воскресенье, 27 июля 2014 г.

Нимфоманка (Nymphomaniac)


Я уже как-то раз высказал свою, ну если не любовь, то как минимум симпатию к фильмам Ларса Фон Триера, персоны нон-грата Каннского кинофестиваля. Мне его фильмы нравились за его героинь, феминистический характер, и лютую мизантропию его автора. Я на самом деле совершенно не хотел смотреть его последний фильм по разным причинам и очень боялся что мне разонравится творчество режиссера после него. Но результат оказался прямо противоположным.
Забегая вперед скажу, что “Нимфоманка” - это, пожалуй, лучший фильм Триера. К тому же это еще и ультимативный фильм для него. Фильм, в котором собрался весь его предыдущий киноопыт. В “Нимфоманке” в полной мере проявились: его любовь к сильным женским персонажам (“Танцующая в темноте”, “Меланхолия”), взгляды на общество (“Догвилль”), умение шокировать зрителя (“Антихрист”).
Так как фильмы выходили по частям, рассказ я тоже буду вести о каждой из частей отдельно. Как ни странно, на две части фильм делится на удивление органично.
Часть 1
“Нимфоманка” - это фильм про девушку со странным именем Джо. Джо подбирает грязную и избитую на улице человек по имени Селигман. Он приводит ее к себе домой, где она решает рассказать ему свою историю жизни от начала и до этого момента, когда он ее подобрал. Джо- нимфоманка и вся ее жизнь состоит из поисков новых сексуальных ощущений.
Итак, каким же может быть фильм про такую девушку? Он может быть веселой, пошлой комедией в духе Кевина Смита. А может быть чудовищно мрачным фильмом про порочный образ жизни и про то, что секс- зло. А может быть философской драмой, затрагивающий разные вопросы о людской природе. Какой же фильм Триера? Вы удивитесь, когда узнаете что по сути он совмещает почти все вышеперечисленные возможности в себе. Весь фильм ходит по очень тонкой линии, когда ему удается быть смешным, грустным, мерзким, мрачным, жестоким, красивым и романтичным все в одном флаконе. В таком фильме самое интересное это сидеть и думать: ”Что же случится дальше?”.
Хотя самый большой интерес представляют его два основных героя- Джо и Селигман. Джо- типичная героиня Триера. Она милая и добрая в молодости как Грейс из “Догвилля”, у нее есть какое-то особое чутье как у Юстин из “Меланхолии”, ну а взрослая Джо уже типичная героиня Шарлотты Генсбург из фильмов Триера. Как ни странно, с самого начала как персонаж меня больше интересовал ее собеседник Селигман. Джо интересный герой и ее история довольно увлекательна, но все же вся она описывается словами- Джо любит трахаться и делает все чтобы трахаться. Селигман же на редкость загадочный персонаж, которому уделяют мало времени, но который разбавляет фильм своими необычными аналогиями происходящего со, скажем рыбалкой. Его персонаж добавляет мозгов фильму.
И собственно фильм “Нимфоманка” довольно умный. В нем есть много интересных мыслей и взглядов на общество и человеческую природу, а также из него можно нахвататься всяких необычных фактов на самые разные темы- от истории до кулинарии.
Но все же это кино в первую очередь актерское, и актеры тут главное блюдо (вставьте тут свою шутку про Ганнибала Лектора). Генсбург и Скасгард всегда хорошо играют, с ними все понятно. Куда интереснее актеры второстепенные. Пора Триеру давать новый титул- “спасатель карьер”. Потому что в “Нимфомнке” очень много старых лиц которых мы очень давно не видели в кино, либо не ожидали увидеть в подобных амплуа. Шайя ЛаБаф внезапно очень, очень хорошо сыграл свою роль и мы потихоньку можем забыть что он когда-то запачкался у Майкла Бея. Кристиан Слейтер впервые за, страшно сказать сколько времени, получил по-настоящему сильную роль. Во второй части фильма также засветился Ульям Дефо. А еще очень удивила Ума Турман. Да, вспомните, когда мы ее в последний раз видели на большом экране!
В общем такой вот вышла первая часть “Нимфоманки”. Странный, но какой-то очень интересный фильм на тонкой грани между трагедией и комедией. Что же подготовила вторая часть?

Часть 2
Ответ-ничего хорошего! Вот где фильм действительно хорошо попилили на две части. Потому что вторая половина Нимфоманки, или вторая часть- гораздо, ГОРАЗДО страшнее и мрачнее первой.
Джо стареет, и ее распутный образ жизни дает знать о себе в виде болезни. Но это ее все равно не останавливает, и она начинает свой спуск в мир сексуальных извращений.
Фильм становится очень мерзким и неприятным на этой стадии. Он показывает уже в полной мере все ужасы жизни титульной героини. Показывает, как она теряет друзей и близких, как не может остановится и контролировать себя. К тому же сюжет в середине принимает очень странный и неожиданный поворот.
К слову, нужно заметить, что до второй части в Нимфоманке ни разу не упомянули и не процитировали Фрейда. За это, надо полагать, нужно дать отдельную медаль. Медаль за воздержание.
Если вам не по душе неприкрытая нагота в кино, то к “Нимфоманке” можете даже не приближаться. Все сексуальные странствия героини показаны в самых неприятных подробностях. Если решили все же глянуть фильм, то имейте в виду что героиня спит преимущественно с мужчинами и меняет партнеров постоянно. А это значит, что вам придется увидеть гораздо больше разнообразных пенисов чем каких-либо других органов. Кроме шуток, почти каждый актер мужского пола в фильме так или иначе засветил в кадре своим детородным органом.
И тем не менее, при всех ужасах и мерзостях вторая часть “Нимфоманки” - мощнейший фильм и даже лучше первой части. Здесь, что называется, все встает на свои места. Зловещая симфония режиссера достигает своей кульминации и заканчиваются на высокой ноте. Триер наконец говорит все, что хотел сказать и благодаря тому, как грамотно он нас вел к своей жуткой морали, нам, зрителям, трудно не согласится с ним.
Вторая часть “Нимфоманки” содержит очень много жутких умозаключений о природе человека, людях с сексуальными отклонениями и роли женщины в обществе. И если вы не готовы к финалу, который вас приведет в бешенство (по правильным причинам) то лучше идите мимо. Триер бьет зрителя в лоб, шокирует и пугает. Показывает неприятную изнанку человеческой природы.

И это делает его фильм настоящим произведением искусства. Давно я не видел картины, которая столь смело бросала мне вызов и заставляла задуматься, и даже пересмотреть жизненные взгляды. Если вы всем сердцем любите кино и не боитесь мрачных фильмов, то вы обязаны посмотреть “Нимфоманку”. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.