вторник, 9 февраля 2016 г.

Термианский аргумент



В общем, после того как моя мать написала несколько статей на тему феминизма и объективации женщин, у некоторых людей возникли возражения, которые вылились в данный текст.
И в целом сей текст целиком построен на одном феномене, который нам пора изучить. Этот феномен называется “Термианский аргумент”. Я в первые ознакомился с термином в мини-эпизоде Дэна Олсона, который я выложу ниже, но если у вас плохо с английским или просто лень смотреть, то я сделаю краткий пересказ всей сути вопроса.
Но для начала, небольшой вопрос: Как убить вампира? Запомните свой ответ, это потом пригодится.


Вот что происходит, как правило, в данном феномене:
1.       Кто-то критикует определенные сюжетные элементы комикса/игры/аниме/фильма за спорные решения, в основном связанные с сексизмом, расизмом и гомофобией.
2.       Фанаты произведения защищают свое любимое произведение объясняя правила внутри вселенной, которые объясняют.

И вот какая проблема: вымышленные миры- ненастоящие. Они целиком и полностью находятся под контролем автора. Они представляют собой сумму его креативных решений, которые взял все эти элементы и засунул в законченный продукт. Иначе говоря, единственная причина по которой все в произведении именно такое каким оно есть в том, что так захотелось автору.
Вся идея данного аргумента в том, чтобы отрицать любую возможную критику в самой ее сути. С произведением нет никаких проблем, потому что все эти спорные решения и неприятные моменты являются частью прописанной вселенной и не идут с ней в разрез. И вот, в сленге это и называется “Термианский аргумент”.
В сай-фай классике “Galaxy Quest” раса термианцев не понимает самой идеи “фикции”. Этого слова просто не существует в их языке и потому для них любой текст- исторический документ.
Пускай не полностью, но ход мышления очень похож в описанных в начале случаях. Вся идея в том, что диегезиса произведения важнее того, что текст является продуктом культуры.
Причем аргументация в термианском аргументе может порой противоречить сама себе. Скажем, в какой-нибудь фентези игре есть драконы и магия, но нет ни одного чернокожего, потому что “историческая правдоподобность”. В другой игре воительница идет на поле бое в бронелифчике и трусах, потому что это всего лишь фентези и там “женщины просто так одеваются”.
Критиковать мир вселенной нельзя, просто потому что он просто так устроен. Это не столько попытка ответить на критику, сколько попытка заткнуть противника.
Итак, мы возвращаемся к начальному вопросу: Как убить вампира?
Ответ: как угодно! Потому что вампиры не настоящие. Правильный способ его убить может быть придуман и обусловлен любым способом правилами в любой игре/сериале/фильме т.д. В мире нет ничего, что заставляет автора приписать его произведению те или иные правила. Автор может менять правила вселенной для того, чтобы подстроить их под свои соображения и интересы. И в реальном мире, за пределами диегезиса у нас остаются только намеки и послания, которые нам оставляет это произведение. И вот они как раз важны.
Дэн Олсон
От переводчика:
Тема становится особенно интересной в видеоигровой сфере, где проблемы сексизма и гомофобии особенно отчетливы. Очень часто любую критику дизайна персонажа или его поведения неправильно расценивают фанаты игры. Они будут долго объяснять, почему сюжетно этот костюм хорошо объяснен, или почему этот персонаж не мизогиничен, ведь у него есть прописанный характер.
Это уже с самого начала неправильная тактика. Люди не понимают, что когда дело касается критики персонажа и его одежды, критикуется не столько сам персонаж, сколько дизайнер и его решения.
Вы возможно помните, что давным-давно я выложил другое видео Дэна Олсона в котором поспорил с тем, что Hitman мизогиничная игра, потому что там есть стриптизерки и их можно убить, как и любого другого персонажа на уровне. Тогда я совершенно не понимал сути проблемы. Но теперь я понимаю.
Проблема легко обнаруживается, если задаться простым вопросом:” Почему разработчики игры решили сделать этот уровень именно так, а никак иначе?”.
Итак, почему разработчики сделали уровень в игре в стриптиз-клубе? Потому что они хотели дать игрокам, предположительной гетеросексуальной мужской публике, что-то на что можно было бы поглазеть (и подрочить).
Далее, почему они решили оставить игроку возможность убивать этих женщин и перемещать их тела? Потому что это основная механика и они решили ее не убирать только для конкретного уровня. Они решили, что оставить игроку свободу действий важнее, чем, скажем, убрать из уровня стриптизерок и сделать игру более полит-корректной.
Окей, вроде бы пока что особо никаких проблем нету, так? Ну, вообще-то нет. Знаете ли, женщинам очень туго приходится, как только они делают любые сексуальные действия. И тем более женщинам, работающим в секс-индустрии. Мы все знаем, какое отношение у массовой публики к таким профессиям. При том, что мы знаем, насколько это порой непростые профессии и как часто в них женщины поддаются насилию. В конце концов, сколько раз в жизни вы слышали выражение “мертвая шлюха”.
А потому, в целом, очень неприятно знаете ли, когда в игре можно причинить вред секс-работнице, которая игроку ничего не делает и никак ему не мешает.
Короче говоря, ответ на вопрос “Почему разработчики сделали так…?” всегда, главным образом, один: “Потому что так захотелось разработчикам”. И к этому можно добавить: ”И они не видят в этом ничего такого.”.
А теперь давайте еще раз пройдемся по базовым фактам, но с уже известной информацией:
1)      Разработчики решили сделать уровень так, чтобы у игроков была возможность посмотреть на красивых обнаженных женщин.
2)      Они понимали, что кому-то из игроков захочется убить или причинить вред этим девушкам.
3)      Они решили, что этим игрокам нужно оставить возможность это сделать. Или, что отнять у них такую возможность не так важно, как дать всем игрокам возможность подрочить.
4)      Этим они по сути сказали всем этим игрокам что в их желании нет “ничего такого”.


Начинаете видеть проблему, да?

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.