воскресенье, 6 июля 2014 г.

Слава Терри Гиллиаму? Послесловие.


Ну, наконец свершилось. Один из самых ожидаемых фильмов этого года- “Теорема Зеро” просмотрена. Но чуть ранее я еще и посмотрел другой, ранее не освещенный мною фильм Гиллиама “Король-Рыбак”. Так что я решил сделать по этому поводу небольшое послесловие к моему предыдущему посту про этого выдающегося режиссера, где и освещу эти два фильма. Потому что, как не удивительно, это два едва ли не самых важных фильма в этом вопросе.






Король-Рыбак (the Fisher King)

Фильм рассказывает про Джека Лукаса (Джефф Бриджес) - успешного радиоведущего известного своим циничным, черным чувством юмора и издевками над звонящими в его радиопередачу людьми. Однажды вся его жизнь рушится, когда один из его слушателей воспринимает его слова чересчур буквально и убивает в одном ресторане кучу народу. Джека это сильно шокирует, и он теряет работу, дом, спивается и оказывается на самом дне Нью-Йорка с Анной- единственной женщиной которая его не бросила. Однажды Джек решает совершить самоубийство, но вдруг встречает Перри (Робин Уильямс)- сумасшедшего бездомного алкоголика, который думает что Нью-Йорк- средневековое сказочное королевство. Джек решает помочь всем чем может Перри, потому что Перри сошел с ума как раз после того как потерял всю свою семью в той самой жуткой бойне в ресторане.

Почему мне так нравятся фильмы Терри Гиллиама? Почему мне вообще нравится все мрачное и жуткое? Ответ довольно простой- потому что это отражает мои убеждения и мои представления о мире.
Незадолго до просмотра “Короля-рыбака” я пересмотрел свой любимейший мультфильм студии Pixar- “Рататуй”. И я заметил вот что: почти все мультфильмы (и многие фильмы) пытаются научить нас так называемой “Американской мечте”. Они пытаются показать, что кем бы ты не был и где бы ты не был, если у тебя есть мечта, то ты смело иди к ней и никогда не останавливайся, и ты обязательно ее достигнешь! И в целом это хорошая мораль, но есть одна проблема. В “Рататуе” мы не видим, как Реми учится достигать мечты. Она просто падает ему с неба в руки. На момент начала фильма он уже гениальный повар. Мы не видим, как он учится и как у него ничего не получается. Иначе говоря, мы не видим очень важной составляющей любого пути к мечте- сложностей на этом самом пути.
“Король Рыбак” не совсем про тоже самое. Он в первую очередь про борьбу с прошлым и про жизнь в примирении с самим собой. Но в целом пережить жуткие трагедии жизни и встать на ноги- тоже мечта, а значит мы вполне можем взять ее для нашего случая. Так вот, “Король-Рыбак” тоже показывает, что мечты сбываются если к ним идти. Но он показывает, что пока ты туда дойдешь, ты пройдешь через такой шторм дерьма и ужасов, что в пути несколько раз пожалеешь, что выбрал эту дорогу. И от этого триумф героев воспринимается с еще большей радостью. И именно поэтому фильмы Гиллиама, и “Король Рыбак” в особенности, очень важны для меня. Потому что они напоминают какие ужасы стоят у нас на пути и с чем нам предстоит столкнутся.


Теорема Зеро

В общем не стоил этот фильм моих ожиданий. Ох, не стоил. Вот уж действительно не думал, что Гиллиам, ВСЕ фильмы которого мне до этого нравились, внезапно так подведет.

“Теорема Зеро” рассказывает о Коэне- лысом жутковатом социопате в огромном ярком мире будущего. Он всю свою жизнь ждет телефонный звонок, в котором ему объяснят смысл его существования. Ему поручают важную работу: доказать Теорему Зеро. И, параллельно с этим, он встречает красивую девушку Бейнсли, которая к нему неравнодушна. А цель всего этого- найти смысл жизни.

Что не так с этим фильмом? Режиссерское видение и мораль. Главная мысль фильма. Но, чтобы понять почему она мне так не нравится, я хотел бы объяснить какую для меня роль играют фильмы и искусство в целом.

Видите ли, через какое-то время после рождения наш человеческий мозг полностью активируется (у кого-то это происходит раньше или позже, а кого-то вообще не происходит) и мы начинаем понимать, что очень мало знаем о вселенной вокруг нас. Мы, люди, создания практичные. Нам нужно знать ответы на все вопросы вокруг нас. Но чем больше ответов мы получаем, тем больше вопросов, а в центре всего этого один, ультимативный вопрос- вопрос смысла жизни. И то, что мы никак не можем найти все ответы, так или иначе очень расстраивает всех нас. И вот, в мире есть замечательная штука искусство, которая захватывает наши умы и будоражит все наши чувства и органы. На мой взгляд, главная цель хорошего искусства- отвлечь нас от поиска вопросов и дать расслабится. Главная цель великого искусства- дать нам один из возможных ответов.
Так вот, как творец искусства, Терри Гиллиам провалился. Потому что он фильмом “Теорема Зеро” он показал всем средний палец и сказал: “Смысла жизни нету!”. И это не является хорошим ответом на вселенский вопрос. Да что там, это даже ответом как таковым не является.
И вот у нас есть “Теорема Зеро”. Огромный кусок шизофренической депрессии его автора. Фильм, с хорошими актерами, неплохим сюжетом и отличной, стильной режиссурой. Но при этом всем невероятно мерзкий и почти тошнотворный. Браво, Терри, браво!


Никому не рекомендую. Лучше пересмотрите “Бразилию”, или что-то повеселее вроде “Монти Пайтона”. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.