суббота, 20 декабря 2014 г.

GTA V: Ре-ревью



Одна из самых неприятных вещей в жизни человека, мнения которого читают и к которым прислушиваются (эй, мечтать не вредно) это признавать, что в какой-то момент своей карьеры ты был не прав. Особенно это обидно тогда, когда ты прекрасно понимаешь, что ты был неправ. В моей ситуации все несколько проще, но вины это не снимает.
Перейдем к сути. Давным-давно в ноябре 2013 я написал вот это: https://www.facebook.com/arseniy.brilov/posts/475528535878870 . До того, как я создал “Журнал безумного Мундта” я писал свои мнения и рецензии на своей странице в фейсбуке. В это время я переживал первый год в своем первом университете, и моя жизнь была тогда особенно безумна. GTA V тогда стала небольшим островком радости в моем безумном мире. А еще это был единственный раз, когда я купил на свою PlayStation 3 совершенно новую, едва вышедшую игру. И, в хор со всеми критиками и игроками я облил игру настоящим градом хвальбы. А затем, 4 месяца спустя вот этот парень (кстати, он отличный обзорщик, рекомендую всем) сделал вот это видео:



И хотя я тогда многое из сказанного им принял со скепсисом, меня очень быстро настигло озарение: с тех пор как я прошел игру три с чем-то месяца назад я ни разу не захотел ее запустить снова, и я вообще почти о ней не вспоминал. Что, согласитесь, довольно слабовато для игры которой я сам поставил 10 из 10?
А затем моя сестра решила пройти игру от начала до конца. Когда я говорю “пройти” я говорю с большим оттенком иронии, потому что моя сестра не очень хороша в современных шутерах от третьего лица. Что означало что я проходил каждую вторую перестрелку за нее (а это примерно процентов 60 игры). И тогда я ужаснулся еще больше: и это я сам называл идеальной игрой!?


В общем я думаю вы уже сами поняли к чему я веду. Я пытаюсь сказать, что GTA V, на мой взгляд, была ужасно переоценена на момент своего выхода (как, кстати и ее предшественник, который я надеюсь тоже однажды как следует спустить с небес). И, чтобы не бросаться такими заявлениями в пустую, дайте мне вкратце перечислить вам какие оценки ей ставили крупные издательства по всему миру:

Любимый мне сайт IGN: 10 из 10, одна из лучших игр в истории.
Gamespot: 9 из 10.
Edge: 10/10
Game Informer: 9.75/10
 Пятая игра с самым высоким рейтингом от критиков на сайте Metacritic,
Две победы в категории “Игра года”, одна на VGA, другая в журнале “Игромания”,
И т.д.

Но все же, чтобы я далее не сказал и насколько злыми бы и жестокими мои слова не казались, я должен сказать, что считаю GTA V отличной игрой. И что скорее всего мои восхищения были во многом обоснованы тем, насколько ужасным куском дерьма была 4-я часть, и до чего же сильно я был удивлен что Rockstar, при том что 4-ка была гигантским успехом, все же решили сделать много правильных исправлений в формуле игры.
Ну, а теперь давайте поговорим что же GTA V делает не так. И поговорим именно в том порядке, в котором я писал свою старую рецензию.

Сюжет


Несмотря ни на что, сюжет так и остается самой сильной частью GTA V. Хотя следует заметить, что я когда я говорю так, это значит что сюжет тут куда более вменяемый чем в остальных играх от Rockstar и у остальных коллег по цеху. Это не в коем случае не значит, что это сюжет уровня Last of Us после которого вы будете сомневаться в том, что вы хороший человек.
Впервые за очень долгое время у Rockstar получилось создать три разных героя, с разными интересными характерами и между которыми есть весьма ощутимая химия. Авторы, видимо, даже сами не смогли понять насколько это хорошо у них получилось, потому что все равно эти три героя участвуют в стандартном для GTA сюжете, который дает довольно слабую мотивацию для того чтобы они выполняли каждое дурацкое поручение которое им дадут. Три главных героя, на мой взгляд, настолько хороши что могли бы прекрасно двигать сюжет исключительно за счет конфликтов, которые между ними возникают.
Но все-таки это довольно придирчивая жалоба от человека, который не первый год уже изучает основы хорошего сценария. Что является проблемой куда более серьезной так это персонажи на которых нам приходится работать большую часть игру. У Rockstar почему-то это стало очень неприятной долгоиграющей тенденцией: заставлять героя работать на откровенно мерзких личностей которые вызывают в игроке ничего кроме желания убивать. И я хочу заметить, что эти персонажи по-настоящему отвратительны: они неприятны ни нам, ни самим главным героям, и работа на них не приносит нашим персонажам ничего кроме проблем. Так какого хрена мы на них работаем? Я хочу напомнить всем присутствующим что главные герои игры (под контролем игрока и вне его) это в первую очередь неуравновешенные массовые психопаты-убийцы, которые убивают прохожих во время прогулки и делают дырки от пуль хотя бы в паре десятков полицейских в рабочее время. Почему, когда в сюжетной заставке появляется крупный мафиози/агент спецслужб/известный миллиардер и начинает угрожать сделать что-то очень плохое нашим героям если они не выполнят для него какую-то работу, они идут и молча выполняют ее, вместо того чтобы вышибить уроду мозги?
И к слову не надо пытаться оправдать ситуацию словами: “Потому что этот урод их прижал властью, оружием, влиянием и т.д.”. Ведь это никак сюжет не оправдывает. Потому что несколько раз за игру происходит следующее: наш герой выполняет эдак 50 миссий мерзкого персонажа, после чего думает “Погодите-ка, я же убийца-психопат! Какого фига я его слушаюсь?” а затем идет и убивает засранца! И это решает ВСЕ проблемы нашего героя! Когда я в первый раз играл, я был рад в последней миссии отправить в страну вечной охоты всех тех подонков, на которых так долго работал. Это было огромное облегчение, которого я ждал так долго, что право, начинал уже думать, что его уже вообще никогда не случится. Но когда я начал смотреть на игру со стороны, в голову пришла вещь куда более логичная. А почему вместо интересных, приятных личностей, я всю игру работаю на этих мерзавцев?
Ну и последнее, тоже касающееся темы. Финальный выбор. Если вы не играли еще в GTA V и не знаете сюжета, то все равно можете не боятся. Ничего фатально важного я тут не проспойлерю(и как я уже и сказал, это не та игра где нужно боятся спойлеров).
Суть в том, что в финале одного из героев ставят перед как-бы сложным моральным выбором: убить одного из двух других главных героев или попытаться с ними объединится и убить тех гадов которые перед выбором вас поставили. Вопрос: насколько мерзким нужно быть человеком чтобы НЕ выбрать последний вариант?
Ведь по факту он самый логичный и правильный. Да, в очередной раз злодеи угрожают влиянием и властью, только на сей раз угроза имеет еще меньше смысла. Наша троица героев всего миссию назад ограбила самый крупный банк в Америке. Они нагнули только что всю страну, с какой радости им сейчас нужно боятся двух агентов спецслужбы и одного заносчивого богача?

Да, кому-то мог не нравится один из главных героев (моей сестре, например, как раз один не нравился) и тогда возможность убить его была бы очень к месту. Хотя, на мой взгляд все равно ни один из героев не показывает себя настолько большой сволочью чтобы отправить его на тот свет. Но тут другая проблема: убийство одного из героев снимает с героя давление только одного из заказчиков, но при этом не отменяет давление со стороны второго. Иначе говоря, выбор имел бы смысл только в том случае, если бы нам предлагали либо убить обоих, либо не убивать никого из героев!

Окей, но что-то я затянул эту часть. Угоняем машину и едем дальше.

Геймплей.


Несмотря на море ругани в предыдущем абзаце, мы на самом деле сейчас добрались до самой проблемной части GTA V и вообще всех игр Rockstar предыдущего поколения консолей (да, если кто не заметил, у нас тут уже новое поколение началось). А именно: их предпочтение количества качеству.

Тут стоит заметить, что после прохождения GTA V я перепрошел Sleeping dogs, игру, которую я даже в старой (!) рецензии ставил в пример того, как один из элементов GTA V должен был быть сделан. То есть да, я уже тогда прекрасно знал, что GTA V не идеальна и все равно поставил ей 10/10.
Но теперь я понял, что картина еще более печальная, чем мне изначально казалось. Sleeping Dogs как игра в жанре sandbox гораздо лучше чем GTA V. Она просто гораздо лучше продумана и сделана.
О да, в GTA V есть миссии-ограбления и просто самые большие миссии ближе к финалу. Они- лучшая часть игры и любая из них круче всех миссий из Sleeping dogs. Только вот между ними нам нужно страдать целым морем другой, куда менее интересной херни. В качестве особенной шутки, перед почти каждой самой лучшей миссией в игре нам нужно сделать массу мини-миссий для подготовки. И это самые худшие и скучные миссии во всей игре. Как раз перед лучшими. Что тут сказать, браво, господа разработчики, вы умеете играть на контрасте, отдам вам должное.

Надо сказать, что пока игру пыталась пройти сестра, я заметил необычную вещь. Она больше всего на свете хотела выполнять миссии Майкла, в которых ему предстояло возится со своей семьей. Я, да и многие другие игроки, люто ненавидели эти миссии, потому что в них редко что-либо важное происходило, а семья, возвращаясь к теме персонажей, состояла исключительно из мерзких личностей. Но моя сестра все же девочка и возится с нестабильной семьей ей все же ближе и понятнее, чем убивать полицейских и бандитов. В связи с чем у меня возникает вопрос: неужели авторы GTA V рассчитывали на это? Неужели они хотели расширить свою аудиторию за счет добавления в игру семейных миссий? Неужели игра про убийства, похищения и ограбления впервые была, пускай и частично, ориентирована на девочек?

Но вернемся к основной теме. Sleeping Dogs лучше как игра. Тут даже особенно нечего доказывать. В Sleeping Dogs есть отличная боевая система кунг-фу. В GTA V тоже есть своя рукопашная боевая система. Она работает всего на двух кнопках и используется всего один раз на всю игру, после чего становится бесполезна, так как в игре есть куда более эффективное огнестрельное оружие. В GTA V также есть стелс. Тоже до жути примитивный и используемый всего раз за игру, после чего становится совершенно ненужным.
Также в Sleeping Dogs есть отличные перестрелки со slow-mo и трюками. В GTA V есть такая же система перестрелок, как и в каждом другом шутере от третьего лица. И она в общем-то ничем не лучше любого из этих шутеров. Тут нету дизайна Uncharted или мясистости Gears of War. Это просто еще одна скучная стрелялка. И я не пойму почему именно ЭТА часть игры занимает больший ее кусок.
А, ну да, в GTA V есть у каждого из трех персонажей своя спецспособность. Полезной я находил только способность Франклина, которая делала езду за него невероятно читерским занятием. В остальном стрельба в игру была настолько простая, что способностям Тревора и Майкла под нее заточенные я просто не находил применения и забыл про них почти сразу.
Ну хотя да, нужно признать, что езда в GTA V гораздо лучше, чем в любой игре жанра.
Но, возвращаясь к сказанному в начале, Sleeping Dogs гораздо более ровная игра, которая интересна от начала и до конца. Я не помню в ней ни одной миссии, от которой клонило в сон или которая надоедала. Плюс, со сложностью там было гораздо лучше. Под конец игра становилась гораздо все сложнее, и игрок становился опытнее к этому моменту. Игра грамотно испытывала его полученные навыки.
В GTA V есть несколько миссий, которые взрывают мозг. Но они занимают, в лучшем случае, процентов 10 от общего времени прохождения. Все остальное время занимают миссии обычные и те, от которых задаешься вопросом: на кой черт я это вообще делаю? И вспомните сколько в игре механик, которые применяются один раз в одной миссии, после чего становятся абсолютно бесполезны (управление подъёмным краном в порту, я смотрю на тебя).
Да и ограблениям стоит отвесить пинка под зад. В игре, которую рекламировали главным образом наличием именно этой фишки, их оказалось в итоге до смешного мало. Да и привносили они мало нового. Выбор способа ограбления был ничем иным как просто выбором одной из двух доступных миссий, набор команды особо ничего не менял.

Открытый мир

И вот тут, наверное, кроется самое главное мое разочарование. Я не стану отказываются от своих старых слов. Мир GTA V безумно красиво смоделирован, в нем приятно находится, по нему весело кататься, а внимание к деталям просто запредельное. Есть одна маленькая проблема.
В НЕМ НЕЧЕМ ЗАНЯТСЯ!!!






































То есть помимо основных заданий и побочных квестов в мире GTA V делать по факту нечего. 
Окей, тут можно скупать недвижимость и заниматься йогой (да, йогой). Дайте переформулировать претензию: Тут нет интересных занятий, от которых есть какая-то польза.
Недвижимость скупать незачем, от нее нет пользы кроме того, что она может приносить деньги. Которые становятся бесполезны после первого же ограбления в игре, когда их становится так много что уже не знаешь на что их тратить. Йогой заниматься смысла еще меньше.
У героев есть также ряд параметров в стиле РПГ которые качаются по мере выполнения конкретных действий. “Езда” увеличивается за счет катания на машине, стрельба за счет стрельбы и т.д. Но смысла в этих параметрах никакого. При нулевом параметре “езды” машины не становятся неуправляемыми, при максимальном они не начинают порхать как бабочки. Они просто управляются чуточку лучше или хуже. Но никогда до такой степени, чтобы я все бросил и побежал в школу вождения качать навык.

И в итоге возникает вопрос: на кой хер нужен этот огромный, красивый мир? Его незачем исследовать, в нем нечего находить. Нет никакого смысла изучать его. На кой хер у меня в телефоне сохраняются номера всех персонажей сайд-квестов если я в итоге не могу позвонить никому из них?

Ведь у многих других игр с открытым миром (включая ту, о которой будет следующий пост) таких проблем нет! В
Sleeping Dogs нужно искать апргрейды по всему городу чтобы прокачать навыки рукопашного боя. Нужно выполнять побочные квесты чтобы получать очки авторитета, открывать новую одежду которая дает доступ к новым способностям. Это все есть смысл делать и это весело делать! Игра стимулирует игрока к исследованию своего скрупулёзно воссозданного города и стимулирует искать все новые побочные задания и испытания. 
Про РПГ вроде Skyrim и Fallout я вообще молчу. Там почти все завязано на исследовании мира.

И в общем эта моя главная претензия к игре может быть применима к любому ее элементу. Зачем нужен этот огромный мир, если большая его часть не используется в игре? Зачем нужно три разных героя, если ни один из них не трогает также сильно как Джоэл из Last of Us? Зачем в игре так много стрельбы, если она сделана далеко не на уровне Uncharted? Зачем в ней сотня миссий, если в память запали только от силы 10?

Видите, к чему я клоню? Rockstar набросала в игру очень много разного, но не довела до блеска ни один из элементов.

И несмотря на весь мой предыдущий град критики, мне все равно нравится игра. Это все равно отличная игра. Это крепкая 9 из 10. Мне нравится эта игра, я ценю ее амбициозность, ее помпезность, пускай они и не в полной мере оправдали себя. В ней есть моменты, которые можно встретить только в ней одной.
Но вот дилемма: в 2013-ом году, в один с GTA V год, вышли Last of Us и Bioshock Infinite. Два невероятных эмоциональных приключения которые в очередной раз доказали, что игры тоже могут быть искусством, не менее трогающим душу, чем лучшие фильмы или книги. И эти игры получили очень высокие оценки.
Заслуживает ли GTA V со своими оценками того чтобы стоять рядом с ними и бороться с ними в номинации “Игра года”?
Нет. Не заслуживает. Даже близко не стоит. Просто потому что это еще одна GTA. Просто еще одна игра в этом сериале. Еще одна игра от Rockstar. Хорошая, приятная, веселая, но далеко не прорывная или гениальная.

И что самое обидное, так это то, что когда я понял трудно мне вспоминать отдельные моменты в игре, я заодно понял, что если бы GTA V не существовало, я бы не сильно расстроился от этого факта.



За сим позвольте откланяться. Спасибо огромное что читаете. Всем приятных праздников. В следующий раз, надеюсь, напишу уже из дома.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.