четверг, 5 марта 2015 г.

Стервятник (Nightcrawler, в русском прокате "Стрингер")






Как-то так вышло, что в прошлом году я дал титул 4-го лучшего фильма года фильму, о котором ничего толком никому не рассказывал и которому не посвящал отдельный пост. Наверное, самое время исправиться. Тем более, что я фильм пересмотрел в большой компании и убедился, что свое почетное 4-е место фильм заслужил. И если вы хорошо знаете английский, то у вас уже есть шанс насладиться этим фильмом.
Лу Блум, молодой человек, отчаянно ищущий работу, однажды ночью становится свидетелем работы так называемых “nightcrawlers” (рус. «ползущие во тьме»). Это люди, по ночам слушающие полицейское радио и снимающие на камеру разные места происшествий, после чего продающие их новостным телеканалам. Лу становится одним из представителей этой профессий, и постепенно достигает высот в своей работе. Даже слишком больших, потому что Лу не перед чем не остановится ради успеха и Американской Мечты, и постепенно начинает делать то,  на что многим из нас духу не хватит….


“Стрингер” вышел осенью прошлого года и, хотя это был дешевый независимый фильм, который затмили многие более громкие релизы года, он все же собрал отличную кассу и любовь публики во всем мире. Его уже называют одним из лучших фильмов нового тысячелетия и современной классикой. 

Секрет всего этого довольно прост: “Стрингер” очень оригинален, но при этом достаточно понятен и доступен всем и каждому. Он тот самый одноглазый король в стране слепых, где слепые – это Голливуд с его отсутствием новых идей. Это главное мое доказательство того, что в большом кино все еще есть оригинальные идеи. 
“Стрингер” мне во всем ужасно напоминает первые фильмы Скорцезе и Копполы, когда те еще были неизвестными мелкими режиссерами на студии Роджера Кормана. Больше всего он похож на “Таксиста” все того же Скорцезе. Это фильм, который сделан человеком, который отлично знает свое дело, но которого задолбало все то дерьмо, которое он должен был делать, чтобы заработать имя и репутацию. В данном случае это Дэн Гилрой, сценарист с внушительным стажем. Ему удалось в далеком 1994 году быть со-сценаристом всеми сегодня забытого фильма „Беглец с того света” (Freejack) по мотивам романа “Корпорация Бессмертие” Роберта Шекли. Из более недавних его работ, возможно, кто-то вспомнит “Реальную Сталь” с Хью Джекманом. 
И вот, наконец, Гилрой написал и сам снял собственный фильм. Пошли к черту все со своими добрыми героями и хеппи-эндами. Вот вам злой, мрачный, темный нео-нуар! “Стрингер” - это чудовищно мрачный фильм. Он снят по большей части в ночи, в нем довольно много графического насилия, а его герои – личности на редкость аморальные. Но во всем этом есть что-то необъяснимо очаровательное. Мне очень приятно замечать по фильмам вроде “Бёрдмэна”, “Исчезнувшей” и вот теперь по “Стрингеру”, что современным сценаристам очень легко начала даваться тонкая комедия в самых серьезных фильмах. Ведь в зависимости от точки зрения, “Стрингер” это либо чудовищной силы триллер, либо очень смешная черная комедия с элементами сатиры! В нем потрясающие диалоги, в которых всегда есть какой-то подтекст и очень тонкие шутки.
Но давайте наконец-то займемся слоном в комнате. Джейк Йиленхелль в роли Лу Блума дьявольски хорош. Да, я засомневался после “Кнута” в том, заслуживает ли он титула “злодей года” больше, чем злой учитель музыки Флетчер. Но в итоге я все же склоняюсь в сторону Лу. Потому что Флетчер в худшем случае на вас наорет и основательно вас унизит. Лу же, в свою очередь, подстроит вашу смерть, снимет ее на камеру и заработает на этом денег. 

Лу – страшный человек. Хотя даже в том, что он человек, я не уверен до конца. Лу мастерски манипулирует окружающими. Он проводит большую часть времени за компьютером в онлайн-курсах, что помогает ему подбирать нужные слова. Но сам он при этом особо не понимает, о чем эти курсы и какие люди на самом деле. По сути он – робот. Как и любой робот, он просто выполняет свою функцию, и, как у любого робота, у него практически нет никакого сострадания к окружающим его живым существам. У Лу есть кое-какие эмоции, и, как мы порой видим, ему свойственны психические расстройства. Но он всегда проявляет их очень наигранно или переиграно, отчего только усиливается этот жуткий эффект. Сам Йиленхелль ужасно похудел для роли и явно не спал много ночей, отчего выглядит очень эффектно. Эта сухая, вытянутая кожа и выпученные глаза усиливают впечатление что Лу – какой-то пришелец, натянувший на себя шкуру человека.

Но самое удивительно при всем том, насколько Лу страшный и аморальный человек, это не мешает ему вызывать море симпатии и сопереживания у зрителя. Кроме шуток, я болел за него до самого конца и в каком-то смысле я нахожу его даже очень вдохновляющим персонажем. И я действительно долго ломал голову: как Гилрою удалось сделать столь отвратного персонажа настолько привлекательным? Он может дурить людей в фильме, но нас-то, зрителей, он не обманет. Мы знаем, кто он на самом деле. 
В целом я нашел два разумных ответа. Первый, предельно простой: Лу окружен персонажами в большинстве своем не менее сволочными. Главная разница между ними в том, что Лу готов быть сволочью до конца, а не притворяться хорошим человеком. Но вторая причина куда более интересная: по сути Лу все делает правильно.
Поясняю: наше современное общество очень сильно крутится вокруг успеха. Практически с самого рождения нас приучают к тому, чтобы мы соревновались, конкурировали, получали хорошую работу, обгоняли всех сотрудников, получали прибавку к зарплате, повышение, новый дом, новую машину и т.д. Мы помешаны на успехе и привыкли, что ради успеха нужно идти на все. И именно это и делает Лу. Директорша телеканала, в исполнении роскошной Рене Руссо, говорит в одной из сцен: «Я думаю Лу вдохновляет нас всех стремиться к новым высотам». Лу – это идеальное дитя капитализма. Нет ничего, что остановило бы его на пути к успеху и славе. Разница между ним и нами лишь в том, что Лу не скован моральными принципами. Так что, если вы будете искать виновника в том, что движет Лу, долго искать не нужно. Просто выгляните в окно.
Ну или, во всяком случае это просто моя трактовка. В конце концов, самое приятное в “Стрингере” что ему есть что сказать, но он практически ничего не навязывает и не проповедует. Он делает именно то, что должен делать отличный фильм.
И потому я считаю, что его должны посмотреть абсолютно все. Всем рекомендую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.