понедельник, 9 марта 2015 г.

Таксист (Taxi Driver)

 


- Слушайте внимательно, вы мударасы, вы засранцы. Вот идет человек который больше не будет терпеть. Человек, который бросит вызов мрази, шлюхам, сукам, грязи и дерьму. Вот идет человек, который будет бороться.
Трэвис Бикл
По популярной просьбе- “Таксист” Мартина Скорцезе! Да, забавная тенденция пошла. Я помню где-то около года назад я писал рецензию на “Славных Парней” и говорил, что многие считают его лучшим фильмом Скорцезе. Ну вот, теперь у нас в студии еще один фильм, который часто называют лучшим у Мартина. В основном, правда, так говорят старые-престарые суровые кинокритики.
Когда-то давным-давно у же пытался посмотреть “Таксиста” и мне он совершенно не понравился. Мне не нравился его замкнутый, странный главный герой и мрачная атмосфера. Я не то чтобы против всего этого (очень даже поддерживаю), но тогда фильм быстро как-то потерял со мной связь. Если быть точным, в сцене где главный герой повел свою девушку в порно-кинотеатр. Но с тех пор много воды утекло, и я стал совершенно другим человеком. И когда я с сияющими глазами наблюдал, как Дениел Дей-Льюис проламывает череп священнику в “И будет кровь”, я окончательно понял, что потерян для общества и стал наконец замкнутым, мизантропичным психопатом-параноиком, которых так раньше боялся в кино. И именно в этот момент я просто не мог не вспомнить про “Таксиста”. Эй, ведь это уже практически фильм про меня! А значит, мне он должен прийтись по душе!
Ну и в целом, я был прав. Фильм мне понравился, хотя мозг не взорвал, как в начале ожидалось. “Отступники” как были, так и остаются моим самым любимым фильмом Скорцезе, а наш сегодняшний гость скорее всего бы занял одну из последних строчек в моем предполагаемом будущем топе лучших фильмов маэстро.
Итак, главный герой фильма- это Трэвис Бикл. Недавно Тревиса с почестями расформировали из Морских Котиков и теперь он одинокий, замкнутый человек страдающий депрессией в Нью-Йорке 70-ых годов. У Трэвиса бессонница (говорю же, как про меня написано!), а Бойцовский Клуб еще не изобрели. А значит приходится ему работать по ночам таксистом, наблюдая за ночной жизнью города, когда на улицы вылезают все проститутки, бандиты, воры и политики. У Трэвиса не получается заводить друзей и контактировать с другими людьми. Постепенно, наблюдая по ночам за всей грязью города он пропитывается огромной ненавистью ко всему городу и его жителям. Он решает бросить вызов этой грязной дыре, и теперь это остается только вопросом времени, когда Трэвис совершит нечто ужасное…
Если вы еще не поняли из этого описания, “Таксист” фильм ни разу не веселый. Он мрачный, грязный и невероятно депрессивный. Да, добро пожаловать в мой блог. Здесь я люблю писать свои самые страшные и темные мысли!
Сразу нужно отметить что „Таксист” принадлежит к уникальной категории фильмов, которые почти целиком фокусируются на всего одном центральном герое. Как сценарист, я это всегда очень уважаю. Большинство фильмов имеют двух или трех центральных героев. В тех картинах, где героев больше, прописать их характеры и раскрыть их как следует- задача не из легких. Но сложнее всего писать одного центрального героя, потому что раскрывать его сложно если нет других героев, за счет взаимодействия с которыми мы будем лучше узнавать его характер. Фильмов, которые не то, что успешно это делают, а делать вообще это отваживаются, совсем немного. И “Таксист” как раз один из них.
Extra Large Movie Poster Image for Taxi Driver
Но меня до сих пор сбивает с толку сцена с порно-кинотеатром. Это по-прежнему тот поступок Трэвиса (обалденное, к слову, имя), который вводит меня в тупик своей логикой. С этого момента я решительно не мог понять какой Трэвис человек. Он вроде бы не совсем дурак, даже строит из себя умного и производит подобное впечатление своими закадровыми монологами. Но с другой стороны он делает такие вот вещи и вообще он странноватый. Нельзя также сказать какой он в плане морали. Он делает за фильм несколько ангельски-хороших вещей, и мы знаем, что он всегда хочет добиться только лучшего. Но точно также он совершает несколько вещей плохих. Он очень непонятный и поначалу я даже думал, что это показывает, что он плохо написан как персонаж. Но чем больше я об этом думал, тем больше понимал, что на самом деле это признаки совершенно обратного- Трэвис охрененно прописан как персонаж. Как раз потому что он не поддается простому описанию при помощи эпитетов. Он сложный, комплексный персонаж. И он меняется постоянно по ходу своей истории, что и должен делать правильный персонаж. То, насколько Трэвис неопределенный в своих взглядах человек, пожалуй, идеально его характеризирует. Он запутался, он заблудшая душа, он не знает, что ему делать по жизни и мечется из огня да в полымя. Это герой, которого трудно понять, но которого по-человечески очень жалко. И довольно грустно осознавать, что он далеко не вымышленный. У него было несколько реальных прототипов, и по факту Трэвис идеальный представитель заблудшего рабочего класса. Что в 70-ых, что сегодня, таких несчастных сбитых с толку людей много, но мы редко задумываемся о их чувствах и состоянии. Ну, и разумеется, Де Ниро играет роль Трэвсиа просто потрясно.
Я в самом деле благодарен одной своей старой подруге за то, что она меня попросила меня написать именно сейчас рецензию на этот фильм. Потому, что я еще никогда не чувствовал такой близости с этим фильмом. Я буквально вчера по-крупному испортил отношения с большей частью своей группы в моем университете. У меня не было намерений этого делать и это лишь в очередной раз показало мне насколько трудно мне быть частью общества. В такой момент “Таксист” — это то, что доктор прописал. Потому, что мне знакомо это настроение фильма. Этот тотальный депрессняк и нигилизм. Это не тот фильм, которым я очень наслаждаюсь, но это тот фильм, существованию которого я очень рад.
А самое приятно в фильме- это его финал. На удивление милый, приятный финал который невероятно контрастирует с тем жутким мрачняком, который ему предшествует. Крое шуток, один из моих самых любимых финалов в кино.
И музыка. Здесь просто шикарная джазовая музыка Бернарда Херманна. Заглавная тема особенно хороша. Обязательно послушайте.

В общем, как вы уже поняли, “Таксист” - это очень хороший фильм. Настоящая классика. Если вы его еще не смотрели, то лучше наверстайте упущенное. Спасибо что читаете, и спасибо тебе, Господи, за дождь.

Духовное Наследие
Как я уже сказал, “Таксист” представляет собой классику. Классику золотой эпохи Голливуда. Это особенно заметно по тому влиянию, которое он имел на кинематограф. Во многих фильмах есть сцены или порой целые фильмы так или иначе пестрят отсылками к шедевру Скорцезе. И я решил, что если вам понравился “Таксист”, то вам будет интересно узнать про фильмы, которые явно без него бы могли не случится.

Бегущий по лезвию бритвы (Blade Runner)
Культовый фантастический киберпанк Ридли Скотта, который к слову, должен в ближайшие пару лет получить сиквел (плохая идея, ой плохая). Пускай это фантастика про далекое будущее, неоновые вывески и андроидов, “Бегущий по лезвию” больше всего черпает вдохновение из нуар-фильмов. Особенно из “Таксиста”. Трэвису Биклу наверняка понравилось бы жить в Лос-Анджелесе будущего. Здесь дождь идет практически круглосуточно. “Бегущий” тоже отлично ловит чувство полного одиночества в огромном, ночном мегаполисе. А его главные злодеи, андроиды, очень напоминают повадками Трэвиса с его нигилизмом и мизантропией. Ну а еще здесь есть любовная музыкальная тема, которая явно была вдохновлена музыкой Хермманна.





Часовые (Watchmen)
А вот и фильм, параллели которого с “Таксистом” практически очевидны. Оригинальный, культовейший комикс был нарисован в далеких 80-ых, отчего не так удивительны источники вдохновения авторов.
Пускай “Часовые” и являются фильмом про супергероев, они очень взрослые и тоже затрагивают темы общества, одиночества, мизантропии, эпохи Холодной Войны и т.д. Один из главных героев, социопатичный супергерой Роршах, нагло копирует многие повадки Трэвиса. Он точно также описывает все закадровыми монологами, точно также ненавидит в них целый мир и рассказывает о том, как однажды улицы заполнятся кровью, и вся мразь начнет тонуть. Ну и ночной город, по которому Роршах постоянно ходит очень отдает Скорцезе.

“Часовые” это один из моих самых любимых фильмов и комиксов. Если вам понравился „Таксист”, но вы хотели бы чтобы он стал запредельно философским и метафизическим, то “Часовые” для вас!

Драйв (Drive, 2011)
Если “Бегущий по лезвию” просто вдохновлялся “Таксистом”, то “Драйв” — это едва ли не его ремейк, пускай и с очень измененными элементами. Его главный герой- это тоже замкнутый в себе одинокий молодой человек, который в этом фильме работает в автомастерской, иногда подрабатывая незаконными способами. Как и Трэвис, он однажды встречает красивую девушку и решает изменить свою жизнь, бросив вызов преступникам города.
Для начала “Драйв” отлично преподносит своего главного героя. В отличии от Трэвиса, у здешнего героя нету даже имени, и он почти весь фильм не разговаривает. Мы узнаем его не столько через его слова или действия, сколько через атмосферу фильма. Это главное достоинство “Драйва” - он идеально помещает зрителя в шкуру героя. Почти сразу чувствуется его настроение и воздух которым он дышит. И актер Райан Гослинг шикарно свою главную роль.
Ко всему прочему в “Драйве” потрясающий саундтрек в стиле кино 80-ых и он просто охренительно снят. Кроме шуток, это чертовски красиво выглядящий фильм. В противовес “Таксисту”, впрочем, “Драйв”, очень яркий и пестрящий красками фильм. И это создает довольно интересный контраст с тем жутким насилием которое там происходит.
В общем, все, кому понравился “Таксист”, имеют шанс полюбить и его неофициальный ремейк в лице “Драйва”.



Ральф-разрушитель (Wreck-it-Ralph, 2012)
Готов поспорить что этого вы точно не ожидали. “Ральф” это мультик Диснея про жизнь героев видеоигровых автоматов. Главный герой здесь это титульный Ральф. Он-главный злодей в старой игре а-ля „Donkey Kong и однажды ему надоедает его злодейская роль и он решает покинуть свою игру, не осознавая, что этим он ставит ее существование под угрозу.
Казалось бы, ну что общего у мрачного нео-нуара и Диснеевского мультика? Ну, на самом деле сюжет “Ральфа” просто ужасно похож на “Таксиста”. Как и Трэвис, Ральф в своей игре непопулярный изгой, которого все ненавидят за его работу. Как и Трэвис, он решает бросить вызов своему окружению. В своем фильме Трэвис находил родственную душу в лице несовершеннолетней проститутки, Ральф находит поддержку в лице маленькой девочки-глюка из другой игры. Ну а если вам и этого мало, то послушайте-ка следующее.
В центре обоих фильмов очень важную роль играет идея того, что нужно смирится со своей ролью в мире и играть эту роль. В Таксисте есть важная сцена в начале фильма, где Трэвис ужинает в забегаловке с другими таксистами и жалуется на жизнь. В „Ральфе” есть сцена, в которой Ральф посещает группу поддержки для злодеев. И он не только тоже жалуется, что он, что Трэвис получают один и тот же совет едва не слово в слово:” Это просто твое место в мире, смирись с этим”.
Стервятник (Nightcrawler)

Я уже написал это в своем посте, но все же повторюсь: “Стервятник” — это мой “Таксист” нашего времени. Аналогий тут тоже довольно много: мрачный город, одинокий герой, темная атмосфера. Но в целом я уже и так написал полноценный пост на тему, а потому не вижу смысла повторятся. 

2 комментария:

  1. Но меня до сих пор сбивает с толку сцена с порно-кинотеатром. Это по-прежнему тот поступок Трэвиса (обалденное, к слову, имя), который вводит меня в тупик своей логикой.
    =========
    Насколько я понимаю, это отражение одного бушевавшего в те года скандала - одного из пустых, непропорционально раздутых и быстро забывающихся скандалов, которые однако на какое-то время поляризируют общество до такого состояния:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Дрейфуса#/media/File:Caran-d-ache-dreyfus-supper.jpg

    Это скандал вокруг фильма фильма "Глубокая глотка" и вокруг вопроса о допутимости порнографии вообще. Тогда шли судебные процессы над некоторыми создателями фильма, причем один из них вспоминал: "Адвокат сказал мне: "Если на выборах в 76-м победят республиканцы - ты сядешь. Если демократы - останешься на свободе". Победил Картер".
    Так что видимо по мысли Скорсезе этот эпизод должен был характеризовать не Трэвиса, а его подругу, причем видимо не лучшим образом (как ханжу и консерваторшу). Со временем, естественно. эти сиюминутные акценты стёрлись и современным зрителем не читаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, тогда значит не согласен я с Мартином. Выходит, я в его понимании тоже ханжа и консерватор. Я не против порно, но все же на свидании я отдамся партнеру только после "Эры Альтрона" или "Дороги Ярости". Точно не после порно-фильма

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.