Блин…
ну вот, началось. Весна. Теплеет, распускаются все цветы и как будто этих двух
напастей было мало, все женщины (и те, кому женщинами только предстоит стать)
начинают наряжаться так агрессивно-сексуально. А мне потом приходится
объяснять, что это у меня кролик в кармане…
Мне
нужно срочно что-то, чтобы отвлечься от всего этого. Что там? Комедийный шутер
с главной героиней женского пола? Да, это подойдет, спасибо.
В
конце 90-ых и начале 2000-ых не было публики более везучей, чем фанаты шутеров
от первого лица. Все самое лучшее в этом жанре (кроме Биошоков, само собой)
вышло именно в этот период и жаловаться было, надо полагать, не на что. Одним
из самых лучших разработчиков того времени была Monolith
Studios,
которая в этот период делала просто потрясающие игры. Потом случилось, надо
полагать, что-то страшное и компания стала тем, чем является сегодня. Очень
странным разработчиком, делающим какие-то странные игры разных направлений и
губящая свои сериалы по ходу. В прошлом году, впрочем, случилось чудо, и они
выпустили Middleearth:
Shadow
of
Mordor,
к очень неожиданному восторгу критиков и игроков. Думаю, можно скрестить пальцы
и молиться за возвращение старого, “хорошего” Monolith.
А пока, давайте вспомним дни их славы.
No
one
Lives
Forever
изначально
разрабатывалась как нормальный, серьезный шпионский боевик. Даром, что фильмы
про Бонда с Броснаном как раз были на пике своей славы. Но проект, видать
получался слишком похож на вдохновителя. Студия Metro
Golden
Meyer
прислала
издателю игры Fox
Interactive
документ, в котором грозила подать в суд на него и разработчика за наглый
плагиат. Но какой-то очень умный дядька, бывший тогда в верхах посмотрел на
этот документ и с язвительной ухмылкой сказал монолитовцам: “Делайте игру
дальше”. Постепенно они сильно сменили все акценты, чтобы Мейер не натравил
своего рычащего льва и кучу юристов на авторов. Главный герой стал героиней, а
игра приобрела комедийно-пародийный оттенок.
No
One
Lives
Forever
рассказывает
про секретную организацию U.N.I.T.Y,
стоящую на страже мирового порядка. Оперативников организации внезапно начинает
устранять одного за другим какая-то другая организация (сюжет, который еще в те
времена не использовали все, кому не лень, а только Таун в “Миссии невыполнимой”).
Руководству приходится идти на отчаянные меры и послать в напарники своему
лучшему агенту молодую и неопытную Кейт Арчер, которая в прошлом была вором.
Разумеется, операция идет не так как планировалось. Агента убивают, Кейт едва
уносит ноги, политик, которого они должны были защищать, оказывается убит, а
это все значит, что скорее всего в организации завелся крот. U.N.I.T.Y.
осталась с носом и теперь им нечего не остается, кроме как с минимальными
ресурсами и всего одним агентом, в лице нашей Кейт, восстанавливать честь и
предотвращать очередной план по уничтожению мира.

Самое
обидно то, что в те времена люди еще не поняли до конца что если игра
комедийная, это совершенно не значит, что она при этом не может быть
одновременно и драматичной и иметь напряженные ситуации. Что обидно, ведь на самом деле в NOFL
есть
довольно эмоционально крутые моменты, которых можно было бы и побольше сделать.
Скажем, смерть опытного агента (который очень похож на Коннери, кстати) в самом
начале игры, пускай и предсказуема до боли, все же вызывает сопереживание. Мы
проводим целый уровень с этим товарищем и успеваем привязаться к нему. И
противостояние главной героини с главной злодейкой заканчивается чертовски
потрясающим диалогом, глубине которого мог бы позавидовать даже Нолан. Знаете
эту дурацкую фразу из кино, когда злодей говорит герою: “Мы с тобой на самом
деле похожи, просто ты этого не понимаешь.”? Ну, в случае NOFL
фраза
на самом деле правдива. Кейт проводит аналогии со своей противницей о том, что
у них обоих было тяжелое прошлое, а разница между ними в том, что Кейт решила
перерасти его и стать лучше, а злодейка затаила обиду на мир и словно капризная
девчонка, решила отомстить.

Но
увы, это всего лишь мимолетные моменты. Все остальное время NOFL
намеренно-дурацкая.
Герои говорят с подчеркнутыми акцентами, носят смешные имена, да и вообще ведут
себя как полнейшие придурки при любом удобном случае. Почти весь смысл юмора NOFL
заключается
в том, что Кейт- единственный умный человек в этом царстве имбицилов. В чем,
пожалуй, и заключается главный недостаток сценарной части NOFL,
но давайте перейдем к тому самому единственному умному человеку.
Надо
полагать, у людей во время выхода игры был какой-то культурный шок оттого, что
лучший шутер со времен Half-Life
имел
в главной роли представительницу прекрасного пола. Да еще и какую. Герои
шутеров почти всегда маскульные мужики, которые либо лишены лица, голоса и
характера всю игру, либо отвешивают шуточки, как это делает Дюк Нюкем. В такой
вот ситуации мне особенно кажется потрясающей Кейт. Она действительно
интересный, привлекательный внешне и внутренне персонаж. Что даже для того
времени в играх было невиданно. Она умная, изобретательная, целеустремленная,
но она также умеет отвешивать шуточки и подкалывать своих напарников и даже
язвить начальству. Причем, с ней в главной роли игра приобретает сильный
феминистический характер. К Кейт постоянно неуважительно относятся, как к
первому женщине-агенту, но она тем не менее продолжает бороться за
справедливость и равенство. И в конце концов, к победе ее приводят именно ее
личностные качества, которых нету у других агентов. Ее комбинация ума и смекалки.
Серьезно, все, кто кричал про феменизм в играх в прошлом году на GamerGate
и
сама Анита Саркиссян должна обратить пристальное внимание на Кейт Арчер. Это,
пожалуй, самое близкое что мы получили к феменистической иконе игрового мира.
И
при всем при этом это именно тот, нормальный феменизм, каким я его люблю. Кейт
пускай и окружена идиотами и уродами, сама никогда не забывает выглядеть
красиво. Она нарисована с модели Митцзи Мартин, хотя в игре она почему-то
больше похоже на молодую Кейт Бланшетт. И она просто потрясающе выглядит в
обтягивающем кожаном костюме.
В
принципе у меня есть и другая, более веская причина слегка недолюбливать
комедийную сторону игры. Видите ли, пускай в роликах NOFL
все
время дурачиться, когда дело доходит до геймплея, это на удивление не смешная
игра…
Да,
NOFL
довольно-таки
сложный. Стандарты сложности видеоигр значительно упали с тех времен, это факт.
Но даже для своих времен NOFL
вроде
бы не считался “прогулкой в парке”. Чего уж тут говорить про сегодня.
В
конце 90-ых была игра под названием Thief, которая
установила модный тренд на наличие стелса в шутерах от первого лица. И NOFL
была
как раз среди игр, этому тренду следующих.
Кейт
может неплохо стрелять и ловить пули, но все же в открытом бою она довольно
быстро умирает. А потому лучше большую часть игры проходит скрытно, даром что
арсенал для этого Кейт выдается соответствующий.

И
наконец, камеры. Боже, как же я ненавижу камеры в этих старых шутерах. Я не
знаю, осведомлены ли разработчики игр что камеры безопасности в первую очередь
всегда контролируются человеком в специальной комнате. Уверен, что нет, потому
что в старых играх камера- это всегда магический детектор движения, который
ловит игрока если тот рядом и каким-то образом еще и отличает его от вражеских
солдат. В NOFL
она,
ко всему прочему, еще поднимает тревогу если в ее поле зрения оставить труп.
Хотя тут я начал радоваться, что старые игры местами очень глючные и некоторые
трупы почему-то игнорируют.
И
самое обидное, у Кейт где-то так до середины игры нет нормального тихого
оружия, которое могло бы избавлять ее от большинства проблем.
Да,
как я уже сказал, стелс- это лишь опция. На большинстве уровней ничто не мешает
схватить в руки автомат и пойти мочить врагов. Но, как я уже упомянул, это,
во-первых, очень сложно, ведь уровни большие и комплексные, и враги будут
переть со всех сторон не давая передышке. А во-вторых, на многих уровнях в
таком случае будет поднята тревога. И сигнализация от нее будет пищать до
самого конца миссии, пока вы ее не отключите где-то.
Еще
раздражает бэктрекинг. Некоторые уровни явно вышли слишком короткими, а потому
авторы решили, что на них нужно выполнить какие-то дополнительные условия,
прежде чем продвигаться. И нет ничего, знаете ли, обиднее, чем пройти весь
уровень аккуратно, а потом вдруг узнать, что ты должен был установить в
специальных местах три бомбы и теперь надо возвращаться. Причем искать эти
места надо самому, и они еще и меняются для каждого нового прохождения.
Ну
и гаджеты. Как я уже сказал, NOFL-
игра с довольно сложным дизайном уровней и здесь есть много потайных ходов,
закрытых комнат, секретов и загадок. И у Кейт перед каждым заданием есть
возможность выбрать определенные гаджеты для открытия тех или иных секретов.
Все с собой, увы, взять нельзя, что в целом стимулирует повторные прохождения.
И хотя большая часть гаджетов довольно прикольные и классно работают, другая
часть откровенно бесполезна.
Если
быть точным, все гаджеты, нужные для “не смертельного” устранения врагов. Те,
которые их усыпляют и тому подобное. Я не пойму, нафиг они нужны. Они вырубают
врагов только на очень небольшое количество времени, да еще и могут саму Кейт
вырубить, если быть неосторожным. Зачем нужны инструменты для временного
устранения врагов, если под рукой есть всегда те, которые устранят проблем
навсегда? Да, знаю, что есть в мире люди любящие проходить игры, никого не
убивая. Но таких товарищей тоже обделили. Гаджетов все равно никогда не
хватает, чтобы вырубить на уровне всех врагов. Да и есть в игре ситуации, где
боя не избежать. Попробуй, усыпи, блин, летящий за тобой боевой вертолет.

Ну
все, вроде с критикой покончено. Да, в NOFL есть глюки и
маленькие недоработки тут и там. Но в целом, когда вспоминаешь всю игру
целиком, это чертовски крепкий шутер.
Во-первых,
он не просто так называется шпионским. Вы далеко не всегда мочите все, что
движется. Очень часто вы попадаете на нейтральную территорию, которую можно
поисследовать. Там можно пообщаться с персонажами и порой это даже нужно для
прохождения. И порой такие моменты тишины нарушаются моментами внезапного
экшена. Мне особенно понравился начальный уровень к игре, где вы сначала долго
снимаете одного за другим вражеских снайперов из окна своего номера в отеле,
после чего вам говорят: окей, переходи к следующей задаче. И только я успел
развернуться, как услышал за дверью шаги, а в следующую секунду уже получил
очередь из автомата за этой самой дверью. Современная игра скорее всего сделала
это бы роликом или Quick-Time-event.
Но тут вы должны реагировать сами, и от этого чувствуешь себя особенно крутым,
когда реагируешь. Я визжал от восторга, когда выпустил по двери обойму из
своего пистолета и услышал, как падают на пол вражеские тела.
И
в целом “разнообразие” - ключевое слово во всей игре. Она делает то, что как
мне долгое время казалось, не делает никто кроме Vavle-
а именно постоянно меняет локации и условия. Очень редкий уровень затягивается
на слишком долго. На одной миссии вы тихо зачищаете военную базу, на следующей
прокрадываетесь в офис богача и вас никто не должен обнаружить. В другой вы в
самолете и вас штурмуют со всех сторон. И тут даже есть эпизод на мотоцикле,
который потом все те же Valve
явно позаимствуют для
своего
шедевра. И вы постоянно должны как-то адаптироваться под локацию. На одной вы
можете быть во всеоружии, на другой вам достойный арсенал только предстоит
собрать, а однажды вас вообще оставляют без какого-либо оружия или гаджетов и
нужно менять всю свою стратегию. Тут даже есть уровень в космосе, который
довольно классный и даже как-то странно что он не последний в игре, ведь это
было бы идеальный эпический финал. Впрочем, тот что есть тоже великолепен. На
последних уровнях уже начинается ураганный экшен. Вы, вместе с агентами U.N.I.T.Y.
штурмуете замок врагов, и эти гады прут изо всех щелей. Тут даже есть подводный
уровень, который на удивления хороший и интересный. И игра очень правильно
сделана в плане сложности, постепенно усложняя условия и подсовывая новые
сюрпризы. За всем этим я даже не заметил, что по сути почти всю игру приходится
драться только с одним видом врагов- с вооруженными мужиками. Условия каждого
уровня настолько отличались от предыдущего что даже поведение врагов будто-бы
менялось. И с оружием тут все в порядке.
В основном стандартные автоматы-пулеметы, но бывают и приятные плюшки вроде
губной помады-взрывчатки или духов с кислотой.
Графически
игра довольно неплохо сохранилась. Да, лица почти всех персонажей выглядят так,
будто бы им хорошенько лопатой заехали. Но сами локации пестрят хорошими
текстурами и освещением. Есть какая-никакая атмосфера. Забавная ситуация,
правда, была с роликами. Они все сделаны на игровом движке, который явно не мог
поддерживать выполнения нескольких действий последовательно. Потому каждый раз
когда герой меняет позицию или умирает в ролике, экран очень быстро уходит в
черноту и сразу же из нее возвращается.
В
общем я замечательно провел время с NOFL.
Это очень мощная игра и по правде говоря, это самое близкое что мы получили к
идеальной игре про Бонда. Здесь есть все, чтобы почувствовать себя крутым
шпионом. Так что если вы не особо придирчивы к графике, да и вообще недолюбливаете
современные шутеры, то настоятельно рекомендую попробовать.
Второй
лучший шутер золотой эпохи, после Half-Life?
Да, с этим трудно не согласиться.
Послесловие.
No One Lives Forever 2:
A spy in Harm’s way

Забавно,
но сначала я решил поиграть давным-давно именно вторую часть, так как она
казалась красивее и интереснее. И, что еще забавнее, по логике она вроде как
даже лучше почти во всем первой части. Только я ее бросил почти сразу же, на
второй игровой локации.
Как
же так? Тут появилось много нового оружия, графика стала красивее, типов врагов
изрядно прибавилось, да еще и улучшили весь стелс. Появилась наконец
возможность перетаскивать тела и индикатор видимости. А также возможность
заглядывать аккуратно за угол.
Но
увы, я не смог ее играть слишком долго. Причина была в том, что игра получилась
еще сложнее из-за очень корявой механики. Ее суть была в том, что во время боя
на карте всегда был один случайный враг который возрождался в случайной точке. Это
было сделано, наверное, чтобы сделать игру более непредсказуемой, но в итоге
сделало ее раздражающей. Каждый раз, когда кажется, что вот, вышел едва живым
из очередной стычки и зачистил местность БАЦ! И в задницу прилетает фатальная
пуля и ты отправляешься в Вальхаллу для шпионов. К тому же враги стали совсем
читерскими- видят за километры и никогда не промазывают.
В
добавок игра стала меньше. В ней куда меньше локаций и разнообразия, и вторая
локация в Сибири очень уныла и занимает примерно четверть всего прохождения. И
сюжет. Опять же, тут у нас комедия и может поэтому на сюжете не нужно так
зацикливаться. Но все же я не считаю, что продолжение истории должно
фокусироваться на одном левом злодее из первой части, который выжил и решил всем
отомстить. Это как если бы следующий после “Голдфингера” фильм про Бонда был
целиком про Одджоба.
Короче
говоря: никому не рекомендую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.