Я уже как-то раз
высказал свою, ну если не любовь, то как минимум симпатию к фильмам Ларса Фон
Триера, персоны нон-грата Каннского кинофестиваля. Мне его фильмы нравились за
его героинь, феминистический характер, и лютую мизантропию его автора. Я на
самом деле совершенно не хотел смотреть его последний фильм по разным причинам
и очень боялся что мне разонравится творчество режиссера после него. Но
результат оказался прямо противоположным.
Забегая вперед
скажу, что “Нимфоманка” - это, пожалуй, лучший фильм Триера. К тому же это еще
и ультимативный фильм для него. Фильм, в котором собрался весь его предыдущий
киноопыт. В “Нимфоманке” в полной мере проявились: его любовь к сильным женским
персонажам (“Танцующая в темноте”, “Меланхолия”), взгляды на общество (“Догвилль”),
умение шокировать зрителя (“Антихрист”).
Так как фильмы
выходили по частям, рассказ я тоже буду вести о каждой из частей отдельно. Как
ни странно, на две части фильм делится на удивление органично.
Часть 1
“Нимфоманка” -
это фильм про девушку со странным именем Джо. Джо подбирает грязную и избитую
на улице человек по имени Селигман. Он приводит ее к себе домой, где она решает
рассказать ему свою историю жизни от начала и до этого момента, когда он ее
подобрал. Джо- нимфоманка и вся ее жизнь состоит из поисков новых сексуальных
ощущений.
Итак, каким же
может быть фильм про такую девушку? Он может быть веселой, пошлой комедией в
духе Кевина Смита. А может быть чудовищно мрачным фильмом про порочный образ
жизни и про то, что секс- зло. А может быть философской драмой, затрагивающий
разные вопросы о людской природе. Какой же фильм Триера? Вы удивитесь, когда
узнаете что по сути он совмещает почти все вышеперечисленные возможности в
себе. Весь фильм ходит по очень тонкой линии, когда ему удается быть смешным,
грустным, мерзким, мрачным, жестоким, красивым и романтичным все в одном
флаконе. В таком фильме самое интересное это сидеть и думать: ”Что же случится
дальше?”.
Хотя самый
большой интерес представляют его два основных героя- Джо и Селигман. Джо-
типичная героиня Триера. Она милая и добрая в молодости как Грейс из “Догвилля”, у нее есть какое-то
особое чутье как у Юстин из “Меланхолии”, ну а взрослая Джо уже типичная
героиня Шарлотты Генсбург из фильмов Триера. Как ни странно, с самого начала
как персонаж меня больше интересовал ее собеседник Селигман. Джо интересный
герой и ее история довольно увлекательна, но все же вся она описывается
словами- Джо любит трахаться и делает все чтобы трахаться. Селигман же на
редкость загадочный персонаж, которому уделяют мало времени, но который
разбавляет фильм своими необычными аналогиями происходящего со, скажем
рыбалкой. Его персонаж добавляет мозгов фильму.
И собственно
фильм “Нимфоманка” довольно умный. В нем есть много интересных мыслей и
взглядов на общество и человеческую природу, а также из него можно нахвататься
всяких необычных фактов на самые разные темы- от истории до кулинарии.
Но все же это
кино в первую очередь актерское, и актеры тут главное блюдо (вставьте тут свою
шутку про Ганнибала Лектора). Генсбург и Скасгард всегда хорошо играют, с ними
все понятно. Куда интереснее актеры второстепенные. Пора Триеру давать новый
титул- “спасатель карьер”. Потому что в “Нимфомнке” очень много старых лиц
которых мы очень давно не видели в кино, либо не ожидали увидеть в подобных
амплуа. Шайя ЛаБаф внезапно очень, очень хорошо сыграл свою роль и мы
потихоньку можем забыть что он когда-то запачкался у Майкла Бея. Кристиан
Слейтер впервые за, страшно сказать сколько времени, получил по-настоящему
сильную роль. Во второй части фильма также засветился Ульям Дефо. А еще очень
удивила Ума Турман. Да, вспомните, когда мы ее в последний раз видели на большом
экране!
В общем такой вот
вышла первая часть “Нимфоманки”. Странный, но какой-то очень интересный фильм
на тонкой грани между трагедией и комедией. Что же подготовила вторая часть?
Часть 2
Ответ-ничего
хорошего! Вот где фильм действительно хорошо попилили на две части. Потому что
вторая половина Нимфоманки, или вторая часть- гораздо, ГОРАЗДО страшнее и
мрачнее первой.
Джо стареет, и ее
распутный образ жизни дает знать о себе в виде болезни. Но это ее все равно не
останавливает, и она начинает свой спуск в мир сексуальных извращений.
Фильм становится
очень мерзким и неприятным на этой стадии. Он показывает уже в полной мере все
ужасы жизни титульной героини. Показывает, как она теряет друзей и близких, как
не может остановится и контролировать себя. К тому же сюжет в середине
принимает очень странный и неожиданный поворот.
К слову, нужно заметить,
что до второй части в Нимфоманке ни разу не упомянули и не процитировали
Фрейда. За это, надо полагать, нужно дать отдельную медаль. Медаль за
воздержание.
Если вам не по
душе неприкрытая нагота в кино, то к “Нимфоманке” можете даже не приближаться. Все
сексуальные странствия героини показаны в самых неприятных подробностях. Если
решили все же глянуть фильм, то имейте в виду что героиня спит преимущественно
с мужчинами и меняет партнеров постоянно. А это значит, что вам придется
увидеть гораздо больше разнообразных пенисов чем каких-либо других органов. Кроме
шуток, почти каждый актер мужского пола в фильме так или иначе засветил в кадре
своим детородным органом.
И тем не менее,
при всех ужасах и мерзостях вторая часть “Нимфоманки” - мощнейший фильм и даже
лучше первой части. Здесь, что называется, все встает на свои места. Зловещая
симфония режиссера достигает своей кульминации и заканчиваются на высокой ноте.
Триер наконец говорит все, что хотел сказать и благодаря тому, как грамотно он
нас вел к своей жуткой морали, нам, зрителям, трудно не согласится с ним.
Вторая часть “Нимфоманки”
содержит очень много жутких умозаключений о природе человека, людях с
сексуальными отклонениями и роли женщины в обществе. И если вы не готовы к
финалу, который вас приведет в бешенство (по правильным причинам) то лучше
идите мимо. Триер бьет зрителя в лоб, шокирует и пугает. Показывает неприятную
изнанку человеческой природы.
И это делает его
фильм настоящим произведением искусства. Давно я не видел картины, которая
столь смело бросала мне вызов и заставляла задуматься, и даже пересмотреть
жизненные взгляды. Если вы всем сердцем любите кино и не боитесь мрачных фильмов,
то вы обязаны посмотреть “Нимфоманку”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.