Disclaimer: Меня уволили. Теперь
могу писать больше. И кстати, думаю до конца месяца буду писать про игры.
Знаете, всегда сильно смеялся, когда хардкорный ПК-геймеры смеялись над консольщиками, говоря, что у них не игры, а одно только кинцо. Не потому, что это был тупой аргумент людей, у которых с каждым годом все меньше и меньше игр… ну окей, не только поэтому. А потому, что когда-то весь рынок ПК-игр состоял из игр жанра “адвенчур” (пер. приключение). Игр, геймплей которых состоял из одного только кликанья на пиксели. Так что если на консолях сегодня одно только “кинцо”, то давным-давно у пк-геймеров не было ничего кроме кадров из того самого “кинца”. Низкополигональных, пиксель
ных, корявых кадров в низком разрешении. Как говорится, не швыряйся камнями, если живешь в стеклянном доме*.
Хотя
в целом у этого времени была своя прелесть. Это была эпоха, когда в индустрии
работало довольно много талантливых писателей, которые создавали необычные миры
полные интересных персонажей и при этом умели хорошо шутить время от времени. С
другой стороны, всегда был сам игровой процесс, но о нем и моих
взаимоотношениях с ним мы поговорим позже.
И
если, метафорически выражаясь, эти писатели были бы рестлерами, то Андре
Гигантом (Нет! Это не шутка про избыточный вес! Заткнитесь!) всегда был Тим
Шейфер. О-о, Тим. Твоему чувству юмора и таланту сценариста могли бы
позавидовать даже самые лучшие писатели. Доказательством гениальности Тима я
мог бы привести небольшой рассказ про его игру Monkey
Island
2.
Главный
герой этой игры, Гайбраш Трипвуд рассказывал большую часть сюжета своей подруге
в ситуации, где они должны были умереть с минуту на минуту. И если по ходу игры
умереть, то главный герой так и скажет в рассказе: ”И я умер!”. На что его
подруга скажет, что это бессмысленно, ведь он тут перед ней, а Гайбраш ответит “Действительно…”
и начнет рассказ с последнего чекпоинта. Если эта замечательная самоирония и
ломание четвертой и пятой стены одновременно не является признаком огромного
таланта авторов, то… я не знаю. Идите к черту, если не нравится.
Из-под
пера Тима вышло множество необычных веселых приключений, которые навсегда вошли
в Залы Славы Игрового Мира. Последним и, по мнению многих, лучшим (из эпохи LucasArts
конечно)
стал Grim
Fandango.
И
к моему огромному счастью ее недавно перевыпустили на современных компьютерах и
консолях, и наконец-то я могу в нее поиграть, а не досмотреть ее на YouTube
(да, я один из этих засранцев). Во всяком случае я так думал.
Но
шутки в сторону, время, собственно, самой рецензии. Grim
Fandango-
это одна из моих самых любимых игр в истории. Удивительно, особенно учитывая
то, что хотя она и входит в мой неофициальный (и несуществующий) топ 20 любимых
игр, при всех ее достоинствах сам игровой процесс GF
довольно-таки плох.
Но терпение, об этом попозже.
Объяснить
мою дикую любовь к Grim
Fandango
невозможно, не рассказав про ее мир и сюжет.
Действие
Grim
Fandango
происходит
в чем-то вроде эротического сна Тима Бёртона. В мире мертвых, иными словами. Как
показывает нам Тим, все религии жестоко ошибаются, а после смерти мы
отправляемся в Земли Мертвых. По сути это место очень похоже на наш, реальный
мир, пускай в нем и встречаются время от времени демоны, а все население
состоит из скелетов (так выглядят все люди после смерти). Здесь практически
каждая мертвая душа должна сделать всего одну вещь- добраться до 9-го Мира,
который по сути является чем-то вроде Рая. То есть да, технически Рай доступен
для всех. Только вот добраться туда очень сложно, дорога займет несколько лет,
да еще и в пути можно умереть. И на этот раз- с концами. Но если вы при жизни
были праведным человеком, то сразу же по прибытию в Земли Мертвых вы получаете
приятные бонусы. Если вы были скучным человеком а-ля Мать Тереза и в жизни не
обидели ни души, то вы получаете билет на очень быстрый поезд прямиком в 9-й
мир, и путь займет считанные минуты. Если пару-тройку раз, оступились- то
прокатитесь на большом лайнере. Путь будет долгий, зато на борту много
развлечений. Если же вы были не суперчисты в своей земной жизни, но все же
человеком были хорошим- получаете автомобиль, облегчающий предстоящие
странствия. Остальным же нужно скитаться в поисках 9-го мира на своих двоих. Некоторые
теряют веру и остаются жить и работать в Земле Мертвых. Тут в целом не так уж и
плохо.
Главного
героя нашей истории зовут Мэни Калавера. Мэнни является туристическим агентом,
задача которого- продавать туры к Девятому миру (немного странная задача, учитывая,
что все получают билеты за заслуги земные…ну да ладно). Как водиться в подобных
историях, Мэни сильно не везет. Он получил работу чтобы искупить какие-то
старые грешки перед высшими силами. Но работа не идет: все клиенты, попадающие
к нему- грешники без гроша в кармане (во всяком случае так показывает база
данных). Продавать этим товарищам нечего. Зато у конкурента Мэни- Домино, все
идет полным ходом и с клиентами везет. Однажды Мэни это надоедает, и он
решается на отчаянный шаг- получить лучшего клиента путем саботажа системы Департамента
Смерти. Но когда он так делает, выясняется жуткая правда- люди, а точнее мертвецы,
управляющие Департаментом явно нечисты на руку и творят какие-то непонятные
махинации с билетами. Рассказать об этом
Мэни, впрочем, не успевает. Из-за его маленькой аферы хорошая женщина по имени
Мерседес Коломар, лишилась своего билета на поезд и должна идти весь путь сама,
пешком. Мэни бросает все, объединяется с подпольным революционным движением
против порядков Департамента, и все чтобы найти Мерседес и исправить свою
ошибку.
В
целом вы уже могли догадаться в чем кроется главный козырь Grim
Fandango-
в его сюжете. Я с полнейшей уверенностью заявляю, что сюжет этой игры- одна из
лучших историй, когда-либо рассказанных человеком. Я серьезно! И я хочу, чтобы
это стало известным общепринятым фактом. Я хочу, чтобы люди говорили “великие
истории, вроде “Чайнатауна”,
“Атлант Расправляет Плечи” и “Grim
Fandango”.”.
Хочу, чтобы эта игра навсегда заняла место в числе великих. Потому что она
этого целиком и полностью заслуживает! Мне сложно объяснить вот так вот на
пальцах, почему она так хороша. Она просто идеально работает. Тим Шайфер с
со-сценаристами идеально выдерживают баланс между юмором, драмой, трагедией и
приключенческим боевиком. Это как будто бы Миядзаки снял мультфильм по сценарию
Джорджа Карлина.
Разумеется,
так как это Шайфер, нельзя не поговорить о замечательных персонажах. Мэни
Калавера является, пожалуй, одним из моих самых любимых игровых протагонистов
всех времен. Он неудачник и мертвец с недостатками, что сразу делает его
довольно симпатичным в моих глазах. Он не герой-любовник, а простой парень,
пытающийся исправить свои ошибки. В первых главах он предстает эдаким
очаровательным неунывающим лузером. Но, что довольно круто кстати, он меняется
по ходу истории аж четыре раза. Да, игровые события длятся не несколько дней,
как это обычно бывает в подобных историях, а 4 года. И в каждом из этих годов
Мэнни проходит через сильную личностную трансформацию, но при этом все же остается
тем же самым Мэнни. Самая любимая всеми трансформация происходит во 2-ом году,
когда Мэнни становится по сути Хамфри Богартом из “Касабланки” (цитаты
очевиднее некуда). Вообще у него много чего от Богарта. Как и у самой игры
очень много чего от нуар-фильмов. Хотя нет, “много чего” это очень мягко
сказано. Grim
Fandango
это
один большой гипертрофированный нуар. Причем именно старый, Хьюстоновский нуар,
как в “Мальтийском Соколе” или “Бульваре Сансет”. И это добавляет игры немало
харизмы и очарования.
Другой
герой, которого хочется упомянуть, это лучший друг Мэни- демон по имени Глотис.
Глотис сопровождает Мэни почти всю игру и у них случается немало милых бесед.
Отчасти потому что Глотис не очень смышленый. Зато он шумный и веселый, каким и
должен быть большой дружелюбный демон. Вот вам отличный пример местных
диалогов:
Мэни
и Глотис едут на машине по мосту, целиком сделанном из костей убитых тут
демонами людей. Глотис нервничая говорит:
-
Мэни, мне не нравится ехать по телам людей.
-
Расслабься, Глотис. Им все равно, они- мертвы!
-
Но… ты тоже мертв, Мэни. А я не еду через тебя.
-
Это потому, что мы с тобой- друзья, Глотис.
И
в целом вся игра такая вот. Она полна этих милых диалогов и подколок. Почти
каждый персонаж не упускает возможность поострить, что делает их особенно
живыми.
Правда
здесь очень много черного юмора. Даже слишком. Есть один эпизод в игре, когда
вам технически нужно бросить в пасть монстру слегка раздражающего, но все же ни
в чем не повинного старика, просто чтобы продвинутся дальше по игре. Да, тот
выбирается потом, но все же сам факт поступка уже довольно жуткий. И подобные
вещи порой придется делать. Хотя приятно что в кой-то веке игра хотя бы не бьет
игрока по башке за морально “неправильный” поступок, а рассчитывает, что ты его
просто сделаешь и будешь себе играть спокойно дальше.
Ну
окей, я уже вроде обслюнявил с ног до головы Grim
Fandango,
и вы уже поняли, что это одна из самых лучших вещей на свете. Самое время
скинуть бомбу критики.
И
черт возьми, повод есть очень веский.
ОООО!
ДА! Наконец-то! Пора поговорить об ЭТОМ СЛОНЕ в комнате!
Мои
тяжелые отношения с адвенчурами. В моем шкафу уже завалялись два страшных
скелета в виде двух игр жанра адвенчуры, которые мне жуть как нравились, и я
изо всех старался их пройти, но не смог, так как застрял на каком-то особенно
тупом моменте. И все дело в игровом процессе адвенчур. Я бы закрыл ряди сюжета
и персонажей глаза на тот простой факт, что играть в них просто на просто не
очень интересно. Ты просто кликаешь по экрану на разные предметы и все. Но нет,
это явно кому-то было мало. Потому что практически каждая адвенчура обладает
набором задачек, логика которых от меня бесконечна далека. Не очень люблю
говорить вещи в стиле “раньше трава была зеленее и курить ее было приятнее”, но
все же смотря на адвенчуры мне действительно начинает казаться что люди раньше
были гораздо умнее. Или куда более долбанутые на голову. Или делать им было
совсем нечего. Потому что они ведь раньше проходили эти все адвенчуры без
проблем, раз их столько в свое время понаделали. И это до того, как прохождения
в интернете стали столь просты и доступны (как и сам интернет).
В
общем, вот как мне кажется придумывается логическая задачка для игрока в
стандартной адвенчура: берётся проблема и герой, который проблему должен
решить, после чего геймдизайнер все это дело придумывающий, накачивается
каким-то особенно опасным наркотическим газом, и, пока у него изо всех щелей
кровь течет, пишет то решение задачки, которое ему в этот момент кажется
логичным. Никак иначе долбанутость всего того, что нужно делать в подобных
играх я объяснить не могу.
Игры
Тима Шейфера, впрочем, считаются далеко не лучшими примерами “сложных адвенчур”
(хотя может я что-то путаю). Full
Throttle,
другое его очаровательное детище, вообще часто называют единственной хорошей
адвенчурой, которую реально пройти не нажравшись предварительно веществами. И Grim
Fandango
вроде
как тоже под такую категорию попадает, но… на самом деле нет, не попадает.
Для
начала Шейфер с командой смогли запороть единственную вещь, которая казалось бы
работала в подобных играх просто и понятно- управление. Вместо стандартного,
привычного всем управления кликами мышкой в Grim
Fandango
так
называемое “танковое” управление на подобие Resident
Evil. Управляется
наш герой нами, с клавиатуры, но при этом он очень медленный и ужасно
неповоротлив. Проблем добавляет и тот факт, что когда входишь в новую комнату,
камера меняет ракурс, отчего меняется слегка и управление, отчего часто
возникает дурацкая ситуация, когда просто застареешь между двумя комнатами не
понимая, как, ять, войти из одной в другую не свернув себе шею. В-третьих,
инвентарь. О боже, этот чертов инвентарь. Опять же, вместо того чтобы сделать
его просто отдельным удобным окном, Мэни все найденные предметы складывает у
себя во внутреннем кармане. И когда вы хотите достать один из них, вы не можете
просто открыть окошко и выбрать нужный. О-о-о нет, это слишком просто для
адвенчуры конца 90-ых. Вместо этого Мэнни достает один предмет из кармана. И
если вам нужен другой, то вам нужно один за другим вытаскивать все предметы что
у вас лежат в кармане, пока не натыкнетесь на нужный. И все это время нужно
смотреть анимацию как Мэни достает предмет, а затем прячет его обратно в эту
загадочную черную-дыру в своем пиджаке.
Да, в переиздании добавили управление кликами мышки. Только вот работает оно паршиво. Даже если включить в настройках “всегда бегать” (а вы должны это включить, разве что у вас есть пара лишних лет жизни, которые вы готовы смотреть как Мэни медленно идет куда-то) то Мэни будет бегать ко всему, кроме предметов с которыми можно взаимодействовать. Которые, я напомню, ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА ПО КОТОРОЙ ВООБЩЕ НУЖНО КУДА-ЛИБО ИДТИ В ПОДОБНОЙ ИГРЕ! Плюс, однажды, когда я приказал Мэни кликом мышки куда-то идти, и он просто застрял. Начал ходить из стороны в сторону, как тигр в клетке и перестал слушаться всех моих команд, вынудив загружать сейв. Почему, кстати, не исправили инвентарь, остается вопросом открытым.
Да, в переиздании добавили управление кликами мышки. Только вот работает оно паршиво. Даже если включить в настройках “всегда бегать” (а вы должны это включить, разве что у вас есть пара лишних лет жизни, которые вы готовы смотреть как Мэни медленно идет куда-то) то Мэни будет бегать ко всему, кроме предметов с которыми можно взаимодействовать. Которые, я напомню, ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА ПО КОТОРОЙ ВООБЩЕ НУЖНО КУДА-ЛИБО ИДТИ В ПОДОБНОЙ ИГРЕ! Плюс, однажды, когда я приказал Мэни кликом мышки куда-то идти, и он просто застрял. Начал ходить из стороны в сторону, как тигр в клетке и перестал слушаться всех моих команд, вынудив загружать сейв. Почему, кстати, не исправили инвентарь, остается вопросом открытым.
Но
окей, справедливости ради должен отметить что с логическими задачками в Grim
Fandango
все
не так уж и плохо. Я прошел почти всю первую четверть игры ни разу не заглянув
в прохождение и неплохо справлялся. Были задачки которые я решал и получал даже
удовольствие. Более того, во втором году, если память не изменяет, ситуация
особенно преобразовывается. Потому что там уже все задачки строятся по
совершенно новому принципу. Вместо того чтобы искать абсурдные предметы для
разных хитрых манипуляций, вы должны стать эдаким нуарным Тирионом Ланнистером.
Должны ходить по городу, общаться с людьми, запоминать кто с кем спит и, кто на
кого зуб точит. И исходя из этого уговаривать этих товарищей всячески с вами
сотрудничать. Но блин…
В
ИГРОВОЙ МЕХАНИКЕ ВСЕ РАВНО НИКАКОГО СМЫСЛА НЕТ!
Я
мог бы вам книжку написать о том, как часто меня Grim
Fandango
вводила
в полнейший тупик своей логикой. Даже уже в самом начале игры чтобы сделать
такую тривиальную вещь, как выехать на работу, вам нужно забраться на крышу
небоскреба, влезть в офис своего шефа и дать самому себе разрешение на
использование транспорта. Мэни, я не знаю, чем тебе там платят за твою работу,
но оно того явно не стоит.
Или
вот вам другой пример- задачка из более поздней части игры. Вы обнаруживаете
что пол вокруг вашей машине в гараже заминирован. Что нужно сделать? Может там
достать какие-то приборы, или найти сапера или еще чего. А вот нет! Нужно испортить
местное вино, предварительно отлив себе рюмочку, понести эту рюмочку своему
другу Глотису, дать ему выпить, после чего он захочет еще, побежит за
оставшимся вином, выпьет его, после чего Глотиса стошнит на пол гаража, его
блевота затвердеет и по ней можно будет спокойно пройти. Клянусь богом, все что
я сейчас написал это действительно единственный правильный способ пройти этот
момент. Мне понадобится очень больно ударится головой, чтобы что-то подобное
придумать.
Но
вы не поверите, это еще не худший пример! Это хотя бы происходит в конце игры,
и к тому моменту игрок, наверное, уже сможет кое-как полунамеками догадаться до
подобного решения. Вот вам пример, который меня откровенно взбесил. В начале
игры вы попадаете в лес, где встречаете смертельно опасных огненных бобров. С
самого начала игры вы уже таскаете с собой огнетушитель, который, казалось бы,
является идеальным решением проблемы. И так и есть! Он-то вам и нужен. Все что
нужно сделать, это заманить каждого бобра по одиночке к болоту, кинуть им
кость, и когда они бросятся за ней в болото, там и нужно каждого из них
потушить огнетушителем. Ничего сложного в самом деле тут нету. Но у меня один
мааааааханький вопросик… ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ПОДОЙТИ К БОБРУ И ПОТУШИТЬ ЕГО
СРАЗУ, БЕЗ ВСЕХ ЭТИХ ИГР В КОШКИ-МЫШКИ!?
Ведь
возможность есть! Можно просто стоять и стрелять из огнетушителя! Это не дает никакого
эффекта, и я долго не мог понять, что я делаю не так. Серьезно, я очень хочу
найти умника, придумавшего эту задачу, приставить к его голове дуло пистолета и
дать ему 30 секунд на объяснение вопроса: почему нельзя просто подойти и
потушить бобра?
В
добавок к сказанному игра очень глючная. Была глючная еще, когда вышла, отчего
я так и не смог ее запустить на современных компьютерах и пришлось ее смотреть
на Youtube,
и как ни странно, даже с перевыпуском она по-прежнему глючная и мне бросало
фатальную ошибку каждый раз, когда я добирался до 2-го года.
Да
уж, после таких разгромных заключительных абзацев мне трудно с прямым лицом
всем рекомендовать игру. Но я уже вроде сказал все, что мог. Я все равно люблю Grim
Fandango всем сердцем, не
смотря на все ее проблемы.
И если вас все вышеперечисленное не пугает и вы очень любите видеоигры и
считаете их формой исскуства, то обязательно дайте Мрачному Фанданго шанс.
Даром что он сейчас совсем не дорогой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.