четверг, 26 мая 2016 г.

Люди Икс: Апокалипсис (X-men: Apocalypse)


Знаете, я вот задаюсь вопросом: как сложилась бы карьера Брайана Сингера, не сними он в свое время первых “Людей Икс”? Потому что трудно отрицать, что ему сильно повезло запрыгнуть на эту волну и стать одним из самых влиятельных режиссеров в супергеройском жанре. И то, что он как-то ничего не снял другого примечательного за последние лет 16 вроде как неплохая демонстрация того, что ему повезло. “Подозрительные лица” были очень давно, и уже все больше начинает казаться, что они были во-многом заслугой сценариста Кристофера Маккуори (позже снявшего хороших “Джека Ричера” и “Нацию изгоев”). “Люди Икс” были хорошими, но будем честны, он по сути снял один и тот же фильм три раза. Все три картины Сингера были про один и тот же конфликт людей с мутантами, и они все имели почти одинаковые финалы. “Супермен Возвращается” был одним большим закосом под чужой режиссерский стиль, конкретно- Доннеровского Супермена. А все остальное было проходняком и не выстрелило.
Я пытаюсь сказать, что, наверное, пора признать- Брайан Сингер довольно посредственный режиссер. То, насколько хорошо у него получались эти фильмы, было, увы, везением. И везение только что закончилось. И да, я признаю, что был СЛИШКОМ добр к “Дням Минувшего Будущего”. Брайан Сингер умеет снять хорошее кино, работать с актерами и т.д. Но он далеко не Джосс Уидон, который может вытянуть на себе любой проект. Брайан очень зависим от того, насколько хорошую работу делают другие участники команды. И в этот раз, кажется, его подвели.
“Люди Икс: Апокалипсис” это уже, страшно подумать, 9-й фильм в сериале, первую часть которого я смотрел еще ребенком. И за девять фильмов мы не сдвинулись с места, в котором начали, ни на миллиметр. После событий “Дней минувшего будущего”, которые, казалось бы, должны были внести какую-то стабильность в статус кво вселенной, мутантов все равно ненавидят, их все равно убивают или используют в нелегальных делах, а мы снова знакомимся с персонажами, которых итак уже знаем. Более того, новый фильм начинается со сцены, где один из главных героев впервые приезжает в школу Ксавьера и знакомится со всеми. Точно также, как начиналась первая часть. И это в целом, только начало. “Апокалипсис” просто насыщен самоцитированием режиссера.
Впрочем, когда самоцитирование заканчивается, начинается цитирование других произведений. Например, из Мистик окончательно сделали Катнисс Эвердин. Я до сих пор убежден, что единственная причина, по которой Мистик стала, по сути, главным персонажем последних двух фильмов, заключается в том, что ее играет Дженнифер Лоуренс, которая сейчас суперпопулярна. Никак иначе я не могу объяснить тот факт, что Мистик последние два фильма ведет себя совершенно не характерно, словно изначально это был совершенно другой персонаж в сценарии. Но теперь, если еще в “Днях” Мистик была эдакой femme-fatale, то теперь она точно Катнисс. Партизанка, помогающая мутантам тут и там, которая после событий предыдущего фильма стала для всех мутантов символом и вдохновением, и сюжет от нее требует взять на себя роль лидера, а-ля Че, но она этого не хочет, потому что она “обычный человек, как вы и я”. И сюжетная арка Мистик точно такая же, какая она была в последних трех фильмах сериала “Голодные Игры”. То бишь принять эту свою роль и стать крутым полководцем для всех мутантов. О, и Дженнифер Лоуренс весь фильм выглядит так, словно хочет поскорее получить чек и свалить куда подальше. Настолько унылой, лишенной энтузиазма актерской игры я давно не видел. Впрочем, ее трудно винить, фильм начинается со сцены, в которой ДжейЛо одели в наряд проститутки.
Но не волнуйтесь, как-только дело дойдет до основного сюжета, у сценариста Саймона Кинберга найдутся оригинальные идеи!  Шучу конечно. На самом деле, он просто слижет весь сюжет “Эры Альтрона”. То бишь в этот раз главной угрозой для всего мира станет невероятно сильный злодей, появление которого частично спровоцировано главными героями, и который решит уничтожить весь мир, сделав выводы о человечестве после просмотра нашей медии (в данном случае- телевизора). Забавно, “Пятый Элемент” вышел так давно, а сюжетные ходы оттуда копируют по сей день.
То, что Сингер сделал с Оскаром Айзеком в роли Апокалипсиса- это главное актерское преступление последних лет. Взять одного из самых талантливых актеров современности, и запихнуть его в этот ужасный латексный костюм, в котором он не сможет играть. Апокалипсис просто убежство, а не злодей. Всю картину он смотрится как супер-сентай злодей, а-ля “Power Rangers”. Ужасно дешево и неловко. Как у персонажа, у него нет никакого характера, интересной мотивации, харизмы, ничего! Он просто ходячий трындец, большую часть работы за которого делают его помощники Шторм, Псайлок, Архангел и Магнито. Все эти разрушения, что вы видели в трейлерах? Это все делал Магнито, а не Апокалипсис. Даже в своем собственном фильме Апокалипсис большую часть времени остается вне игры. К тому же, никто за весь фильм толком не удосужился объяснить какие у него способности, а потому он все время вытаскивает из задницы любые суперсилы, которые нужны ему для следующей сцены.
Первую половину фильма вообще ничего не происходит. Нам просто показывают весь set-up для грядущего трындеца. Особым моментом убожества становится то, что чтобы вернуть Магнито в роль злодея ему придумывают трагическую предысторию, ОПЯТЬ! Персонажу, который был уже сформирован трагедией прошлого, в новом фильме дают еще одну, на этот раз ужасно дурацкую трагедию из прошлого. Как бы вам это объяснить…представьте себе если следующий фильм про Бетмена начнется с истории о том, как Брюса Уейна усыновили какие-то другие добрые родственники, а потом их тоже убили в переулке какие-то бандиты…А? Что значит, они это тоже уже сделали!?
Но, пожалуй, самым дурацким и паршивым моментом всего сценария становится эпизод, где прямо перед последней битвой героев на 20 минут экранного времени похищают военные, просто для того, чтобы показан origin Росомахи. И смотреть на рождение Росомахи меня задолбало почти так же сильно, как смотреть на смерть родителей Уейна. И весь этот эпизод не имеет никакого отношения к основному сюжету. Это чистейший филлер.
Кульминацией всей картины становится огромная супергеройская битва на руинах города, самая надоедливая и унылая с…ну, со времен последней супергеройской битвы на руинах города из “Бетмена против Супермена”. Столько же бессмысленного и надоедливого разрушения. В данном случае все даже хуже. Мы видим, как разносятся в прах разные города по всему миру, но эмоций от этого никаких. Мы не видим людей в этих городах, не знаем, что это за места толком. Для нас эти все разрушения ничего не значат. Гораздо лучше показать минимум разрушений, но с людьми, которых спасают герои, с полицейскими, браво обороняющими гражданских, как в “Мстителях”, чем просто показать, как все взрывается Ролланд Эммерих-стайл.
А, и еще, два самых драматичных моментов фильма испорчены попытками Сингера вставить в картину комедию. Первый, запуск ядерных ракет, испорчен при помощи камео Стэна Ли, а другой, взрыв Школы Икс-Менов- появлением Ртути.
Но, да, не стану отрицать. Сцена с Ртутью снова лучшая на весь фильм и ужасно, ужасно веселит. Она даже лучше, и масштабнее первой аналогичной сцены из “Дней”. Но впечатляет куда меньше в этот раз, и музыка уже как-то тематически не подходит. Плюс, мой саспенс дисбелива был почти сломан, так как видимо Ртуть обладает не только суперскоростью, но еще и идеальным аналитически-математическим складом ума, который позволяет ему предугадать куда именно что и как полетит.
Но финальная битва обнажает главную проблему Сингера, как режиссера. Он совершенно не понимает, как снимать экшен. Точнее, большой экшен. Драка Мистик с кучей мужиков? Норм. Комедийная сцена с Ртутью? Зашибись. Но как-только нужно поставить драку как-минимум двух супергероев, Сингер беспомощен. Скучная постановка боев, никакая операторская работа, герои то и дело забывают какие вообще у них есть суперсилы, отчего драка длится дольше. Никакого эмоционального напряжения нету, потому что все персонажи довольно скучные. Всадники Апокалипсиса безлики и у них нет никакой проработки, а потому в последней драке их можно было заменить на любого другого персонажа и не было бы никакой разницы.
И до чего же плохо выглядит все в этом фильме, боже… Все спецэффекты смотрятся ужасно ненатурально, картонно и неправдоподобно. Причем, я даже не могу сказать толком почему так получилось. Фильм дорогущий, и явно видно, что аниматоры старались и все дела. Но почему-то все отдает какой-то ужасной штучностью. То ли это с освещением что-то не так, то ли Сингер так плохо все снимает, хрен поймешь. Костюмы выглядят тоже паршиво. Только Оливия Манн в роли Псайлок и новый Nightcrawler выглядят неплохо. Все остальные выглядят как очень плохие косплееры. Просто в качестве примера: сравните Зверя из старого фильма, и из новых. Я уверен, это не совпадение, что они меняют его дизайн с каждым новым фильмом.
























Последней каплей в этом безобразии стал финал картины. Точнее само осознание того, зачем они вообще ее сняли. Чтобы вернуть все к статусу кво. Опять. Единственным значительным результатом всего “Апокалипсиса” стало облысение Ксавьера. И все, больше ничего. Я уверен, что в следующем фильме люди снова будут ненавидеть мутантов, Магнито снова будет злой по какой-то причине и т.д.
И до чего же это все просто грустно. 16 лет прошло, появилась вселенная Марвел, несколько раз перезапустили Бетмена, а “Люди Икс” не двинулись ни на шаг с первой картины. Они по-прежнему мусолять старое “мутанты против людей”, и каждый новый фильм теперь существует лишь для того, чтобы сделать какой-то реткон. “Дни минувшего будущего” уже, по сути, были сделаны для того, чтобы отретконить 3-ю часть и обе части “Росомахи”. Что делает “Апокалипсис”? Он снова пытается дать этому сериалу возможность сделать Сагу Темного Феникса. То есть тоже самое, что сделал Сингер во второй части. Holy Shit, Сингер уделывает по количеству ретконов даже Дж.Дж.Абрамса. Теперь он ретконит даже свои собственные фильмы! Я даже не пойму толком зачем. Сага Темного Феникса не такая уж классная, как кажется всем фанатам. И зачем оно надо сейчас, когда “Дедпул” использует Людей-Икс лучше, чем сам сериал “Люди Икс”.
На этом у меня уже все. “Апокалипсису” повезло выйти в год, когда у нас уже есть один из худших супергеройских фильмов всех времен и народов, а потому он как-минимум будет смотрется неплохо на его фоне. Но это, в каком-то смысле, даже хуже. Если про “БпС” можно шутить и потому еще долго обсуждать как оно вообще так случилось, с “Апокалипсисом” так сделать не получится. Мы все знаем, как оно случилось. Это просто очень вялый, скалькулированный сиквел в сериале, который с каждым годом все сильнее устаревает. Я очень надеюсь, что реакция критиков скажет что-то студии, и они все-таки не станут снимать следующей картины, вместо этого поделив наконец-то права пополам с Марвел.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.