воскресенье, 22 марта 2015 г.

Маленькая Большая проблема “Рататуйя”


Рататуй

Предисловие: В общем, в сотый раз должен извинится что мало пишу. У меня недавно произошло большое изменение в жизни: я получил работу. И, как и следует ожидать, это сильно изменило мой график и остаток энергии под конец дня. Мне очень хочется написать о куче разных вещей, но почти никогда нет сил. Тем не менее, время от времени, что называется, случается прорыв и хочется написать о чем-то, о чем просто невозможно молчать. В общем, извините, буду стараться в ближайшее время исправится.

“Рататуй” - это анимационный CGI фильм 2007-го года, снятый моим любимым режиссером нового времени- Брэдом Бёрдом. Он получил в свое время очень много разных похвал и “Оскар” за лучший мультфильм. И я сам его безумно люблю. Это мой самый любимый мультфильм студии Pixar и, возможно, один из самых любимых фильмов в принципе.
Но сегодня мы поговорим не об этом. А поговорим о проблематике фильма и о том, как забавно, и при этом жутко можно интерпретировать произведение искусства. 
Для тех, кто не в курсе, краткий синопсис. “Рататуй” рассказывает про крыса по имени Рэми, который попадает в Париж на кухню одного из самого престижных ресторанов города. У Рэми там проявляются виртуозные таланты к кулинарии, и он находит им применение. Он начинает жить вместе с юным Ленгвини, который сначала был только уборщиком на кухне. Ленгвини, следуя советам Рэми по готовке, становится лучшим поваром на кухне. 
Несмотря на всю мою огромную любовь к мультфильму, его сценарий использует один из самых ненавистных мне приемов в кино. Конкретно: идею, которую я люблю называть Американской Мечтой. Да, думаю вы и сами заметили, что почти все Западные мультфильмы в основном имеют одну и ту же мораль, и философию. В центре у нас всегда есть герой, который является изгоем и которого никто не понимает и не уважает. Но у него есть мечта и талант, и он готов идти до конца. А это значит, что у него все должно получится. Вскоре, он достигает бешенного успеха, обретает счастье и смысл жизни, а все, кто в него не верил, внезапно признают свою ошибку. Иначе говоря, почти каждый западный мультфильм современности имеет в центре героя, который буквально проходит путь “из грязи в князи”. 
Я не имею ничего против самой идеи. Это довольно хорошая, правильная идея. Просто ее используют слишком часто и вносят в нее слишком мало изменений (хотя, порой есть приятные исключения вроде “Кнута”). Но другая очень большая ее проблема состоит в том, что очень часто сценарист забывает про такие важные части пути героя, как “страдания” и “препятствия”. И в “Рататуйе” это принимает особенно интересный поворот.
Взгляните на Рэми! Вам никогда не казалось, что как-то ему слишком легко дается кулинария? Что у него на пути как-то совсем мало испытаний? О, он много чего переживает до того, как попадает на кухню. Но как только он на кухне- он, внезапно, бог! Мы никогда не видим, чтобы он сделал хоть одну маленькую ошибку, чтобы его блюдо хоть раз раскритиковали. В фильме нет ни единой сцены, где Рэми терпит поражение, но решает не сдаваться, а готовить дальше. Сцены, которая в реальной жизни есть почти у каждого человека и которая, по сути, является определяющим фактором в успехе любого человека. Иначе говоря, кулинария у Рэми- естественный талант. 
О, да, он изучал раньше ее в доме, на чердаке которого жил, при помощи книги своего кумира (и основателя ресторана по совместительству) Огюста Гюсто, но давайте все же будем реалистами. В реальном мире никто не может просто прочитать книжку и сразу стать спецом в том или ином деле. Я все еще не являюсь гениальным сценаристом только потому, что прочитал “Историю на миллион” Роберта Макки. И точно также Рэми не может стать гениальным поваром прочитав несколько раз книжку. Виртуозность в том или ином деле достигается в первую очередь за счёт огромного опыта и многих лет практики. То, чего Рэми до попадания на кухню, позволить себе не мог. 
Вернемся к Американской Мечте. Все мультики, имеющие эту идею на вооружении, стараются сказать своим юным зрителям: “Не бойтесь! Мечтайте! Смело идите к своей мечте чтобы не стояло у вас на пути! Практикуйтесь, учитесь, совершенствуйтесь и у вас обязательно все получится!”. А теперь взглянем на другого важного персонажа мультфильма, другую повариху на кухне- Коллет. Коллет получает задание учить юного Лингвини и первое время она питает к нему открытую неприязнь. Почему? Разумеется, потому что она завидует Лингвини (а точнее- Рэми). Коллет много лет изучала кулинарию и ей стоило огромных усилий попасть на эту кухню. Она до сих пор мечтает стать новым супергениальным поваром. И вдруг появляется Лингвини- юнец, который до этого ничего не смыслил в кулинарии, но как оказалось, является в ней мастером. Коллет всю жизнь, небось, пахала чтобы достичь своей позиции, а у Лингвини все мастерство, что называется, в крови, и все ему теперь подается на блюдечке. 
А теперь неожиданный поворот: пускай это и не говорится в мультфильме прямым текстом, но почти каждый повар на кухне имеет похожую с Коллет ситуацию. Это один из самых престижных ресторанов Парижа, а они соответственно- одни из лучших поваров. Но они все еще не самые лучшие. И, наверняка, в глубине души, каждый из них стремится стать новым Огюстом Гюсто, новым гением кулинарии. Но все же Рэми, под маской Лингвини, обходит их всех с легкостью. У него это просто от природы. 
Внезапно, мораль истории приобретает очень мрачный оттенок. Теперь она звучит так:”Иди к своей мечте! Не бойся, не останавливайся перед препятствиями. Тренируйся, учись, развивайся и ты достигнешь новых высот… но как бы ты не старался, ты никогда не будешь так же крут, как Рэми. Ты никогда не будешь тем самым, единственным и неповторимым поваром от бога.”. 
Снова отвлечемся и поговорим о немного другом фильме- о “Амадее”. Этот культовый шедевр Милоша Формана ставит подобную проблематику в центр своего сюжета. Его главный герой- великий композитор Сальери, встречает Моцарта. Сальери всю свою жизнь учился и работал над собой, чтобы стать великим композитором, которого признают во всем мире. И вот, он встречает Моцарта. Глупую мартышку, алкаголика и бабника, у которого тем не менее музыкальный талант просто в крови. Пускай Моцарт и не является, в отличии от Сальери, придворным композитором императора и не имеет той же славы, сам Сальери прекрасно понимает, что Моцарт как музыкант, превосходит его во всем. И в этом Сальери видит вселенскую несправедливость и объявляет не много, не мало, войну самому Богу. И его легко понять. Я думаю, все мы встречали в школах, на работе или еще где-нибудь людей, который вроде и вкладывают меньше сил чем мы в то или иное дело, но все же делают его лучше. Наверняка были люди, которые просто лучше понимали математику или просто идеально улавливали пропорции на рисунках. И, пускай мы и никогда не показывали этого, хоть раз нам казалось, что это абсолютно несправедливо по отношению к нам. Мы сделали все, чтобы получить наилучший результат, но тем не менее кто-то при меньших стараниях получил результат лучше. 
И именно это, наверняка, и почувствовали все повара на кухне в “Рататуйе”, когда Лингвини рассказал им что все это время их обходил даже не он, а маленькая крыса. Иначе почему они все его покинули в самый ответственный момент? Окей, можно сказать что они ему не поверили. Но доказательства были на видном месте, а потому я предпочитаю думать, что этот момент стал для них последней каплей. 
Может я слишком глубоко копаю, но я считаю, что уход поваров с кухни, а затем и завершение своей карьеры критика Антуана Эго- это метафорический массовый суицид. Мы привыкли свято верить и н самом деле нам всем хочется верить, что наш мир функционирует по каким-то действующим законам. И один из них гласит что если ты будешь отдавать себя всего достижению определенной цели, то ты ее должен достичь. Мысль о том, что мы не контролируем свою жизнь и свою судьбу, а являемся лишь пешками в руках Вселенной и нам всем уготованы те или иные роли, от которых нам не сбежать- очень страшная и неприятная сама по себе. И именно с ней приходится столкнутся поварам и Эго. Талант и усердие ничего не значат. Если не повезло попасть первым в очередь к Богу на получение талантов- значит лучшим уже не станешь. А в качестве главной, самой жестокой шутки, Бог решил в этот раз отдать главный талант не такому же человеку, как мы с вами, а чертовой мыши. Пошли вы к черту, Бог, Будда, Вселенная или кто там еще управляет миром. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.