Ну, наконец
свершилось. Один из самых ожидаемых фильмов этого года- “Теорема Зеро” просмотрена.
Но чуть ранее я еще и посмотрел другой, ранее не освещенный мною фильм Гиллиама
“Король-Рыбак”. Так что я решил сделать по этому поводу небольшое послесловие к
моему предыдущему посту про этого выдающегося режиссера, где и освещу эти два
фильма. Потому что, как не удивительно, это два едва ли не самых важных фильма
в этом вопросе.
Король-Рыбак (the Fisher
King)
Фильм рассказывает
про Джека Лукаса (Джефф Бриджес) - успешного радиоведущего известного своим
циничным, черным чувством юмора и издевками над звонящими в его радиопередачу
людьми. Однажды вся его жизнь рушится, когда один из его слушателей
воспринимает его слова чересчур буквально и убивает в одном ресторане кучу
народу. Джека это сильно шокирует, и он теряет работу, дом, спивается и оказывается
на самом дне Нью-Йорка с Анной- единственной женщиной которая его не бросила. Однажды
Джек решает совершить самоубийство, но вдруг встречает Перри (Робин Уильямс)-
сумасшедшего бездомного алкоголика, который думает что Нью-Йорк- средневековое
сказочное королевство. Джек решает помочь всем чем может Перри, потому что
Перри сошел с ума как раз после того как потерял всю свою семью в той самой
жуткой бойне в ресторане.
Почему мне так
нравятся фильмы Терри Гиллиама? Почему мне вообще нравится все мрачное и
жуткое? Ответ довольно простой- потому что это отражает мои убеждения и мои
представления о мире.
Незадолго до
просмотра “Короля-рыбака” я пересмотрел свой любимейший мультфильм студии Pixar- “Рататуй”. И я заметил вот что: почти все мультфильмы
(и многие фильмы) пытаются научить нас так называемой “Американской мечте”. Они
пытаются показать, что кем бы ты не был и где бы ты не был, если у тебя есть мечта,
то ты смело иди к ней и никогда не останавливайся, и ты обязательно ее
достигнешь! И в целом это хорошая мораль, но есть одна проблема. В “Рататуе” мы
не видим, как Реми учится достигать мечты. Она просто падает ему с неба в руки.
На момент начала фильма он уже гениальный повар. Мы не видим, как он учится и
как у него ничего не получается. Иначе говоря, мы не видим очень важной составляющей
любого пути к мечте- сложностей на этом самом пути.
“Король Рыбак” не
совсем про тоже самое. Он в первую очередь про борьбу с прошлым и про жизнь в
примирении с самим собой. Но в целом пережить жуткие трагедии жизни и встать на
ноги- тоже мечта, а значит мы вполне можем взять ее для нашего случая. Так вот,
“Король-Рыбак” тоже показывает, что мечты сбываются если к ним идти. Но он показывает,
что пока ты туда дойдешь, ты пройдешь через такой шторм дерьма и ужасов, что в
пути несколько раз пожалеешь, что выбрал эту дорогу. И от этого триумф героев
воспринимается с еще большей радостью. И именно поэтому фильмы Гиллиама, и “Король
Рыбак” в особенности, очень важны для меня. Потому что они напоминают какие
ужасы стоят у нас на пути и с чем нам предстоит столкнутся.
Теорема Зеро
В общем не стоил
этот фильм моих ожиданий. Ох, не стоил. Вот уж действительно не думал, что
Гиллиам, ВСЕ фильмы которого мне до этого нравились, внезапно так подведет.
“Теорема Зеро” рассказывает
о Коэне- лысом жутковатом социопате в огромном ярком мире будущего. Он всю свою
жизнь ждет телефонный звонок, в котором ему объяснят смысл его существования. Ему
поручают важную работу: доказать Теорему Зеро. И, параллельно с этим, он
встречает красивую девушку Бейнсли, которая к нему неравнодушна. А цель всего
этого- найти смысл жизни.
Что не так с этим
фильмом? Режиссерское видение и мораль. Главная мысль фильма. Но, чтобы понять
почему она мне так не нравится, я хотел бы объяснить какую для меня роль играют
фильмы и искусство в целом.
Видите ли, через
какое-то время после рождения наш человеческий мозг полностью активируется (у
кого-то это происходит раньше или позже, а кого-то вообще не происходит) и мы
начинаем понимать, что очень мало знаем о вселенной вокруг нас. Мы, люди,
создания практичные. Нам нужно знать ответы на все вопросы вокруг нас. Но чем
больше ответов мы получаем, тем больше вопросов, а в центре всего этого один,
ультимативный вопрос- вопрос смысла жизни. И то, что мы никак не можем найти
все ответы, так или иначе очень расстраивает всех нас. И вот, в мире есть
замечательная штука искусство, которая захватывает наши умы и будоражит все
наши чувства и органы. На мой взгляд, главная цель хорошего искусства- отвлечь
нас от поиска вопросов и дать расслабится. Главная цель великого искусства-
дать нам один из возможных ответов.
Так вот, как
творец искусства, Терри Гиллиам провалился. Потому что он фильмом “Теорема Зеро”
он показал всем средний палец и сказал: “Смысла жизни нету!”. И это не является
хорошим ответом на вселенский вопрос. Да что там, это даже ответом как таковым
не является.
И вот у нас есть “Теорема
Зеро”. Огромный кусок шизофренической депрессии его автора. Фильм, с хорошими
актерами, неплохим сюжетом и отличной, стильной режиссурой. Но при этом всем
невероятно мерзкий и почти тошнотворный. Браво, Терри, браво!
Никому не
рекомендую. Лучше пересмотрите “Бразилию”, или что-то повеселее вроде “Монти
Пайтона”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.