Ну вот, я вернулся. После длительного перерыва от киношных постов, в
котором я писал только о себе да о феминизме, я наконец-то решил написать про
фильм. Но перед этим, два вопроса постоянным читателям.
1-й: ждет ли кто-то еще мой большой спойлер по “Пробуждению силы”? Я его
какое-то время писал, но постепенно как-то пропал запал насчет самой темы, да и
все сказали уже все что могли. Так что хочу спросить, очень ли все будут
настаивать, чтобы я выложил то, что смогу из себя выдавить на тему (спойлер, я
скорее всего не добавлю к разговору ничего нового, кроме как жалобы на дурацкие
реакции на фильм)?
2-й: нужны ли кому-то мои ежегодные сводки по умершим знаменитостям,
которые для меня важны? Я садился пару раз ее писать, но каждый раз просто
ничего не могу придумать. Особенно с учетом того, что про многих самых важных я
уже писал отдельные посты. Так что если кому надо, я напишу еще отдельные про
Килмайстера, Боуи и Рикмана, может быть. Только скажите.
Ну а теперь, перейдем к сегодняшней теме разговора. Я, внезапно, решил
сменить свою стандартную пластинку, и посмотреть сразу несколько комедий, а
потом написать про них. Причем первые две оказались ужасно похожими.
“Выходной Ферриса Бюллера” это комедия 1986 года снятая и написанная Джоном
Хьюзом. Нет, не тем, который строил неработающие самолеты, покупал казино и
писал в бутылки из-под молока. Другим Джоном Хьюзом, которого скорее всего
большинство из вас знает, как продюсера и сценариста первого “Один дома” (и
продолжений), и может кто-то еще помнит за “Клуб Завтрак”. Он был очень
классным режиссером и сценаристом в 80-ых, но потом его куда-то занесло, и он
делал кошмарную комедию за кошмарной комедией. “Выходной Ферриса Бюллера” вроде
как считается одним из лучших его фильмов, и даже был отмечен Национальным
Реестром Фильмов как “культурно и исторически важный”. И честно говоря, я без понятия
почему.
Титульный герой картины- Феррис Бюллер-
является самым популярным парнем в своей школе и любимым ребенком в семье.
Однажды, он решает, что ему мало двух выходных в неделю, и он решает
претворится больным, чтобы устроить себе еще один, обалденный выходной. Ему
удается втащить в эту авантюру своего друга Кэмерона, который на самом деле
очень серьезно болен, и их общую подругу Слоан. В это время, строгий директор
школы, которому Феррис очень не по душе, изо всех сил пытается найти их троих о
поймать Ферриса, чтобы доказать его прогул и исключить его из школы в последнем
году перед колледжем.
Окей, как бы мне получше описать в чем мои претензии к “Выходному Ферриса
Бюллера”? Главным образом они исходят из того, что этот фильм пропагандирует
вещи и принципы, которые я считаю ужасными. Это фильм, полный гедонизма, учащий
тому, что контроль и ответственность- плохие вещи. Окей, это не совсем
справедливо, давайте начнем с начала…
Я не имею ничего против идеи гедонизма. Я умею наслаждаться и веселиться,
верите вы этому или нет. И мне приятна идея, что именно удовольствие является
смыслом существования. Мои проблемы начинаются тогда, когда удовольствие, как
цель, становится оправданием для нехороших поступков. И тут-то фильм начинает
меня расстраивать.
Феррис Бюллер- кошмарный человек. Это особенно забавно конкретно для меня,
потому что я большую часть школьных лет дружил с человеком, который по сути был
Феррисом в моей школе, и для которого я был Кэмероном. И я прекрасно знаю,
какими порой нехорошими бывают популярные люди в школе. А Феррис- это король
всех популярных парней (об этом чуточку позже). Для начала, он очень нехорошо
поступает со своими друзьями. Главным образом- с Кэмероном. Он вытаскивает из
постели парня, который в самом деле очень болен и для которого длинный день в
Чикаго может быть очень даже опасен. Далее, он уговаривает его взять дорогущую
машину его отца, на которой они целый день катаются. Он все это время говорит,
что делает это ради Кэмерона, но это не так! Ему пофиг на Кэмерона. Кэмерон
лишь часть его дурацкой махинации. И именно Кэмерону влетит больше всего, если
его отец узнает, что они делали. О да, кстати об этом, его отец точно узнает.
Большой личностной аркой всего фильма для Кэмерона является конфликт с якобы
нелюбящим его отцом. В конце он решает высказать своему отцу все, что он думает
о нем. Но перед этим Кэмерон по сути еще и уничтожил любимую машину его отца.
Фильм пытается выдать это за хеппи-энд для Кэмерона, но я уверен, что у парня
будут огромные проблемы за кадром, как только отец вернется домой. Вообще это
не работает на пользу фильму, что вся эта невнимательность и паршивость отца
Кэмерона остается за кадром. Самые большие грехи этого человека, из того, что
мы знаем, состоят в том, что он очень много работает, развелся со своей женой и
очень любит свою машину. Он может не номинант на “отца года”, но он явно не настолько
плохой человек, чтобы его любимую машину уничтожили в его доме.
К тому же, Феррис та еще шлюха. Он явно признается своей подруге Слоан в
любви и обещает на ней женится, но после пытается подкатить к двум рандомным
девушкам у бассейна. Ребят, полигамия — это здорово, но только если вы заранее
предупредили всех что вы- полигамны.
Плюс, есть еще сестра Ферриса, которая тоже хочет разоблачить брата. Опять
же, ее фильм выставляет антагонисткой, но почему? Она имеет право на свой гнев.
Она старается учится и преуспевать в школе, в то время как ее брат-раздолбай не
фига не делает и при этом уходит безнаказанным. Сестра должна разоблачить
подонка, хотя бы чтобы вправить его мозги и сделать из него нормального
ответственного человека на будущее!
Далее, больше всех дерьма в фильме получает директор школы. Он гоняется
весь день по городу в поисках Ферриса, по ходу постоянно попадая в передряги.
Под конец фильма он скорее всего потерял свою работу и получит обвинение за
проникновение в чужой дом и, возможно, за попытку изнасилования. И это
кошмарно! Окей, директор конечно маниакален в своем отношении к Феррису, но это
не делает его совсем уж плохим человеком. Более того, в некомедийных сценах
директор производит впечатление заботливого и умного человека. И это просто
отвратительно, что фильм выставляет его злодеем. По сути это очень многое говорит
о том времени и сценаристе Джон Хьюзе: в его фильме две авторитетные фигуры (директор
и отец) и обе по ходу картины подвергаются жестоким насмешкам и осуждению. Это
демонстрирует, как в то время, видимо, было принято видеть строгих родителей и
любых учителей, начальников…
Окей, мы уже разобрались с моральным аспектом картины. Вы уже хотите меня
спросить, а что с самим фильмом-то? Ну вот тут то и проблема. Ничего. Ничего
особенного. В “Выходном Ферриса Бюллера” нет ничего интересного или
примечательного, кроме этой моральной неправильности.
Как комедия, оно не очень смешное все. Фильм слишком сильно полагается на
всего один тип юмора- так называемый slapstick (увы, достойного перевода термина я не знаю). Это
когда персонажи падают, поскальзываются, им падает что-то на голову, они
оказываются в краске и т.д. “Один Дома” по сути тоже весь был построен на этом.
И там это было даже очень хорошо сделано.
В “Феррисе Бюллере” это не работет. Сеттинг слишком реалистичный и повседневный,
чтобы все эти переигрывания и дурачества 80-ых в нем работали. Но главное, и
это станет большой темой в моем обсуждении комедий- все предсказуемо. Каждая
шутка очень банальна, ее можно заметить за милю и в ней мало смысла. Как я уже
упомянул выше, в одном из эпизодов картины директор школы вторгается в дом
Ферриса. В какой, мать вашу, вселенной это было бы нормальным логичным
действием человека? Он рассчитывает поймать Ферриса, но ведь он по факту не
знает есть ли тот у себя дома. И есть ли там кто-то вообще. А если и знает, не
факт ведь, что кто-то не придет. Да и что он будет делать если поймает Ферриса?
Ну вот, да, поймал ты его прогуливающего школу. А он в свою очередь поймал тебя
за незаконным проникновением на чужую собственность. Че теперь будешь делать?
Испортишь себе на всю жизнь резюме ради исключения одного раздолбая из школы?
И боже мой, до чего же это чисто технически унылый фильм! Сценарий был
написан всего за неделю! А съемки были завершены за три месяца! Это ж трындец!
Я не требую от каждого режиссера Кубриковского подхода, где каждую сцену нужно
целый день переснимать, но люди, это ж трындец как уныло. Фильм никак интересно
не снят, Бюджет был, небось, копеечный.
А ну и еще. Мэттью Бродерик (исполнитель роли Ферриса)- никакущий актер. Ну
никакущий. Мне кажется, что он такой вот совсем плохой клон Тома Круза. Такой же
скучный и лишенный харизмы. Только Круз хотя бы старался в нормальном кино играть,
с образами экспериментировать. Бродерику, кажется, пофиг на все. Это особенно
заметно на фоне того, как хорошо играет исполнитель роли Кэмерона- Алан Рук. И
вообще, вы знаете еще хоть одного человека на свете, которого звали Феррис? Это
настоящее имя вообще?
Ну окей. Вроде бы все плохо…если только не одно “но”.
Фанатские теории! Я их обожаю. Даже сам люблю сочинять (с переменным результатом).
И вот у “Выходного Ферриса Бюллера” есть, без преувеличения, одна из лучших
фанатских теорий, которая переворачивает сюжет фильма с ног на голову.
Суть теории в том, что на самом деле главный герой картины- это Кэмерон. В
чем есть смысл, ведь именно у Кэмерона есть главная сюжетная личная арка,
главная трансформация как персонажа. Но вот в чем фишка теории: она говорит,
что весь фильм- это сон Кэмерона.
Взглянем на факты. Кэмерон- это замкнутый молодой человек, у которого явно
много проблем со здоровьем и психикой. Ему приходится много пропускать из-за
этого школу. Уже с этого момента довольно странно выглядит, что он является
лучшим другом самого популярного парня в школе, но окей, и коза волка съедала.
Что вызывает подозрение, так это то, какой сказочно популярный этот Феррис
Бюллер. Стоит ему заболеть на один день,
как в школе об этом сразу же узнают и начинают переживать за него. Почти каждый
персонаж, который учится в школе, знает Ферриса лично и очень его любит. Сразу
же проходит по школе слух, что Феррису нужна новая почка и на нее начинается
сбор средств (который, вроде бы, прошел так успешно, что хватило даже послать
Феррису проститутку на дом). Более того, в тот же день мы видим, как отец
Ферриса в одной сцене читает газету, где уже написана статья с упоминанием
болезни Ферриса. И в парочке других сцен мы видим надпись “Спасите Ферриса” на
экране футбольного стадиона и даже на водонапорной башне, где ее явно нужно
было заранее написать. Из всего этого мы приходим к выводу, что Феррис- самый
популярный мальчик во всем городе, почти знаменитость. Но при этом в одной из
сцен фильма он не может попасть в ресторан по записи, его там не узнают. Как
это возможно? Ну, только один вариант: Феррис является продуктом воображения
Кэмерона. Он все, чем Кэмерон хотел бы быть, и что он хотел бы иметь. Кэмерон
стеснителен и замкнут- Феррис веселый и открытый человек. У Кэмерона проблемы с
отцом, а Ферриса его родители обожают. Кэмерон одинок, а в Ферриса влюблена
Слоан (и все девочки школы).
Можно, конечно, предположить, что все эти совпадения являются лишь клише
наивных комедий 80-ых, и поначалу я тоже так думал. Но есть одна сцена, которая
слишком хорошо подтверждает теорию. В самом начале фильма Феррис звонит по
телефону Кэмерону и просит его прийти. Тот отказывается, бросает трубку, и
валяясь в постели говорит:” Я умираю…”. И сразу же за этим следует второй
звонок Ферриса, и когда Кэмерон снимает трубку, он слышит от Ферриса: “Ты не
умираешь”. Как это вообще возможно? Зачем еще в этом фильме эта сцена, это
фраза, кроме как для подтверждения теории? Увы, мы уже не узнаем, так как Джон Хьюз
давным-давно скончался.
Но это отличная теория. Она меняет фокус с одного персонажа на другого,
меняя тон и настроения фильма. Где-то под шкурой этой комедии прячется на
удивление грустная история про молодого одинокого человека, который явно
испытывает нервный срыв. Я бы даже хотел, чтобы кто-то снял римейк или
спин-офф, который в этот раз фокусировался именно на Кэмероне. Эй, Голливуд,
давай, выручай! Вот где нужен тобою любимый “мрачный ребут”!
Но если вы все же спросите меня, стоит ли вам посмотреть “Выходной Ферриса”
то я скорее скажу “нет”. Зато в следующий раз мы поговорим о фильме, который
заслуживает вашего внимания. Что это за фильм, спросите вы?
Ну, скажем так… есть час для игры по правилам, а есть час для рискованных дел…
До встречи в следующей рецензии!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.