вторник, 10 мая 2016 г.

Капитан Америка: Гражданская Война (Captain America: Civil War)



Давайте будем откровенны: ровно год назад я был в том же самом месте. Я посмотрел Марвеловский фильм, ушел на полнейшем хайпе, написал огромную хвалебную статью, за которую в последствии пришлось извинятся. Я знаю, что уже создал себе репутацию не самого объективного критика, когда дело касается фильмов Марвел.
В свое оправдание я хочу сказать, что я не очень-то верил в “Гражданскую Войну”. Я не ждал “Гражданскую Войну”. Мне с самого начала казалось, что это очень плохая идея. И когда до нас донеслись первые новости о проблемах с финансами фильма, я первым бросился строить теории, что скорее всего это будет фильм, с которого Марвел начнут скатываться вниз со своего пьедестала. И честно говоря, я не пошел бы на “Гражданскую Войну”, если бы так не совпало, что у меня было плохое настроение, и все друзья говорили мне насколько это хороший фильм.
И, если вы достаточно долго уже читаете мой блог, то уже догадываетесь, что предыдущие два абзаца были билд-апом к неожиданному повороту. Да, товарищи, они снова это сделали. Марвел все еще на коне, а “Гражданская Война” это офигенный фильм. И сейчас это даже немного страшно. На этой стадии хочется только задаваться вопросом: снимут ли Марвел когда-либо плохой фильм? Нет, не просто такой, который слегка слабее предыдущих. А именно плохой, на уровне последних потуг DC? Теория вероятности говорит, что вроде бы да, должны. Но сейчас в это почти невозможно поверить. Киновселенная просуществовала всего 8 лет, за это время они выпустили 13 фильмов и три сериала, и пока они не только не сбавляют пары, но еще и становятся с каждой новой инсталляцией все лучше и лучше. До такой степени, что в какой-то момент задаешься вопросом: Как вообще можно сделать что-то лучше? И тем не менее, они делают только лучше. Лично с моей позиции, я все еще считаю, что “Мстители” были лучше. У них была попроще история, что на мой взгляд, дало в итоге более простой, но понятный и интересный фильм. Но “Гражданская Война” это, определенно, второй лучший фильм во всей MCU, а для многих из вас она станет так и вообще лучшей.
Логотип Марвел, теперь, это уже не просто символ компании, это своего рода знак качества, и мы можем без сомнения идти на все, что делает компания. Если честно, даже если в итоге счастье кончится, и какой-то из этих фильмов выйдет плохим, вряд ли что-либо страшное случится. Если вдруг “Доктор Стрейндж” получится плохим, в следующем году нас завоюют обратно “Стражи Галактики 2”. Если вдруг подведет “Черная Пантера”, то у нас на горизонте все равно будет “Человек паук: Homecoming”.
Но я все же критик, и мне нужно за что-то критиковать. Так что давайте я ненадолго притворюсь, что я объективен и поговорим о моей любимой больной теме.

Операторская работа
При всех достижениях компании, и том факте, что “Гражданская Война” это один из самых дорогих фильмов в истории, у них почему-то почти во всех фильмах до сих пор ужасно слабая операторская работа. За исключением “Стражей Галактики”, все фильмы Марвле почему-то плохо выглядят. Не в том смысле, что у них плохие спецэффекты или плохие декорации. С этими вещами никаких проблем нет. Я говорю про то, как они сняты с операторской точки зрения.
Почти каждый фильм Марвел, почему-то, выглядит как очень дорогой эпизод “Agents of S.H.I.E.L.D.”. Композиция кадра всегда какая-то скучная и лишенная какой-либо творческой мысли. Фильтры делают цвета фильма слегка бледноватыми. Ничего интересного в блокировании, пропорциях, или размещении предметов в кадре нет. Почти все выглядит очень как-то тускло…
Конечно, недавно я говорил, что “БпС” выглядит хорошо. И у “Гражданской Войны” есть тот плюс, что драки тут происходят не посреди ночи, а при свете дня, и их хорошо видно, слава богу. Так что хороший фильм без визуальной эстетики всяко лучше фильма, у которого есть только эта самая эстетика и больше ничего. Но разве так трудно нам дать и то, и другое?
Ведь даже в киновселенной Марвел были хорошие кадры и примеры интересной операторской работы.
Этот кадр шикарен. Он рассказывает нам одной картинкой все, что нам нужно знать о персонаже.


В этом кадре есть эмоция. Конкретно: кто-то только что умер.


Этот кадр рассказывает историю, и отлично использует несколько слоев изображения.



Мы видим, что сделать интересный кадр в этих фильмах вполне возможно.
И тем не менее посмотрите на этот кадр. Все в фокусе, расположение героев в кадре ничего не говорит нам о том, куда они бегут или от чего. Это кадр из драки в аэропорту, но выглядит это не как эпичное противостояние супергероев с сложными идеологиями, это выглядит как кучка косплееров опаздывающих на самолет.

И это особенно безумно на фоне того, как порой выглядят даже их сериалы.


Блюдо, которое лучше подавать холодным
Другая проблема- это Зимний Солдат Баки Барнс. Уже второй фильм про Капитана Америка почти целиком сюжетно крутится вокруг его другана Баки. Это обидно, потому что Баки не очень интересный персонаж. У него нет особо никакого мощного характера и в целом ни один из двух фильмов с его участием не сделал персонажа достаточно симпатичным, чтобы я вместе с Кэпом хотел переживать за Баки. Мне сложно сказать, вина ли это актера Себастьяна Стэна или просто промашка сценария. Может, и то и другое. Но как бы там ни было, меня расстраивает, что сюжет вот уже второго лучшего сольного фильма компании был начат персонажем, на которого мне в общем-то наплевать.
А теперь, пора хвалить.
Вся капитанская рать
Сюжет, сценарий, и все с ними связанное в “Гражданской Войне” просто шикарно сделано. Что особенно круто, если вспомнить тот факт, что оригинальный комикс “Гражданская Война” был очень паршивым. Я в свое время ее разгромил, но по совершенно неправильным причинам. Если кратко, то сюжет комикса страдал от той проблемы, что Марк Миллар может написать конфликт между героями только одним способом: забив на их изначальные характеры и сделав их всех агрессивными подонками.
Фильм идеально чинит эту проблему. Он с ходу дает нам более интересный и сложный конфликт, где герои очень долго пытаются найти способ решить проблему без побоев. Их мотивации и действия очень хорошо прописаны, быстро показаны, ясны и не вызывают вопросов.

Но куда круче то, что “Гражданская Война” еще и чинит много сюжетных минусов предыдущих фильмов. Почему в конце ЖЧ3 Тони уничтожил все свои доспехи, но в “Эре Альтрона” об этом не слова? Быстро объяснено в фильме, очень доходчиво и понятно. Такие маленькие моменты- это признак крутейшей сценарной работы. Сюжет картины, который не только хорошо работает само по себе, но еще и делает предыдущие фильмы в сериале лучше- это гениально.
В “Гражданской Войне” очень много персонажей. Гораздо больше, чем в обоих “Мстителях”. И братьям Руссо удается идеально жонглировать всеми ими, тонко раскрывая их по ходу картины, давая им место в истории, личные конфликты и многое другое. Это, по правде говоря, даже как-то шокирует как им столь легко удается прописывать всю эту банду. И как, при этом, никто не кажется в фильме лишним или недоработанным. У каждого героя в картине есть свое место в сюжете, каждый делает что-то важное, исполняет важную функцию.
И вот почти весь сюжет построен на этих самых конфликтах. Да, здесь есть вмешательство третьей стороны, которая подливает масла в огонь, но почти весь основной кусок сюжета- это именно сложные взаимоотношения супергероев в быстро меняющемся мире.

Но это еще не самое удивительное. Самое удивительно то, что “Гражданская Война” это тот же самый фильм, что и “БпС”, только сделанный правильно. Не шучу. Это фильм с теми же самыми вопросами этики, философскими дилемами, тематикой и проблематикой и т.д.
Сами посмотрите: Оба фильма рассказывают про мир с супергероями, где в начале картин супергерой вмешивается в какой-то конфликт с участием террористов, и его участие приводит к смерти невинных людей. Люди пугаются, и начинаются слушанья на тему того, нужны ли нам супергерои. Конфликт в итоге сводится к двум центральным персонажам, один из которых это привилегированный мужик с кучей ресурсов, мнящий себя самым правым, а против него ходячее воплощение идеалов, доброты и справедливости. Вся эта пьеса тайно направляется руками загадочного женственного злодея, у которого нет сверхсил. И в обоих сюжетах вся конфликт заканчивается в тот момент, когда выясняется, что за идеологией одного из героев стоит его личная паранойя и давняя травма.
Разница? В “Гражданской Войне” все сделано с умом. Вопросы этики и существования супергероев в мире в самом деле тут обсуждаются, о них говорят, мы видим последствия действий супергероев и т.д. Все здорово. Помните все эти диалоги про слатшейминг Супермена, которые у меня были после рецензии на “БпС”? Вот, “Гражданская Война” адресует все пункты, которые я затрагивал. Удивительно, но один из самых интересных в плане морали и этики фильмов в наше время- это супергеройский блокбастер от большой студии.
Если “Капитан Америка: Зимний солдат” был тонкой критикой пост-9/11 зарубежной политики США, то “Гражданская Война” идет еще дальше. Она осуждает почти всю современную систему правосудия и военную политику. Одна из самых классных центральных вещей в сюжете это то, что момент раскола между героями становится тот, когда Капитан Америка бросается спасать человека, которого все считают преступником. Капитан демонстрирует во всей красе свой анти-фашизм. В его представлении даже преступник заслуживает справедливости, то бишь быть осужденным именно за те вещи, которые он в самом деле совершил. Примерно, как в “12 разгневанных мужчин”, для Капитана важна презумпция невиновности. Пока вина Баки не доказана- его нельзя судить.
Все это приводит к тому, что “Гражданская Война” уже даже не смотрится как супергеройский боевик. Теперь это глобальный политический триллер со всеми вытекающими. Если “Зимний Солдат” был “Тремя Днями Кондора”, то “Гражданская Война” это “Вся президентская Рать” вперемешку с “Вид на Параллакс” и аллюзиями на “Маньчжурского кандидата” (Тони Старк даже шутит на эту тему).
И это мы еще не поговорили о экшене!


Гидра наносит ответный удар!
В этом фильме просто офигеннейший экшен. Да, все уже без умолку говорят о драке в Аэропорту, которая точно уже станет культовой сценой в жанре супергероики. Да, без спору, это лучшая потасовка между супергероями в истории жанра, и всякие Заки Снайдеры сейчас рыдают горючими слезами при виде этой красоты.
Но я все же хочу отдать должное и всем остальным экшен сценам в картине. Потому что они почти все шикарны! Что удивительно, ведь они используют столь ненавистный мне стиль съемки, с быстрым монтажом, который прикрывает неумение актеров драться (предположительно), и слегка трясущейся камерой. Но если эти техники и стоит использовать, то это идеальный пример как именно. У монтажа и операторской работы идеально выдержаны темп и ритм. Переход с одного ракурса на другой происходит ровно в нужные моменты, у каждой сцены есть бешенная динамика. И звуковой дизайн идеально сделан, благодаря чему все удары чувствуются.
И это не говоря о том, сколько просто невообразимого безумия происходит в каждой боевой сцене. Даже простая, казалось бы, сцена типа Кэп и Баки дерутся со спецназовцами, быстро превращается в потрясающее действо, достойное лучших Гонконгских боевиков. Это как будто бы два Джеки Чана с суперсилами. Серьезно, это лучшие рукопашные бои в кино со времен предпоследней Матрицы.
Если вы хотите увидеть в этому году крышесносный боевик на большом экране, вы вряд ли найдете вариант лучше, чем “Гражданская Война”.


Ну и пора поговорить о актерах и новых персонажах. Все старые лица по-прежнему радуют, хотя Роберт Дайни младший кажется начинает уставать от роли.
В фильме есть аж три крутых чернокожих супергероя: Сокол, Черная Пантера и Машина Войны. И все офигенны. В особенности Черная Пантера, который оказался на удивление сильным персонажем со своей интересной ролью в истории. Я жду не дождусь его фильма, где он будет драться с Сэркисом.
Том Холланд- это самый лучший Человек-Паук в истории кино. Наконец-то! Боже, этот паукофанат заждался уже. Наконец-то блин, у нас настоящий Питер Паркер. Не 30-летний мужик Тоби Магуайер, не сексапильный Эндрю Гарфилд, который непонятно как вообще является изгоем в своей школе. Наконец-то у нас странноватый, стеснительный, неуверенный в себе пацан, который в самом деле похож на подростка, ведет себя как большой ребенок и который выглядит как кто-то, кто вряд ли пользуется особой популярностью в школе. Но главное, что он просто уловил все то, за что мы вообще любим персонажа. За то, что он такой же ребенок-фанат, как и мы, которому очень в кайф быть супергероем и тусоваться с другими суперпсихами.
И новая тетя Мэй…ахх…Не знаю, что это за шутка такая, что тетя Мэй с каждым перезапуском становится все моложе и моложе. Но и мне все равно. Потому что ее в этот раз играет Мариса Томей, в которую я влюблен со времен своего первого валентинского разгрома. И она все еще шикарна. Черт, хотел бы я быть Питером Паркером…
Неожиданным моментом оказался тот самый тайный главный злодей картины- Барон Зимо. Вернее, в этой версии он просто Зимо, и никакой не барон. Удивительно, как сильно фанаты DC ненавидят любые изменения Лекса Лютора, и насколько фанаты Марвел толерантно относятся к радикальнейшим переизобретеням своих злодеев. Оригинальный Зимо- это довольно дурацкий злодей, такой вот злобный фашист с фиолетовым носком одетым на голову. Я, в целом, только рад тому, что они переделали этого персонажа.
Но если честно, Зимо в этом фильме был в двух шагах от того, чтобы быть лишним, не работающим в картине злодеем. Но в итоге он заработал. Частично потому, что тематически он просто шикарен, и это, пожалуй, один из самых лучших злодеев киновселенной. И это по сути правильно сделанный Лекс Лютор из “БпС”- очень умный мужик без суперспособностей.
Но главная причина, по которой Зимо шикарен, это исполнитель его роли- Даниель Брюль. Ребята, я запал на Даниеля Брюля. Какой же это красивейший мужик. Не знаю почему, но что-то в нем есть родное, что-то харизматичное, из-за чего мне нравился его персонаж, из-за чего я даже сопереживал ему, понимал его мотивацию. Брюль обалденный актер. Я буду сходить по нему с ума еще очень долго. Немного жаль, что в фильме нету Тора. У нас могла бы быть сцена где они с Хесмовртом в одной сцене, это было бы забавно.

Вердикт
Все шикарно. “Гражданская Война” это, пока что, лучший увиденный мною в этом году фильм, и идеальное лекарство от той легкой жанровой депрессии, в которую меня погрузил “БпС”. Братья Руссо- это лучший дует режиссеров-сценаристов со времен ранних Вачовских. Я рад, что они заменили Уидона на посту капитана этого флагмана. Война Бесконечности в надежных руках.

Всем рекомендую. Потрясный фильм. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.