четверг, 12 марта 2015 г.

Светлой памяти сэра Терри Пратчетта

Светлой памяти сэра Терри Пратчетта 
Сегодня, 15 марта 2015 года умер великий писатель сатирического фентези фентези Сэр Те́ренс Дэ́вид Джон Пра́тчетт. Для меня, как и для многих других преданных фанатов, уже давно не было новостью что маэстро болел Альцгеймером, и мы давно уже считали каждый прожитый им день. И вот, наконец его не стало. Сам Терри собирался покончить жизнь самоубийством путем вхождения в будку для самоубийц  эвтаназии. К добру это или нет, в итоге он умер естественным образом. 
Для меня это особенно грустный день. Терри Пратчетт был и остается моим самым любимым писателем на свете. Однажды я обязательно хочу написать в подробностях про каждую его книгу, но пока что я хочу рассказать почему он был так важен для меня и должен быть важен для многих других. И как не парадоксально, дело тут далеко не в его юморе. Вернее, не в нем одном. 

Пратчетт начал писать свои известные всему миру фэнтези в далеких 80-ых. Тогда он планировал это как простое противодействие огромному фэнтези-буму и всему плохому фэнтези, что тогда выходило. Но первые книги были очень успешны, и он писал дальше. В конце концов его пародия превратилась в на удивление большую, глубокую и цельную фэнтези-вселенную, не уступавшую ни в чем даже самым лучшим фэнтези. 
Сам я открыл его творчество для себя в старшей школе, когда мне подарили несколько книг за его авторством. Сначала был “Последний Герой”, затем “Интересные времена”, затем где-то я раздобыл “Безумную звезду” и “Мрачного Жнеца”. Позже я еще проглотил весь подаренный мне матерью цикл о Страже, который на мой взгляд до сих пор является его лучшим циклом. Также я читал немного “Мрачные предзнаменования” уже никак не связанные с его остальными книгами. На самом деле не очень-то большой список для такого большого фаната, каким я себя описываю. Но я, с позволения, оставляю все лучшее на потом. 
Но сфокусируемся на его главном фэнтези-сериале про Плоский Мир. Самое лучшее юмористическое фэнтези на свете. Несмотря на юмористический характер и жанр фэнтези, Пратчетту, наравне с Дугласом Адамсом, удалось в своем выдуманном мире отразить нечто невероятно важное про наши жизни и наш мир. Вселенная Плоского Мира отдает легким сумасшествием. Она очень странно написана, в ней очень нестандартные герои, но самое главное этот мир абсолютно хаотичен. В нем почти ничего не работает как следует и на самом деле только поэтому, каким-то чудом, он и продолжает существовать, хотя и подвергался он угрозе миллион раз. И в целом у этого всего есть довольно простая причина, которую Пратчетт сам хорошо описал в одном интервью:
Я помню, как журнал «Mad» описал «Флинстоунов»: «Динозавры из прошлого в 65 миллионов лет вкупе с идиотами из сегодняшнего дня». Я старался сделать нечто подобное и с Плоским миром. Не все персонажи этого мира полностью современны, но они узнаваемы для нас. Их заботы очень схожи с заботами людей XX века…
Мир Плоского Мира и вправду населен преимущественно психами и идиотами, которые своей тупостью очень похожи на идиотов современных. И хотя для кого-то это может показаться очень неинтересным, неправильным описанием, для меня именно это делало книги Пратчетта такими важными. Это саги о идиотии, рассматривающие ее на всех уровнях: от человеческого до вселенско-метафизического. И во всем этом Партчетт успешно находил интереснейшие истории и потрясающие мысли. Он отлично показывает что правильно-сделанный юмор не только смешит, но еще и очень много может сказать про жизнь в целом. 
Но, если забыть про глубокие смыслы, то у Пратчетта есть много других, не менее важных качеств. Он написал 40 книг в сериале Плоского Мира, И, насколько я знаю, из них еще ни одна не была плохой. В каждой он придумывал новых, интересных персонажей, их безумные приключения и, как ни странно, затрагивал много серьезных тем. 
Вселенная “Плоского Мира” просто пестрит возможностями. По ней уже сделали одну довольно крутую видеоигру “Discworld Noir”, которую даже Терри одобрил. По его книгам также сняли уже 3 телевизионных фильма и два мультсериала, но по сей день нету широкоэкранной, большой адаптации. Как, впрочем, и фильма который бы отражал все это великолепие. Самым близким, лично для меня, был фильм Эдгара Райта “Крутые Фараоны” (Hot Fuzz), и именно Райта я хотел бы видеть в режиссерском кресле для предполагаемого большого фильма по Пратчетту. Но если он не возьмется (а он не возьмется), то я очень надеюсь однажды попытаться сам. 
В общем, спасибо огромное сэру Терри за его потрясающее воображение и его потрясающий Плоский Мир. В нашем, мире круглом, никогда уже не будет писателя более одновременно умного и смешного. 


А, еще вот что. Пратчетт, видимо, очень хорошо умел вдохновлять своим творчеством. Иначе как бы по его произведениям появились потрясающие рисунки его иллюстраторов, Джоша Кирби и Пола Кидби, не говоря уже о замечательном фанарте. Наслаждайтесь. 




1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.