Ну, вот до чего меня довело мое желание посмотреть несколько комедий. Я
посмотрел фильм с Томом Крузом. Да не какой-то там, а тот самый, который сделал
Круза звездой, которой он является по сей день.
И, что удивительно, мне фильм понравился! Это одна из немногих картин, где
персона Круза и его стиль меня не разу не напрягали, а наоборот даже как-то шли
в одну ногу с персонажем и тоном фильма.
Но вот что самое удивительное: “Рискованный бизнес” это абсолютно тот же
самый фильм, что и “Выходной Ферриса Бюллера”.
Сюжет другой, герои и персонажи другие, тон совершенно другой, как и общий
стиль и подход режиссера. Но тематика, мораль истории, герои их действия,
мотивы повествования абсолютно те же самые.
Джоэл Гудсон- это обычный школьник в старших классах, который живет со
своими довольно состоятельными родителями и которому уже осталось всего ничего
учится, и пора задумываться о колледже. Родители уезжают в небольшой отпуск
где-то примерно на месяц (в фильме вроде толком не оговаривается это нигде).
Джоэла оставляют присмотреть за квартирой и однажды он, с подачи своего друга,
вызывает в дом проститутку по имени Лана. Они здорово проводят время, но утром
Джоэл обнаруживает что Лана украла из его дома дорогое семейное украшение, и
надо бы его вернуть пока родители не приехали. А дальше начинается самое
веселье. Джоэл с головой погружается в мир проституции 80-ых и находит много
приключений себе на задницу.
Хотя сюжеты совершенно разные, аналогии с “Выходным…” сразу же бросаются в
глаза. Обе истории рассказывают про юношу одного и того же возраста, в очень
похожем материальном положении. В обеих у него одни и те же приоритеты. В обеих
юноша сталкивается с ситуацией, в которой он получает немало свободы в свои
руки, и ломает дров по ходу. И конфликтом в обеих историях является вопрос:
сможет ли он скрыть ото всех последствия своих ошибок и уйти безнаказанным? А
персональной аркой что Ферриса, что Джоела становится приходящая с возрастом
потребность в умении нести ответственность за свои действия и их последствия.
Это все очевидное. Но есть также море маленьких деталей, которые в обоих
фильмах тоже совпадают. Например, в обоих фильмах играет важную роль любимая
машина отца. И как только ее важность обуславливается в сюжете, только ленивый
зритель не догадается, что в какой-то сцене фильма с машиной обязательно
случится что-то нехорошее. Но самой странной аналогией является то, что в “Феррисе
Бюллере” есть сцена, в которой к Феррису на дом тоже подсылают проститутку. Это
что, была популярная шутка в 80-ых?
И тем не менее, не смотря на все аналогии, эти фильмы являются едва ли не
прямыми противоположностями друг дружке. “Рискованный Бизнес” это вообще
странный фильм. Посмотреть его после “Выходного…” это как сразу за оригинальной “Железной Хваткой” с Джоном Уейном посмотреть
римейк братьев Коэн. Данный сюжет мог бы вполне стать обычной, легкой веселой
комедией 80-ых. Но в итоге он попал в руки какого-то необычного автора, который
вывернул все наизнанку и снял невероятно мрачный, на удивление взрослый фильм.
Скорее всего, если вы слышали
про “Рискованный
бизнес”, но еще не смотрели его, то вы знаете это как тот самый фильм, где юный
Том Круз танцует у себя дома в трусах. Ну вот не дайте этой сцене ввести вас в
заблуждение: “Рискованный бизнес” это нуар-фильм. В нем есть некая легкость и
комедийный настрой, но они рассматриваются как скорее нечто трагикомичное.
Внушительная часть фильма происходит ночью, и герою приходится сталкиваться с
проституцией, злым сутенером, проблемами в школе, наркотиками, сексом, алкоголем.
Не самые веселые вещи. Если говорить языком аналогий, то “Рискованный бизнес”-
это “Таксист” в старшей школе.
И это просто, мать его, шикарно! Это удивительно хорошо написанный и
красиво снятый фильм. Что особенно удивительно, когда вспоминаешь что для его
режиссера и сценариста, Пола Брикмана, это был дебютный фильм, и товарищ как-то
после этого ничего выдающегося больше не снял.
В фильме есть много интересных техник, которые демонстрируют до чего же
серьезный подход у Брикмана был к картине. Скажем, в одной из начальных сцен Джоэлу
родители рассказывают, как он должен присматривать за домом и на что обращать
внимание. И вся сцена снята от лица Джоэла, чтобы мы вместе с ним почувствовали
ответственность момента. И снято оно именно как я люблю- одним единым дублем.
Другим важным моментом в фильме становится тема “потери невинности”. В
одной из кульминационных сцен фильма Джоэл по сути посылает куда подальше
представителя престижного университета и возвращается к вечеринке, устроенной
на дому. В этот момент камера ненадолго останавливается на фотографии из
детства Джоэла, стоящей в рамочке на полке шкафа. Одним этим кадром режиссер
сказал больше, чем мог бы выразить миллионом слов. Так просто было бы ввести в
сюжет какого-нибудь друга Джоэла, который ему бы в этой сцене говорил какую он
ошибку делает и т.д. Но вместо этого путем всего одной визуальной метафоры нам показывают,
как Джоэл выбрасывает свое будущее. И это блестяще. “Show, don’t tell” как говорится.
Главной причиной, по которой я вообще изначально заинтересовался фильмом,
был саундтрек. Я в последнее время подсел на музыку группу Tangerine Dream и начал замечать, что мои любимые
композиции все были из этого фильма. Если вы не в курсе, Tangerine Dream это довольно крутая и успешная
группа, которая сделала море саундтреков для кино, игр, а также выпустила
множество своих альбомов. Они специализируются на довольно чистой, простой
электронной музыке, и вы наверняка хоть пару раз уже их слышали. И их музыка в
нуар-драме 80-ых звучит как нельзя кстати.
Но что-то мы сильно много расхвалились. Пора критиковать. Увы, как и “Выходной…”,
“Рискованный бизнес” это фильм с довольно паршивыми уроками в области морали. У
фильма до скрежета зубов счастливый финал, который страшно выбивается из общего
настроения картины. В оригинале финал планировался другой, более грустный и
меланхоличный. И на мой взгляд его и следовало оставить. Просто потому, что
Джоэл не заслужил счастливого финал. Увы, Джоэл- сволочь. Не такая явная и
заметная сволочь, как Феррис Бюллер, но все же сволочь. Окей, спустим ему с рук
то, что он вызвал проститутку в дом, где живут его родители. Юность,
инфантильность, и все такое. Куда хуже то, что в одной сцене Джоэл пытается
физически угрожать пожилой женщине, которая просто делает свою работу. И это довольно
неплохо иллюстрирует, какая же все-таки на самом деле трусливая падла этот
Джоэл.
И, это будет довольно большим спойлером, я предупредил, в третьем акте
картины Джоэл по сути становится сутенером. А его основными клиентами- его
друзья и знакомые по школе. И фильм как-то на этой ноте очень сильно
нормализует проституцию и секс с несовершеннолетними. Никто никогда за весь
фильм не упоминает, до чего же ужасно то, что Джоэл сейчас вытворяет. И это в
картине, которая вроде довольно хорошо иллюстрирует проблемы секс-работников и
агрессию, с которой им приходится мирится в работе.
Но в остальном, это отличный фильм. Это чертовски отличный фильм. Это
режиссерский дебют, которому даже самый именитый режиссер мог бы позавидовать.
Я всем очень рекомендую посмотреть его, и узнать, отчего Том Круз стал таким
популярным.
А еще в этом фильме есть Джеки.
Джеки офигительная.
До встречи в следующей рецензии, в котором мы поговорим об одном очень
безумном, безумном фильме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.