Наконец-то
мы подошли к последнему ретро-игровому обзору в этом месяце, и, видимо,
последнему посту в этом месяце.
Хочу
дать всем ценный, но очень трудновыполнимый совет: никогда не поддавайтесь
хайпу. Когда вы горячо ожидаете какой-либо фильм, игру, книжку и т.д. хайп- это
то, что может убить ваши впечатления. Никогда не будет произведения, которое
превзойдет ваши ожидания, зато если вы не будете ничего от произведения ждать,
то, когда оно окажется хорошим- вы будете удивлены и даже закатите вечеринку.
Я
это к чему веду, Deus
Ex-
замечательная игра. Офигенная, одна из лучших на свете даже. И тем не менее
этот пост будет почти целиком состоять из критики. Потому что даже если бы в
комплекте с каждым диском Deus
Ex
поставлялась очень охочая до секса Памела Андерсон (времен Barb
Wire
само собой), он бы не смог дорасти до той бешенной славы, которую ему
обеспечили за долгие годы фанаты.
Игра
была разработана давным-давно в Ion
Storm.
Студии, которая стала настоящим Икаром игровой индустрии. Ее основатель- это
Джон Ромеро, который в прошлом создал Doom
и Quake, после чего на
пафосе ушел из Id
Software сказав: я сделаю
свою студию с блэкджеком
и шлюхами, в которой посоздает лучшие игры в истории. Увы, история закончилась
грустно. Ромеро с командой прожили несколько лет как рок-звезды в дорогущем
офисе и с топ-моделями на постах секретарш, но в конце концов их первая же игра
стала одной из худших в истории. С другой стороны, где-то в этой компашке
нашлись скромные задроты, которые просто любили делать игры и без пафоса они
сделали две довольно необычные РПГ: Anachrnox
и
Deus
Ex.
Но, так как я так и не смог запустить на современных системах первую игру,
сегодня мы поговорим только о второй.
Deus
Ex
неоднократно
называли лучшей РПГ в мире, лучшей игрой для ПК всех времен и даже просто самой
лучшей игрой из всех когда-либо сделанных. Не говоря уже о том, что ее сюжет
восхваляли за затрагивание серьезных тем и философских вопросов, а сценарий
называли не менее крутым чем в самых лучших фильмах. Больше всего я наслышался
об этой игре в когда-то давным-давно горячо любимом мною журнале “Игромания”,
где ее очень любил уже бывший главный видео-редактор (или кем он там был) Антон
Логвинов. Любил настолько, что даже ошибочно назвал как-то раз Bioshock
жалкой кастрированой версией Deus
Ex,
когда на самом деле Bioshock
был
жалкой кастрированой версией System
Shock
2, но мы отвлеклись.
Для
тех, кто не в курсе, Deus
Ex
– это киберпанк РПГ-шутер от первого лица. Его главный герой- это ДжейСи
Дэнтон. Человек, которого походу игры можно самыми разными способами превратить
в машину для убийств, хакерства или тихих ночных операций.
Начнем
с самой большой и очевидной проблемы Deus
Ex,
которая отвернет многих людей, которые попытаются ее запустить сегодня- он
кошмарно выглядит. И далеко не потому, что вышел аж в 2000-ом году. Он и тогда
не получал лавров за достижения в технологии, а все тот же System
Shock
2,
на мой взгляд, выглядит куда лучше даже сегодня, хотя и вышел годом раньше. А
все потому что у него было то, чего Deus
Ex
явно
не имел (судя по концепт-арту) - хороших художников. Первая же локация, на
которую вы попадаете, остров Свободы, почти целиком состоит из всего двух
предметов: коробок и стен. Авторы игры не особо задумывались что этого
экстерьера маловато будет для столь посещаемого туристами места. И такова
проблема почти всего Deus
Ex-
он весь такой вот коробочный, сделанный людьми которые не особо задумывались о
том, как живут персонажи выдуманного ими мира. Забавно что в материалах о
разработке часто говорится о том, что многие места в игре были списаны с
каких-то мест из реального мира и из игры даже выпилили Белый Дом, потому что
он был слишком скучный (боюсь даже представить).
Во-вторых,
в Deus
Ex
много
самых разных скилов и часть из них откровенно бесполезна, что может весьма
помешать неопытному игроку. Почти все уже знают, что в игре бессмысленно
вкладывать очки опыта в плаванье или сопротивление к радиации, потому что в
игре смехотворно мало мест где эти навыки дадут какое-либо преимущество. Еще
бесполезен навык владения оружием ближнего боя. Как завещал нам Шон Коннери:
глупо идти на перестрелку с одним ножом. Ну и к тому же вы где-то в конце
первой трети игры уже найдете меч, который имеет такой огромный урон что даже с
непрокаченным навыком вы будете практически всех врагов убивать одним-двумя
ударами.
Ну
и наконец, Deus
Ex
это
еще одна игра, которая под веяниями моды Thief
имеет
большой бзик на скрытном прохождении. Забавно, при том что, по-моему, Deus
Ex
не
очень любит стелсовиков. Именно поэтому и из-за графики я в свое время бросил
игру едва начав первый уровень. Видите ли, в начале игры вам дается базовый набор
скрытного прохождения который для уже даже первого уровня ужасно скудный.
Больше всего раздражает арбалет с усыпляющими дротиками. Даже при идеальном
попадании в голову у дротиков уходит несколько секунд на то, чтобы вырубить
врага. За это время засранец всегда успевает побегать и покричать, разбудив
каждую собаку в округе. А ведь идеальное попадание сделать еще ой как сложно и
в большинстве случаев приходится стрелять во врага, а потом быстро прятаться от
града пуль и молиться Будде чтобы дротики подействовали до того, как козлы
добегут и сделают из ДжейСи решето. Есть еще, конечно, шокер для тихого не
смертельного устранения. Но работает он странно. Иногда, если загадать желание
под падающей звездой, он вырубит врага одним ударом. А иногда гад может принять
пару-тройку зарядов электричества в спину и еще и не лечь. И это зачастую один
и тот же враг и что влияет на эффективность моего удара шокером я так за всю
игру и не понял. И в добавок к этому у обоих видов орудия ужасно мало патронов
и на карте их найти порой очень затруднительно.
Это
первые, самые значимые проблемы игры.
Дальше
чуть уже попридирчивее. Deus
Ex
также
имеет славу игры, которая элегатно сочатает в себе РПГ, шутер, стелс и много
всего другого. И это тоже слегка обманчиво.
Deus
Ex
не то чтобы очень крутой шутер. Я вообще очень скептически отношусь к помесям
шутеров и РПГ
и Deus
Ex
отличный
пример почему. Просто если в нем не прокачать заранее навыки стрельбы из
определённого оружия, то у Дентона будут большие проблемы с перестрелками. Пули
будут разлетаться в стороны, отдача будет бешенная и т.д. И к тому же у Дентона
очень много времени уходит на прицеливание. Вот в чем фишка: ваша меткость
увеличивается если какое-то время стоять на месте и целится в одного врага. И
это меня раздражает с точки зрения логики. Дентон, блин, по сюжету боевой
агент. Его посылают всегда разобраться с большими группами террористов. Окей,
его могли не обучать хакерству или взлому, но вот базовое владение
огнестрельным оружием ему должны были преподать. Но в игре он ведет себя словно
человек, оружия в руках никогда не державший. Я бы предпочел, чтобы вместо
этого навык владения оружия просто увеличивал наносимый им урон, а не давал
герою знания о том, с какого конца автомат нужно держать.
Я
правда не знаю зачем качать сразу навыки владения оружием. Патронов на один
определенный вид оружия никогда не хватает и из отчаяния всегда приходится
переключаться на незнакомый вид оружия. Слава богу, выстрелы из тяжелого оружия
вроде ракетниц всегда летят именно туда, куда вы выстрелили.
Ну
и в добавок к сказанному, почти все оружие в игре довольно плохо ощущается.
Со
стелсом лучше, пускай и ненамного. Слава богу, в игре есть возможность
перетаскивать трупы и для этого не нужна качать отдельный навык. И к счастью
большинство врагов в игре довольно тупые и не видят Дентона если он не стоит
прямо перед ними, что позволяет разными хитрыми способами их обходить.
И
боссы. Черт возьми, что у этой серии не так с боссами? Я помню, что в Deus
Ex:
Human
Revolution,
третьей игре в серии, одной из немногих больших проблем было то, что его боссы
были заточены только под боевых игроков, и все стелсовики на них адски мучались
со своими несчастными транквилизаторами. Но вот в Deus
Ex
оригинальном
проблема полностью противоположная- тут боссы слишком легкие. Я это говорю не
задирая носа. Мой персонаж не был особо крутым мужиком, ловящим грудью пули, но
даже ему не составляло труда завалить первого же серьезного в игре противника
предательской автоматной очередью в спину. А позже ситуация стала вообще
смехотворная. Я нашел огромную ракетницу с системой теплового наведения,
которой потом мысленно дал имя “решение любой проблемы в игре”. Она убивала на
раз даже самые суровые группы противников, открывала закрытые двери и т.д. И
особенно забавно расправлялась с боссами. Я несколько раз за игру попадал в
комичную ситуацию, когда ко мне выходил очередной напичканный аугментациями
супер-киборг и говорил пафосную речь в стиле “Вот, я себя офигенно прокачал и
теперь тебе хана”, после чего бедняга умирал в криках агонии от одной
единственной моей ракеты. Серьезно, я чувствовал себя крайне неловко, когда вот
так вот отправлял в Вальхаллу киборгов толком даже и не узнав, что из себя
представлял в бою мой грозный противник.
Ну,
с геймплейной частью по сути покончено. Перейдем к элементу, претензий к
которому у меня скопилось куда больше. К сюжету.
Я
хочу сказать, что на самом деле мне немного неприятно сейчас так яростно
разносить сюжет игры в пух и прах, ведь в конце концов я не отрицаю что он очень
хорош и увлекает. Но все же проблемы есть проблемы, от них нельзя
отворачиваться.
Итак,
Deus
Ex
рассказывает про
мир далекого будушего в году 2052-ом. Мир пережил много чего страшного с
приходом технологий. Сейчас Америку и многие другие государства терроризует
загадочный вирус “Серая Смерть” к которому очень трудно вырабатывать вакцину,
изза чего та очень дорога и достается только самым влиятельным людям.
Разумеется, есть много террористов которые борются с режимом и пытаются
отобрать у богачей вакцину. Для борьбы с подобного рода террористами создали
организацию UNATCO,
главными солдатами которой стали напичканные технологическими чудесами солдаты-киборги.
Главный герой, ДжейСи Дэнтон и его брат, Пол Дэнтон, как раз являются новым,
последним поколением подобных солдат и они почти целиком состоят являются
роботами. Джей Си только-только поступает на службу и получает задание бороться
с новой крупной террористической организацией. Но постепенно он узнает, что его
брат, Пол, по совместительству лучший агент UNATCO,
тайно перешел на сторону врага и зовет ДжейСи последовать за ним, аргументируя
тем что на самом деле UNATCO
замешана в огромном заговоре и это Американское правительство создало “Серую
Смерть” чтобы контролировать население. И это далеко-о-о не последний твист
этой игры. ДжейСи быстро окунается в мир заговоров, теневых правительств,
секретных организаций который контролируют другие организации, иллюминатов и
страшно сказать, чего еще.
Мне
одному кажется, что это слегка похоже на недавно обсуждаемый мною Ghost
in
The
Shell?
UNATCO
очень
похожа на девятый отдел своей иерархией, главный герой тоже почти робот. Окей,
может просто кажется. Киберпанки они такие, похожие, сволочи. Хотя… все эти
заговоры и интриги между UNATCO
и FEMA.
И один из персонажей, Гюнтер, один в один похож на Борму из того же GitS.
И он заботится об агентше Наварро, как Бато заботился о Кусанаги… и один из
финалов где есть слияние с суперкомпьютером…так, БЛИН, эй Уоррен Спектр! Ты не
хочешь пару баксов выслать Ошии-сану? А то ты вроде тут сильно вдохновился
чужими наработками, на находишь?
Но
все, шутки в сторону. Сюжет Deus
Ex
на
самом деле очень хорош. Это увлекательная история с кучей поворотов и с разными
интересными персонажами, идеями и мыслями. Но при всем при этом это далеко не
тот многогранный сложный киберпанк каким его описывают многие. Мир Deus
Ex
далеко
не крутая вселенная со страниц книги Гибсона. Это скорее очень комиксовый
киберпанк, куда ближе к фарсовому “Робокопу”. В ней есть много серьезных и
мрачных моментов, но при этом она невероятно гротескная. Не секрет что Deus
Ex
почти
целиком вдохновлен самыми разными теориями заговора о тайных обществах
контролирующих мир. И эта часть сюжета как раз выкручена тут до абсурда.
Главный дизайнер игры явно воспринял все эти теории как песочницу, в которой
можно играться. Я устал считать за игру сколько раз там возникла какая-то новая
секретная организация, контролирующая кого-то там или еще чего. Это в принципе
один из самых главных сюжетных приемов игры: Вы узнаете, что все это время вами
контролировала какая-то таинственная фигура, из общества других таинственных
фигур, которые когда-то воевали за власть с другим секретным обществом и теперь
вы должны иди к тому обществу, а они еще и тамплиеры, и вообще спят с вашим отцом,
и так далее и тому подобное. И во всем этом меня безумно забавляло что главным
врагом большую часть игру является организация Majestic
12, которая настолько секретна… что у нее есть своя боевая униформа с огромной
цифрой 12 на шлемах (не говоря уже о огромной армии и секретных базах, одна из
которых находится прямо под секретной базой UNATCO).
К тому же вам предстоит посетить много локаций, которые как-то связаны с
теориями заговора. Разумеется, в список входят всякие катакомбы тамплиеров и
храмы, и даже Зона 51. И когда мне уже показалось, что более
очаровательно-дурацкой в отображении всех этих теорий заговора (извините, но в
разговоре о такой игре это словосочетание приходиться часто повторять) игра уже
стать не может, на экране появились пришельцы. Я не шучу. В последней локации
не с того не с сего на вас нападают натуральные зеленые человечки, с самым
стандартным дизайном на свете. И самое удивительное- этому не придавалось
особого внимания. Казалось бы, присутствие в игре инопланетной расы могло бы
сильно изменить отношение персонажей к своим проблемам. Могли бы забыть про
свои интриги и борьбу за власть и подумать о космосе, и угрозе извне. Но нет.
Просто теперь у вас на один вид противников больше.
Но
при всем при этом, это все-таки довольно крутая вселенная. Зачастую киберпанк
вселенные показывают нам мир далекого будущего где все застроено и очень
красиво мерцает неон. Но в Deus
Ex
есть
четкое ощущение того, что окружающий мир стремительно летит в жопу. Он
буквально в двух шагах от того, чтобы стать чем-то вроде вселенной Fallout,
и задача игрока не спасти его, а решить стать ли ему последним гвоздем в крышку
гроба или ненадолго отсрочить глобальный трындец. Это действительно мрачная
игра, где большую часть времени приходится проводить в полуразрушенных городах
полных бомжей. И Human
Revolution
(вместе с недавно анонсированным MD
) очень правильно сделала, что стала приквелом. Сиквел Deus
Ex
делать
бессмысленно, потому что мир в нем уже на грани и дальше уже ставки быть не
могут. Зато рассказать историю о том, как все стало так ужасно, в этом есть
огромный потенциал.
Вот
с чем у меня проблемы, так это с финалом. Игра, которая бросает героя из одного
конца мира в другой, не должна на мой взгляд, кончаться серией перестрелок в
подземном бункере. Это просто очень визуально скучный и занудный уровень. Игра
таких масштабов должна кончаться в космосе, например, на том вырезанном уровне
на Луне, или на крыше гигантского яркого небоскреба философским монологом с
главным злодеем за стаканом виски. А не зарываться глубже под землю.
Переходим
к более большим проблемам. В Deus
Ex
и
ее триквеле-приквеле Deus
Ex:
Human
Revolution
есть
эпизод, где на одного из друзей главного героя нападают всеми силами враги и у
вас есть выбор: убежать и оставить друга умирать, или попытаться отбиться, что
будет не легко. В Deus
Ex
надо
спасать брата, в HR
своего
личного пилота. И я заметил довольно большую проблему в первой ситуации: я не
понимал на кой фиг мне спасать брата. Пилот в HR
был
пускай и второстепенным, но все же классным, привлекательным персонажем с
которым вы за игру подружились и даже могли выполнить ей личный квест. Брат же
появляется пару-тройку раз за игру, дает пару советов по прохождению и
сваливает. Мы постоянно слышим от других персонажей какой у ДжейСи офигенный
брат и все дела, но на деле это никогда особо не проявляется. И спасал брата я
просто потому, что так было сложнее и интереснее.
И
в целом в этом большая проблема всего сюжета Deus
Ex-
ему довольно трудно сопереживать. Опять же, я постоянно слышал от разных людей
что один из плюсов игры в том, что тут нету “правильных” и “неправильных”
решений, добрых и злых персонажей, все неоднозначно. В каком-то смысле это правда,
но это отчасти и проблема, ведь все просто-напросто морально “серое”. Все
персонажи, просто борющиеся за власть злые гении и в целом не имеет особого
значения на кого мы работаем. Взгляните на Fallout:
New
Vegas,
где была похожая ситуация: огромный конфликт с множеством сторон, где у каждой
есть свои плюсы и минусы. Там-то все же выбирать приходилось тех, кто был симпатичнее
лично тебе. Но в Deus
Ex
нет
особой разницы между тем, работаем мы на UNATCO
или на Иллюминатов. И те, и другие не являются хорошими или плохими, они просто
борются за власть и нет никаких свидетельств о том, что кто-то ее заслуживает
больше другого. Честно говоря, мне обидно что в игре нет возможности все время
быть на стороне UNATCO
или того же Боба Пейджа (по сути главный злодей). Потому, что у первых хотя бы
были интересные персонажи, а Пейдж похож внешне и голосом на Дэвида Боуи.
Частично
проблема еще и в главном герое- ДжейСи Дентоне. Он просто-напросто никакой.
Может в этом фишка, в конце концов он почти робот. Но это, на мой взгляд плохое
оправдание бесхарактерности персонажа. ДжейСи только и делает всю игру, что
работает на одних, вторых, третьих, четвертых. У него никогда нету какого-то
своего мнения или позиции. Он всегда марионетка в чужих играх.
А
эта проблема возникает из другого, более серьезного неожиданного минуса игры-
это не совсем полноценная РПГ. И, пока на меня не напрыгнули с обвинениями,
поясню что для меня определение ролевой игры заключается в первую очередь в
том, чтобы в ней была возможность отыгрывать эту самую роль. И вот этого, по
сути, у Деус Экс нету. В геймплейном смысле да, можно вести себя миллионом
разных способов. А вот заговаривать людям зубы, хитрить, обманывать, принимать
серьезные решения, этого всего почти нету. Более того, игра довольно линейна.
Мне было очень обидно узнать по ходу прохождения что, к примеру, все равно игра
заставляет игрока встать на сторону брата и повстанцев и нельзя идти по другой
ветке.
И
на этом моя жесткая критика заканчивается и я возвращаюсь к сказанному в начале
статьи: Deus Ex
все
равно очень крутая игра. Просто я решил, что так как любые возможности похвалы
за меня уже сказали все критики мира, нужно соригинальничать и поругать.
Да,
Deus
Ex
имеет огромную свободу в стилях прохождения, почти на уровне лучших Hitman-ов.
Я бы даже сказал, что по тому, как игрок проходит игру, можно делать о нем
кое-какие психоаналитические выводы о его характере. Я, например, являюсь
большим параноиком который не доверяет всем людям. А потому, попав в гости к
человеку в игре, я всегда прежде чем с ним заговорить, взламывал в доме все
компьютеры и открывал все потайные двери. Один раз меня даже игра за это
наругала, когда шеф сделал мне выговор за то, что я залез в женский туалет.
Твою мать, Deus
Ex,
я не извращенец! Я просто искал аптечки.
И
одна из главных плюшек игры это аугментации. По ходу игры вы находите разные
аугментации для своего биомеханического тела, которые будут давать вам разные
бонусы при активации. И их в игре очень много, и они очень существенно меняют
геймплей. Тем более, что каждую еще можно установить всего раз, в одном из двух
доступных режимов. И среди них есть чертовски интересные. Напишите в
комментариях, какая была у вас самая любимая! Лично мне нравилась аугментация,
которая на низких уровнях портила траекторию вражеских ракет, а на высоких она
взрывала любые ракеты, гранаты и взрывчатки в руках врага, до того, как тот
успевал воспользоваться ими. Случалось, много комичных ситуаций, когда вражеский
боец взрывал самого себя выстрелом из ракетницы.
А
это еще одна приятная фишка игры: динамит. Он работает тут почти как настоящий
динамит, а не как просто еще одно оружие, но с большей циферкой в показателе
урона. А это значит, что динамитом и ракетами можно взрывать двери, если
скажем, навыка взлома или отмычек не хватает. И это также значит, что неважно,
что на вас идет здоровенный полный аугментаций здоровяк-киборк, который может
спокойно автоматную очередь лбом принять. Если он наступит на мину, то ему
хана.
Вообще
тут просто шикарный геймдизайн. Я часто пользовался некоторыми его фишками и
начал замечать, что практически ни одна коробочка в коридоре не стоит просто
так. Вон за той можно спрятаться, а вон тот автомат с колой можно перетащить и
перекрыть им вид для камеры и т.д.
Короче
говоря, при всей моей жестокой критике, я очень повеселился играя в Deus
Ex.
Я прошел ее за пять дней и играл долгими сессиями в много часов, часто забывая
про сон. И это на самом деле уже довольно большая похвала для игры. Если вы любите
старые игры и не боитесь квадратной графики- попробуйте этот культовый шедевр.
Но,
назло всем фанатам, скажу, что Human
Revolution
все
же лучше. И, может, однажды я расскажу почему.
P.S. а я видать еще и способностями пророка обладаю, так как именно пока я проходил оригинальный Deus Ex, Square Enix анонсировала продолжение HR- Mankind Devided. What are the odds!
P.S. а я видать еще и способностями пророка обладаю, так как именно пока я проходил оригинальный Deus Ex, Square Enix анонсировала продолжение HR- Mankind Devided. What are the odds!
Интересно.А я преимущественно шастала по люкам и вентиляции и раскачивала невидимость.И бесшумное передвижение.
ОтветитьУдалитьА боссов как валили? А то жуть как интересно что же же они там делали....
УдалитьЛомала компы и перехватывала управление охранными роботами и турелями, закладывала газовые мины, у Анны и Гюнтера были спецфразы на ликвидацию, где-то можно было пооткрывать двери с кусючей и плюющейся отравой живностью. Пейджа и Симмонса по-моему, пришлось таки какой-то тяжелой штукой обстреливать.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьМне было обидно когда я тоже нашел спецфразу Анны, потому что я ее убил еще когда она Лебедева хотела грохнуть. Той самой предательской очередью в спину.
УдалитьЧЕРТ! Совсем забыл упомянуть.
ОтветитьУдалитьВ Deus Ex местами просто до смешного плохая озвучка. И смерть Анны от спецфразы один из лучших примеров.
https://www.youtube.com/watch?v=O4wH-bU-YVY
Ну, оно как-то органично воспринималось вкупе с оформлением.Зато фоновая музыка мне нравилась.
ОтветитьУдалитьВ целом да, это не было особо большой проблемой во время самой игры. Даже наоборот, местами забавляло.
УдалитьВообще я тут немного задумался и у меня частично отпала моя претензия к дурацкости игры. Потому, что теперь мне начинает казаться что игра в каком-то смысле является умелой сатирой, демонстрирующей что на самом деле даже когда в мире миллион разных Иллюминатов, по факту миром не управляет никто и все в хаосе.
Your vision is augmented
Удалить