воскресенье, 10 августа 2014 г.

Ван Хельсинг (Van Helsing)


 Детство- прекрасно в частности тем, что почти все что ты видишь тебе нравится. Тебе нравятся все фильмы что ты смотришь, все игры в которые играешь. Исключения составляет только некоторая еда и каким-то образом книги. В таком возрасте не очень то хочется читать.
В целом со мной довольно уникальная ситуация в том, что многое что я тогда видел из фильмов я люблю до сих пор. И сколько бы мне не твердили об обратном со всех сторон, я считаю “Лигу выдающихся джентльменов” хорошим фильмом. И вот, второй фильм который относится к категории “все ненавидят, кроме меня” имел много общего с “Лигой”. Он называется “Ван Хельсинг”. У него смехотворно низкий рейтинг на агрегате критиков Rotten Tomatoes и он даже входит в 50 худших фильмов всех времен по версии Empire.
И в целом на моей родине этот фильм многие видели и многим он нравится. И все мы, наверное, сказали бы в его оправдание:” Ну, это конечно не шедевр, но он же не настолько ужасен”. Я с точно такими же мыслями сел его пересматривать. И с горечью скажу я вам, что ностальгия все-таки великая сила, потому что журнал Empire, может и был критичен, он не оказался далеко от правды.
A bloody-less mess
Хотя в фильме есть Дракула и вампиры, как ни парадоксально, в нем нет Абрахама Ван Хельсинга из оригинальной книги Брэма Стокера. Что довольно обидно, я бы с радостью увидел отдельный фильм про Ганнибала Хельсинга из фильма Копполы.











Но нет, на самом деле главный герой этой повести — это Габриэль Ван Хельсинг. Суровый небритый мужик в шикарном пальто и в исполнении шикарного актера Хью Джекмана. Габриэль работает на какое-то тайное сообщество в Ватикане, которое представляет собой эдакое МИ-6 охотящееся на монстров. Все атрибуты на месте- злой начальник-кардинал, безумный изобретатель монах в роли местного Q. Габриэля отправляют в Трансильванию замочить местное архи-зло по имени Дракула, а заодно спасти девушку по имени Анна, которая со своей семейкой вот уже много лет пытаются убить графа Дракулу. К этому всему еще приплетены оборотни (до того, как их испортили “Сумерки”) и Франкенштейн со своим монстром.
Перед тем как разносить сюжет фильма в пух и прах, давайте поговорим о том, что ему удалось сделать неплохо. Для начала главный герой. “Ван Хельсинг” задумывался как начало целой серии фильмов, но, как видите, не срослось. А потому мы никогда не узнаем о том, кем, черт побери, был раньше Габриэль Ван Хельсинг! Да, подобно лучшей роли Хью Джекмана, его герой страдает амнезией, и Дракула весь фильм всячески намекает что прошлое у Габриэля довольно занятное. И фильм в целом неплохо так интригует этим белым пятном в биографии героя. К сожалению, или к счастью, мы уже никогда не узнаем предыстории Ван Хельсинга.
Ну и второе что фильм удалось довольно хорошо это соединить в одной истории Дракулу и монстра Франкенштейна. Это сделано на удивление стильно и интересно. И это, пожалуй, самое близкое что мы на сегодняшний день имеем к полноценному “Дракуле против Франкенштейна”.
Ну а теперь поговорим о недостатках. Во-первых, оборотни. В отличии от Франкенштейна, графа Дракулы, и, черт возьми, даже мистера Хайда (да, даже он забегает на огонек), к которым режиссер Стивен Соммерс отнесся с достаточным уважением, оборотни приплетены к фильму через жопу. Никто не говорит откуда они взялись и что они тут делают. Они просто есть и все тут.
Стивен Соммерс описывал этот фильм как омаж старым ужастикам студии Universal (которая, довольно иронично, сделала и этот фильм) и говорил, что сам является большим поклонником этих фильмов. И вот как-то в это с трудом верится, потому что для поклонника он слишком уж по-свински относится ко многим каноническим вещам. Например, в его фильме вампиров можно убить не осиновым колом, а серебряным. И, судя по отдельным кадрам, не обязательно даже в сердце.
Еще у Соммерса вышел необычный Дракула. В том плане что его нельзя убить ни одним из известных способов, и герои полфильма пытаются выяснить как же его замочить-то. И в середине фильма наши горе-герои узнают, что убить Дракулу может только оборотень. И вот честно говоря странная такая деталь в том, что оборотни служат Дракуле. И вот спрашивается, нафига граф держит у себя под рукой единственное создание, способное его убить. Не спорю, оборотни очень эффективны в своей работе, но годятся они только для убийства твоих врагов. А если вдруг просто укусят, то превратится враг в оборотня. И, согласитесь, неприятная картина может получится, когда посылаешь одного оборотня убить своих врагов, а на утро обнаруживаешь что оборотней уже тысячи и все они твои враги! И кстати, почему Дракула может контролировать оборотня Велкана (брата Анны), но не может управлять оборотнем Ван Хельсингом (да-да, большой спойлер)?
Еще одна важная фишка Дракулы- его замок. Никто не знает где он и к нему ведет один единственный портал. Портал находится в доме семейки Анны, на старинной карте. А чтобы его открыть нужен специальный недостающий фрагмент карты, который по очень удачному стечению обстоятельств предок Анны отправил в Ватикан, где его и берет в начале фильма Ван Хельсинг. Когда я был ребенком, мне этот сюжетный ход казался чертовски крутым. Мол, маленькая деталь в начале фильма играет такую большую роль в конце. Но тем не мене, ход идиотский. Нафиг прапрадедушка Анны (или кто он там) отослал в Ватикан единственную возможность убить заклятого врага своего рода? Если он знал, что делает фрагмент, то выходит, что был он редкостным засранцем и гореть из-за него ему и всем Валериям в аду, где им и место за непроходимую тупость. Если не знал, то тем более зачем отправил?
Так, на что я еще не пожаловался? Ах, да. У нас в фильме есть вполне неплохой такой харизматичный главный герой. Кто, блин, придумал ему настолько убогий любовный интерес в виде Анны? Для начала скажу, что я ненавижу идиотскую традицию давать главным героям любовные линии. И этот фильм- отличный пример моей ненависти. Ну нет, блин, не капли химии между героями Джекмана и Бекинсейл. Они просто борются с общим врагом, это не делает трах между ними обязательным! В второй раз вспомню “Лигу Выдающихся Джентльменов” и скажу спасибо тамошним авторам, за то, что не взирая на многочисленные возможности они так и не заставили никого влюбляться в Мину Харкер. Слава богу.
Во-вторых, госпожу Анну играет Кейт Бекинсейл, актриса у которой, наверное, монополия на главные роли в плохих фантастических боевиках (либо она делит ее пополам с Милой Йовович). Госпожа Бекинсейл хоть и здорово выглядит, и носит почти во всех фильмах обтягивающий шлюховатый доминатрикс-наряд (за что ей спасибо) но хорошей актрисой ее это не делает. Она ужасно скучная и неинтересная, что особенно хорошо видно, когда рядом находится обалденный Джекман.
Но даже если бы Анну играла Кэтрин Зета-Джонс (beeewbs…), персонажа это вряд ли бы спасло. Потому что прописана она ужасно. Весь фильма она старается быть сильным протагонистом женского пола, но по факту она просто дура которая постоянно себя втягивает себя в передряги. Как она меня раздражала, когда рвалась спасать своего оборотня-брата.
К слову о дурости. У меня возникли при просмотре серьезные опасения что фильм изначально задумывался комедией. Потому что главные герои фильма ужасно тупят почти всю картину. Они по идее, крутые парни. Но при этом им надирает задницу каждый монстр которого они встречают. И в целом идиоты сами виноваты. Ван Хельсинг с Анной постоянно идут в логово врага, не взяв в руки ничего подходящего для его убиения. Гэбриэл тратит несколько обойм стрел из своего скорострельного арбалета прежде чем до него доходит что он вампришам не причиняет никакого вреда. А как вам сцена в начале фильма, где Анна со своим братом Велканом и еще кучей прихожан пытаются убить оборотня. Почему эти идиоты берут на охоту кучу ружей, но при этом только в одном пистолете есть серебряные пули? И почему этот пистолет находится у Велкана, который играет роль приманки для оборотня? Это что за тактика такая, дать в руки червячку удочку и бросить в воду ловить рыбу вместо тебя?
Так, что у нас там дальше по списку? Граф Владислав Дракула. Признаться, мне, да и многим очень нравился этот новый Дракула в исполнении Ричарда Роксбурга. Но одного просмотра в оригинале мне хватила чтобы убедится какую же огромную роль в восприятии фильма играет качественный дубляж. В дубляже Дракулу озвучивал своим внушительным голосом Всеволод Кузнецов, отчего граф казался очень внушительным и крутым как злодей из фильмов про Джеймса Бонда. А в оригинале, как оказалось, граф разговаривает с невероятно смешным румынским акцентом, отчего вся его крутизна испаряется и остается на ее месте только Роксбург. И тут мы вспоминаем, что все на что годен Ричард как актер так это на редкостное переигрывание на грани комедии.
Ну и наконец, последний гвоздь в крышку гроба- экшен. Мне всегда казалось, что с этим в фильме никаких проблем и Соммерс в целом хороший экшен-постановщик. Но я и тут ошибался. Для начала CGI (то бишь компьютерная графика). На Западе еще с выхода “Призрачной угрозы” модно ругать графику в фильмах. Я на самом деле, критиковать ее не люблю, а потому делаю это редко. Но здесь прямо-таки особый случай. В фильме просто ужасная графика. Каждый раз, когда на экране появляется что-то компьютерной, нет никакого чувства что оно действительно там, взаимодействует с живыми персонажами. Причем выглядят сами модельки довольно неплохо. Все плохо, когда они двигаются. Все движения ужасно дерганные и неестественные. Вот что происходит, когда в фильме не используют motion capture и оставляют такие вещи горе-аниматорам.
Ну и в целом фильм просто эпически просрал весь свой потенциал. У нас тут есть летающие вампиры, зубастые оборотни, суперсильные монстры и вооруженный до зубов главный герой. Ну что может пойти не так? Плохая режиссура, вот что. Может конечно, меня избаловали Marvel и фильмы Джона Ву, но экшен сцены в “Ван Хельсинге” меня жутко утомили. Они все одинаковы по своей сути. Вот как происходит каждая из них:
1)      Наши герои ничего не подозревая заходят в какое-то зловещее помещение. После небольших скитаний по нему, на них ВНЕЗАПНО что-то выпрыгивает, или они ВНЕЗАПНО падают куда-то.
2)      Они сталкиваются с монстром. Иногда монстр любит немного поболтать, после чего уже начинается бой. Герои выпускают в монстра обойму за обоймой, но это ничем не помогает, и монстр надирает героям задницу.
3)      В последний момент до героев доходит что их действия ни к чему не приводят, и они вспоминают что в кармане у них завалялся какой-то предмет, который они в бою еще не использовали и именно он и убивает монстра. Монстр в свою очередь под конец боя включает режим Оберина Мартелла и решает сказать пару слов или просто потупить, давая герою шанс себя прикончить. В некоторых ситуациях монстра убивает какой-нибудь макгаффин (святая бомба Карла). Если же монстра не убивают, то как правило его просто в этот момент что-то отвлекло, чем и пользуется герой быстренько сматывая удочки.
И так происходит почти каждая боевая сцена. Меняются только условия- монстры летают, монстры прячутся. Лишь под конец случается что-то мало-мальски оригинальное, когда герои таки приходят в дворец Дракулы (к слову, как они планируют из него выбраться?) и у нас происходит экшен сразу в нескольких местах одновременно.
Ну, мы наконец разобрались с целым наводнением минусов этого фильма. Пора поговорить о хороших его сторонах. Для начала персонажи. Хотя основные все действующие лица унылы, есть здесь несколько ярких второстепенных персонажей. Разумеется, я говорю про монстра Франкенштейна. До чего же здесь замечательный он вышел. Это, пожалуй, один из лучших монстров Франкенштейна в кино. Во-первых, это один из немногих монстров в фильме, который сделан не на компьютере, а присутствовал все время на площадке. Во-вторых, в отличии от большинства воплощений монстра на экране, этот куда ближе к первоисточнику Шелли, в том плане что он тут умный и довольно высокопарно выражается!  В-третьих, актерская игра Шулера Хенсли в целом очень хороша. Очень жаль, что у этого актера карьера не задалась.

Из других второстепенных персонажей тут есть довольно крутой мистер Хайд. Да, он, увы, компьютерный и его в фильме совсем мало. Но его озвучил Руби Колтрейн (он же Хагрид) и в целом его Хайд настолько веселый и мерзкий что от него трудно оторвать глаз. К счастью, он настолько хорош что про него даже сделали отдельный мультфильм (“Ван Хельсинг: лондонское задание”).
Ну и хоть тут и ужасный Дракула, у него есть целых три сексапильные вампирши-жены. Все знают что я очень люблю красивых злодеек и к моей большой радости вампиршам уделяется в фильм довольно много времени. У них есть характеры, они довольно разные, у каждой есть свой звездный час и каждую довольно интересно убивают. Жаль, меньше всего внимания уделили моей любимой вампирше-брюнетке. Я ее назвал так потому что, если мне не изменяет память, ее имя ни разу не произносят за весь фильм.
К тому же, если забыть про спецэффекты, то фильм просто замечательно и стильно выглядит. Здесь отличный производственный дизайн, отличные декорации, дизайны оружий и монстров. Все сделано готично и главное есть элементы старых фильмов ужасов. Собственно, концепт арт для фильма делала легенда готического искусства- Джеральд Бром. И в целом его рука чувствуется.
Ну и наконец лучшее что есть в фильме- офигительный саундтрек Алана Сильвестри. Алан, ты кажется никогда не перестанешь нас радовать. Начиная от великолепной музыки к “Назад в будущее” и заканчивая пафосной заглавной темой “Мстителей” ты знаешь, как при помощи музыки сразить зрителя наповал. И здесь Сильвестри тоже не подвел. Отличнейший саундтрек. Особенно заглавная тема с хором, оркестром и этой стильной гитарой. Если и были моменты в фильме, когда все же захватывало дух, то благодарить за это стоит музыку. Она слишком хороша для этой картины.
Вердикт
Всегда обидно ругать своих кумиров и фильмы, которые в прошлом нравились. Но что поделаешь, надо быть объективным! Суровая правда такова что “Ван Хельсинг” мне ужасно наскучил задолго до того, как пошли финальные титры. И если вы со мной не согласны, то просто пересмотрите фильм.
Но в целом, как бы не было обидно, все же я хорошо повеселился! Легко играть в шахматы с умственно отсталыми и избивать калек. Точно также легко и весело писать про плохие фильмы. Пожалуй, мне стоит делать это почаще, так как пока не увидишь что такое плохой фильм, не увидидишь и что такое хороший. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.