стали настоящими виртуозами повествования. И сегодня я расскажу про три
довольно важных фильма в их карьере, которые я каким-то образом умудрился
пропустить. Причем набор довольно необычный: один из первых фильмов, один из
золотой эпохи дуэта, и самый последний сделанный. Не будем терять времени,
давайте узрим лицо разума!
Просто Кровь (Blood Simple 1983)
И наш первый
гость- нуар-детектив в лучших традициях жанра. “Просто Кровь” рассказывает про
любовный треугольник девушки Эбби, ее мужа Марти и бармена Рэем. Эбби начинает
изменять Марти с Рэем, и тот нанимает частного детектива который сначала
доказывает Марти о существовании измены, а затем Марти нанимает его и вовсе
убить парочку. Но хитрый детектив решает сыграть в эту игру по-своему убив
Марти и подставив парочку…
“Просто кровь”
это первая большая картина Коэнов. В ней пока что нет этого черного юмора и
фирменного пессимизма братьев. Она представляет из себя вполне обычный
нуар-детектив и следует почти всем обычным ходам этого жанра. Это делает фильм,
пожалуй, одним из самых доступных для простого зрителя… но при этом из всего творчества
Коэнов это, пожалуй, самый обычный и оттого и скучный фильм.
Главная проблема
в сценарии- он работает, но его герои слабы. Они не столько персонажи, сколько
просто инструменты в руках сценариста. Они просто выполняют свои функции и все
описываются парой слов: ревнивый муж, молчаливый бармен, роковая красотка…
Главная прелесть Коэнов всегда была в их персонажах и их непредсказуемым
поведении. А тут все очень предсказуемо. Герои почти все как один одномерны и
неинтересны. За исключением того самого детектива. Вот это действительно
интересный персонаж, который несколько раз за фильм преображается, и ты порой
спрашиваешь себя:” Что же творится в его голове?”.
Зато вот где
фильм действительно сияет- так это в финале. Замечательная кульминация,
кровавая, жуткая и очень смешная. Если за что-то фильм и помнить, то за это.
Фарго (Fargo)
В общем я подумал,
что быть может это вполне себе обычный, массовый фильм, может не такой
чернушный как остальные фильмы Коэнов. Но первые же две минуты фильма разрушили
эту уверенность, когда в кадре показался вот этот мужчина:
(Крайний слева)
И тут сразу стало
ясно что если даже главный серийный убийца литературы зашел на огонек, то живых
останется очень немного.
“Фарго”
рассказывает про небольшую аферу одного робкого менеджера по продажам. Он
нанимает двух головорезов чтобы те похитили его жену, потребовали выкуп с ее
богатого папашки, а затем разделили с ним натрое. Но, разумеется, по закону
черной комедии, все идет не по плану. Приходится убить пару лишних свидетелей,
головорезы хотят больше денег и так далее. В итоге небольшие глупые случайности
разрушают жизни кучи людей. Немного жадности и отчаяния загоняет всех в могилу
или еще куда.
В целом это,
пожалуй, самый ровный и с позволения сказать, правильный фильм Коэнов. В нем
есть вся их фирменная странность и безысходность, но при этом сам сюжет очень
интересный и увлекательный. К тому же здесь
отличные конфликты. Их несколько,
они все интересные и их не слишком много, а оттого в них не путаешься. Мы видим,
что толкает человека на совершение преступления, видим, как герои сходят с ума
от жестоких ходов судьбы.
Но, как я уже
говорил в начале, главное блюдо- это персонажи. Здесь их просто отличный набор.
Первыми приходят в голову очаровательный дуэт Стива Бушеми и Питера Стормаре.
Два головореза, который представляют из себя полные противоположности. Стив-
дерганный болтливый злой тип (типичный Бушеми). Стормаре- молчаливый здоровяк с
внешностью члена группы Rammstein. Они просто идеальный дуэт для любой
черной комедии.
Но все же персонаж,
который ворует шоу- это беременная полицейская Мардж в исполнении завсегдатайки
братьев- Френсис Макдорманд. Что в ней особенного? Она такая… МИЛАЯ!!! Да, это
просто сложно описать словами. Офицер Мардж настолько вежливая и милая со всем
что не возможно не пустить слезу смотря на нее. Она милая как щеночки. Или
котята. Каждому свое. И в целом она является показательным образом фильма. Она
невероятно искренняя и старательная в своей работе. Коэны показывают, что если
все люди в мире будут как она и ее муж- мир станет просто офигенным местом. Собственно,
за роль Френсис получила золотую статуэтку.
“Фарго”- это
отличная криминальная драма, которая в зависимости от точки зрения зрителя может
быть как очень грустной и поучительной, так и смешной и полной сатиры. Всем
рекомендую. Отличный фильм чтобы ознакомится с дуэтом.
Внутри Льюина Девиса (Inside Llewyn Davis)
Про что фильм?
Ну, как таковой внятной истории тут по сути нету. Мы просто наблюдаем за
несколькими днями жизнь титульного героя- Льюина Девиса. Здесь нет никакого
конфликта, личностного роста героя и какого-то внятно начала или конца у фильма
тоже нет.
Когда я начал
смотреть фильм, в голову пришла интересная мысль. Я пришел к выводу что Коэны
постоянно пребывают в состоянии какого-то творческого кризиса и безысходности. Примерно,
как мой знакомый Бартон. Только в отличии от Бартона, который ничего не писал в
таком состоянии, Коэны переносят свою депрессию и отчаяние на бумагу, заставляя
зрителей раз за разом переживать тоже самое. Таким образом их кризис- их хлеб.
И в таком контексте фильм “Внутри Льюина Девиса” можно назвать одновременно и гениальным и полностью провальным. Он идеально передает смысл жизни и суть своего героя- Льюина. Льюин- неудачник по жизни. У него нет дома, его ненавидят многие друзья, денег нет. Есть только гитара и умение играть. Но это ничто в мире где фолк-музыка переживает свой большой бум и таких вот умельцев полно на каждом углу. Льюин вполне соответствует своей жизни. Просто плывет по течению. У него кажется нет никаких целей и стремлений кроме как прожить зазря очередной день. И фильм точно такой же: какой-то депрессивный, грустный и бессмысленный. Не идет никуда. Это просто серия встреч Льюина со странными персонажами. Все это просто происходит, откладывается в нашем мозгу и уходит в никуда. И хотя казалось бы, именно эту безнадегу и пустоту пытается показать фильм. И все у него выходит. Да только грустный факт от этого не меняется- фильм скучный. Никак не цепляет и не интригует. Непонятно зачем его смотришь и для чего. Возникает аналогия с другим похожим фильмом Коэнов- “Большой Лебовский”. Тамошний герой точно также попадал в какую-то абсурдную историю и просто плыл по течению. Но все таки “Лебовский” был веселой комедией, а почему тут такой же подход не работает? Потому что все же Чувак(именно так зовут героя Джеффа Бриджеса) в “Лебовском” был хоть и бездельником, но оптимистом. Он не унывал в самой жуткой ситуации, и мы симпатизировали этому качеству героя. Льюин же в “Льюине Девисе” очень пассивный персонаж. Нам трудно сопереживать ему, потому что невозможно сказать даже сопереживает ли он сам себе!
И в таком контексте фильм “Внутри Льюина Девиса” можно назвать одновременно и гениальным и полностью провальным. Он идеально передает смысл жизни и суть своего героя- Льюина. Льюин- неудачник по жизни. У него нет дома, его ненавидят многие друзья, денег нет. Есть только гитара и умение играть. Но это ничто в мире где фолк-музыка переживает свой большой бум и таких вот умельцев полно на каждом углу. Льюин вполне соответствует своей жизни. Просто плывет по течению. У него кажется нет никаких целей и стремлений кроме как прожить зазря очередной день. И фильм точно такой же: какой-то депрессивный, грустный и бессмысленный. Не идет никуда. Это просто серия встреч Льюина со странными персонажами. Все это просто происходит, откладывается в нашем мозгу и уходит в никуда. И хотя казалось бы, именно эту безнадегу и пустоту пытается показать фильм. И все у него выходит. Да только грустный факт от этого не меняется- фильм скучный. Никак не цепляет и не интригует. Непонятно зачем его смотришь и для чего. Возникает аналогия с другим похожим фильмом Коэнов- “Большой Лебовский”. Тамошний герой точно также попадал в какую-то абсурдную историю и просто плыл по течению. Но все таки “Лебовский” был веселой комедией, а почему тут такой же подход не работает? Потому что все же Чувак(именно так зовут героя Джеффа Бриджеса) в “Лебовском” был хоть и бездельником, но оптимистом. Он не унывал в самой жуткой ситуации, и мы симпатизировали этому качеству героя. Льюин же в “Льюине Девисе” очень пассивный персонаж. Нам трудно сопереживать ему, потому что невозможно сказать даже сопереживает ли он сам себе!
Однако все же
стоит заметить, что при всей неприязни к герою он шикарно сыгран. Я заметил
Оскара Исаака еще в “Sucker Punch” и с тех пор он не перестает радовать. У него большое будущее, но роль
Льюина возможно так и останется лучшей в его карьере. Это одна из тех ролей,
который просто идеально подходят актеру. К тому же в фильме много хорошей
фолк-музыки.
А еще он шикарно
выглядит. Да, это, пожалуй, главное, что меня спасало от засыпания во время
просмотра. То, как здорово фильм сделан с визуальной точки зрения. Это довольно
удивительно с учетом того, что это первый за долгое время фильм Коэнов, который
сделан без их традиционного постановщика. Как бы там не было, новый справился лучше,
чем старый справлялся когда-либо. Освещение, цветовая гамма, чувство кадра и
чувство эпохи- все идеально.
Но все же данный
фильм стоит рекомендовать только самым заядлым фанатам братьев. Остальным лучше
пройти мимо.
"Конец почти всегда беспощаден и бессмысленный." - ааааа! Согласование форм прилагательных!!!
ОтветитьУдалить