пятница, 10 апреля 2015 г.

Призрак в Доспехе (Ghost in the shell)



















Я дико извиняюсь, но сейчас в моей жизни начался какой-то странный период. Поток всех депрессивных мыслей вылился в мою небольшую статью о “Рататуйе” и с тех пор в моей жизни, ну окей, ничего еще не наладилось, но она точно стала стабильнее. Во всяком случае такова теория. Только так я могу объяснить тот факт, что меня в послеButдние дни тисками невозможно было дотащить до клавиатуры, если дело не касалось поиска очередных цитат о мизантропии или порно.  Но в конце концов мне стало стыдно. Так что добро пожаловать на мой акт насилия над самим собой, где я заставляю себя писать статьи через себя. УРРРА!
Если забыть про существование в мире мультфильмов Хаяо Миядзаки и студии Ghibli (задача нелегкая, но все же давайте постараемся) то в мире всегда было и, скорее всего, будет три самых важных, эталонных полнометражных аниме-мультфильма. Первый это культовый Akira, о котором я возможно однажды напишу очень подробный пост, как большущий фанат. Второй это “Манускрипт Ниндзя”, тоже очень горячо любимый мною мультфильм. А третьим, и последним хронологически, является “Призрак в Доспехе” 1995. И он же, по совместительству, оказался самым сверх-успешным и эксплуатируемым. Не знаю, как иначе объяснить тот факт, что по франчайзу “Ghost in the Shell” уже сделано несколько полнометражек, сериалов, OVA, видеоигр, один мультфильм в планах и даже Голливудская экранизация (нет, Голливуд, просто нет). И еще он был одним из главных источников вдохновения в создании “Матрицы”.
Ну, как-бы там не было, мы сегодня поговорим о том, как этот бум начался. “Призрак в доспехе” основан на манге культового художника Широ Масамунэ. Полнометражный мультфильм вышел в 1995-ом году и был в числе аниме, о которых говорили почти все и которое привлекло к жанру внимание массовой публики.
Что манга, что мультфильм повествуют про Японию далекого будущего, где нано технологии развились до невероятного уровня и стали частью повседневной жизни. Большая часть этих прелестных технологий приходит из Японии, отчего та стала очень популярна для туристов и кибер-террористов. И, разумеется, есть немало организаций, созданных для борьбы с ними. Самая крутая, продвинутая и секретная- это 9-й отдел, который почти целиком состоит из суперкрутых киборгов, одним из которых и является наша героиня- майор Мотоко Кусанаги. Манга повествует про бравые приключения ее и других киборгов-коллег. Полнометражка же фокусируется на всего одном- встрече с хакером по кличке “Кукловод”, который легко хакает “призраки” людей, используя последних в своих загадочных целях.
Наверное, у вас всех сразу возник вопрос, что такое, ять, “призраки” во вселенной этого мультфильма? Ну, здесь мы сталкиваемся с первой довольно большой проблемой “Призрака в доспехах”. Сколько бы его не любили и обожали отаку, нельзя отрицать тот факт, что “Призрак в доспехе” довольно паршиво написан. В первую очередь эта паршивость проявляется в кошмарно-плохой экспозиции. Для человека, мангу не читавшего, большая часть сюжета “Призрака…”, после первого просмотра все еще останется загадкой. Местами кажется, что вот-вот мультфильм остановится, сделает передышку и пояснит что, мать его, происходит в его вселенной. Но нет, он всегда бежит вперед без всяких объяснений. В целом это могло бы иметь неплохой эффект. Как я уже писал в своей рецензии на “Гиперион” подобный подход к сюжету может интриговать и заставлять зрителя изучать произведение снова и снова. И это было бы правдой в нашем случае, если бы в “Призраке в Доспехе” были интересные персонажи и интересный сюжет.
Но с ними тоже очень большие проблемы. Для начала сюжет. Он очень короткий и в целом несодержательный. Мультфильм идет чуть меньше полутора часа и в целом все важное, что в нем происходит сюжетно я мог бы уместить в одном довольно коротком предложении. При этом, увы, мультфильм оставляет после себя в чувстве какой-то незаконченности. Он кончается ровно в тот момент, когда кажется, что наоборот события только начали набирать обороты. Словно кто-то вырезал целый третий акт из него. И самое удивительное, при всем при это “Призрак в доспехе” умудряется тратить море времени на сюжетно-бесполезные вещи. Кроме шуток, всё, что происходит в первой половине мультфильма, не имеет никакого особого значения для основного сюжета. Бравые бойцы 9-го отдела ищут Кукловода, но никогда не приближаются даже на шаг ближе к его поимке. А потом, во второй половине, Кукловод решает побыть Кевином Спейси из “Se7en” и сам сдаться героям. То есть любые попытки его поймать в первой половине становятся бессмысленны в этот момент. И, как будто бы этого было мало, в середине мультфильм зачем-то решает потратить еще кучу времени на большой, атмосферный музыкальный сегмент. Я не шучу. В середине мультфильма, буквально из неоткуда и без всяких оснований в мультфильме начинается длиннющая сцена, где Мотоко просто ходит по городу без всякой причины под атмосферную музыку из начала фильма. У этой сцены нет практически никакой функции, она прерывает собой, казалось бы, важный диалог двух героев, и она просто идет и идет.
И это мы еще не дошли до самой главной, самой большой проблемы мультфильма. Его режиссер, Мамору Ошии, на редкость претенциозный засранец. Даже не представляете насколько. Если бы Стенли Кубрик снял боевик, то скорее всего им бы стал “Призрак в доспехе”. Хотя, по-моему, даже Кубрик бы не стал так нагло пренебрегать основами хорошего сценария.
Да, “Призрак…” затрагивает множество интересных идей и философских теорий. Но, увы, он делает это одним из самых худших возможных способов- сделав своих героев кучкой не замолкающих философствующих дебилов.
Да, философия — это всегда довольно сложный предмет для любого сценария. Ее трудно правильно подносить так, чтобы поняли все, и чтобы при этом она не была слишком навязчивой. Но “Призрак в доспехе” переходит все границы дозволенного. Произведение должно плавно подводить зрителя к своим философским мыслям своей сюжетной линией, делая мысли автора- мыслями зрителя. Но у Мамору Ошии главные герои говорят почти все глубинные смыслы произведений прямым текстом зрителю. И это местами доходит просто до абсурда. Здесь есть сцена, где Мотоко вместе со своим напарником Бато, общаются на лодке посреди моря, с банками пива в руках. И Мотоко использует практически любую возможность, чтобы начать огромный философский монолог про личность, тело, душу и черт знает, что еще. Серьезно, Бато в какой-то момент говорит, что она слишком много выпила, на что та отвечает огромным, ДЛИНННЮЩИМ МОНОЛОГОМ о том, что она- не ее тело и т.д. Так и хочется схватить ее за плечи и сказать: Блять, та заткнись ты нафиг, Кусанаги! Говори уже наконец, как живой человек, мать твою за ногу!!!
И это очень обидно, потому что это сильно мешает раскрытию персонажей. В “Призраке…” по сути всего два главных персонажа- Мотоко и Бато. И они, как ни странно, очень интересные личности с довольно непростой динамикой отношений. Мотоко на удивление нестандартная для аниме протагонистка женского пола. Она не пышногрудая красавица, которая надирает всем зад, как это обычно бывает, а на удивление пацановато-выглядящяя суровая дама, которая страдает метафизическим экзистенциальным кризисом. Бато несколько проще, но при этом все же интереснее. Он, в отличии от Мотоко, не полностью состоит из кибернетических частей тела и в нем еще много от человека. Он любит технику и время от времени даже шутит. К тому же Бато питает очень теплые чувства по отношению к майору Кусонаги, которые, увы, за две полнометражки так и не были встречены взаимностью.
Но почти все это я взял из манги. В аниме, пускай эти черты характера и есть у наших героев, они почти никогда никак не проявляются. Потому что герои постоянно читают огромные философские трактаты друг другу. И в таких условиях невозможно понять какие у них черты характера.
Ну что? Я кажется уже достаточно разозлил почти каждого второго отаку планеты раскритиковав их самый неприкосновенный шедевр. Но вот вам неожиданный поворот в конце второго акта- при всем при этом я очень, очень люблю “Призрак в доспехе”. Более того, когда я его посмотрел впервые, я даже думал включить его в список моих любимых фильмов, несмотря на все минусы. Как же так?
Ну, разумеется частично дело в самом техническом исполнении. Мультфильм был огромным прорывом в анимации, когда он вышел и с тех пор он не стал выглядеть не на йоту хуже. Он во всех смыслах шикарен. Движения очень плавные и красивые, дизайны завораживают и т.д. Сравнительно недавно была выпушена новая, “доработанная” версия под названием “Призрак в доспехе 2.0”, но я рекомендую ее обходить стороной и смотреть исключительно оригинальную версию. Не отстает и музыка. Невероятно мощный, меланхоличный саундтрек Кенджи Каваи очень доставляет. В финале фильма у Мотоко есть огромная битва с танком посреди заброшенного музея. Это было бы отличным моментов врубить какую-то пафосную увертюру, но Каваи поступил интереснее. Музыка в этой сцене очень медленная и даже грустная, напоминающая музыку из фильмов ужасов. Это делает добавляет битве отчаянности и напряжения, так как возникает чувство что наша героиня обречена.
И в целом именно здесь кроется секрет того бешенного успеха “Призрака…”. Он делает одну вещь лучше практически любого другого известного мне фильма или мультфильма- и это атмосфера. Мультфильм действительно дает чувство небольшого приключения в какой-то иной, параллельный мир. И он пропитывает своим настроением до самых пяток. Для меня это медитационный фильм в каком-то смысле. Я могу его включить практически в любой момент, в любом настроении и насладиться просмотром.
И, пускай я уже и жаловался на претенциозность Ошии, я не могу отрицать что в “Призраке” довольно много интересных тем и вопросов: существование души в теле, наличие души у неживых предметов, тело и разум, насколько сильно наша память формирует нашу личность и т.д. Но самая главная, центральная тема того, что личность представляет собой нечто большее, чем просто тело, приобретает весьма необычный феминистический оттенок в мультфильме. Ведь именно это и является главным внутренним конфликтом для Матоко- идея того, что она является лишь объектом для всех, кто ее окружает.
Ну, и в целом, в каком-то смысле все сюжетные недостатки мультфильма в итоге все же сыграли ему на руку. Потому что после просмотра я был очень заинтересован вселенной “Призрака…” и сразу же посмотрел продолжение мультфильма и даже прочитал оригинальную мангу.
В общем если вы любите мультфильмы и не боитесь небольшого количества анимационного насилия, то я все же очень рекомендую попытаться посмотреть оригинальный “Призрак В доспехе”. Только перед просмотром немного прочитайте про вселенную мультфильма на Википедии.

Другие произведения во вселенной:
Ghost in the shell (Манга)
Масамуне Широ является одним из самых культовых и влиятельных художников для аниме-культуры. Помимо “Призрака” на его счету также культовые “Appleseed” и “Dominion Tank Police”. Он человек, который навязал всему аниме и манга-миру любовь к гигантским роботам, красивым, но крутым девчонкам и антропоморфным красавицам.
Забавно, насколько же отличающимся по ощущениям можно сделать произведение, если за него берётся другой человек с другими намерениями. В мультфильме и манге “Призрак в доспехе” сюжетно и тематически происходят одни и те же вещи. Но тон и настроения совершенно разные. Мультфильм- очень мрачный и меланхоличный, в то время как манга при всей ее серьезности, ужасно веселая и смешная. И на самом деле, по моим воспоминаниям она от этого лучше. Она больше напоминает Спилберговский приключенческий боевик, чем философскую притчу. И герои в ней куда больше похожи на живых людей. Да, при этом увы Мотоко там куда менее интересный персонаж. Она там обычная бой-баба которая почему-то одевается как проститутка. Но в целом это не сильно мешает восприятию.
Помимо серьезных затрагиваемых тем и приятных героев, в “Ghost in the shell” очень классный рисунок. Это было еще то прекрасное время, когда мангаки рисовали со стилем и вкусом, в отличии от сегодняшних дней. В общем, если вы очень любите комиксы, то я вам настоятельно рекомендую попробовать мангу “Ghost in the shell”.

Ghost in the shell: Синдром одиночки (сериал)
Несмотря на огромную популярность оригинального полнометражного мультфильма, популярностью порой не меньшей пользуется сериал “Синдром одиночки”. Он, в отличии от полного метра, чуточку ближе к манге. В нем больше персонажей и есть юмор. Пока что я посмотрел всего 3 эпизода, но уже могу сказать, что эта версия мне почему-то нравится меньше всего.
Во-первых, я начинаю жутко ненавидеть старую формулу построения сериалов, когда каждый эпизод рассказывает свою историю, никак не связанную с предыдущими. Потому что я понял, что если эпизод никак не повлияет на сюжет в целом, то по сути он был абсолютно бессмысленным и вообще в сериале нафиг не нужен. Да, такая схема иногда работает. Сериалы, вроде “Space Dandy” или “Футурамы” тоже почти никак не связывают свои эпизоды сюжетно. Но есть заметная разница. То комедийные сериалы и формат помогает их шуткам (скажем, если авторы решили замочить всех героев). И, хотя сюжета основного нет, персонажи все же меняются и меняются их отношения.
В “Синдроме одиночки” увы, пока что персонажи особо никуда не двигаются. Да и даже если будут, они не настолько интересные и на них слишком мало фокуса, чтобы они вызвали так много интереса. И это не комедия к тому же.
И помните, что я сказал про феминизм несколькими абзацами выше? Ну, „Синдром…” выкидывает любые идеи феминизма в окно. Я еще кое-как могу смериться с тем фактом, что Мотоко одевается всегда как проститутка на пляже безо всякой причины. Но вот с чем я не могу смириться, так это с тем, что если Мотоко вылезает из огромного робота, то разумеется камера подбирает специальный ракурс прямо из-под жопы Мотоко.

Да, тут очень красивая анимация (хотя ничего на уровне оригинале тут нет) и милая музыка Йоко Канно. Но пока что я рекомендую эту часть франчайза пропустить. Сериал довольно приятный и неплохо развлекает, но после себя не оставляет совершенно ничего. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.