воскресенье, 26 января 2014 г.

Бесподобный мистер Фокс

Давно уже хочу поговорить про очаровательного сказочника Уэса Андерсона. Это такой замечательный режиссер, который снимает очень красивые и по-хорошему наивные фильмы. В поездке в Киев я посмотрел его “Королевство полной луны”. Хотел было написать рецензию, но проблема в том что этот фильм настолько хороший, что как-то и писать о нем нечего. В нем все хорошее будто бы само собой разумеющееся. В общем если не смотрели- посмотрите. А сейчас поговорим о куда более интересном его произведении искусства- мультфильме “Бесподобный мистер Фокс”.
Ох, как же я сильно я люблю старошкольные мультики. Чем больше выходит дорогих CG мультфильмов, тем больше находишь необъяснимый шарм в мультфильмах рисованных и в особенности в кукольных. К последним и относится “Бесподобный Мистер Фокс”. Наравне с мультфильмами студии Aardman, этот мультфильм один из лучших представителей жанра.
Но есть одна вещь которая меня насторожила в нем. Если быть точнее, настораживала весь просмотр. Это мораль истории. Ведь все таки здесь у нас сказка. И ориентирована она по большей части на детей. И вот тут проблемка. Люди со мной знакомы, думаю, согласятся что я в каком-то смысле моральный идеалист. Я не терплю подлость в любых ее проявлениях. Я не терплю предательство, ложь, супружескую измену, и в особенности воровство. Кто-то вспомнит как я разносил в пух и прах новый “Оз” за его паршивые моральные посылы. И я никогда не устану критиковать “Тома и Джерри” за то, как они демонстрируют мучения кота безнадежно пытающегося защитить еду в доме от мыши. Мыши, которая не имеет ни малейшего права на всю эту еду и тем не менее каждый раз побеждает.
Так вот “Бесподобный мистер Фокс” пропагандирует абсолютно такую же модель поведения. Этот мультик про лиса по имени Фокс, который давным-давно отошел от воровства еды фермеров и зажил тихой жизнью. Но вот, в один прекрасный день тихая жизнь ему надоедает и он снова начинает воровать, навлекая тем самым беду в виде злых фермеров не только на свою семью, но и на всех животных в долине. Как правило в подобных историях на этом моменте герой осознает свои ошибки и начинает извинятся. Но не в этом мультике! О, нет, здесь как только животные понимают что войны с фермерами не избежать, начинают по указке Фокса воровать еще больше! И так продолжается до конца. Мультфильм так и заканчивается тем что герои решают что и дальше будут воровать. И хотя нам пару раз демонстрируют что фермеры- личности довольно неприятные, это все равно не оправдывает наших героев. Они не имеют никакого права на эту еду, заработанную потом этих трудящихся фермеров. Так почему это меня не расстроило? Почему мне не охота критиковать этот мультик? Почему я так разносил “Оза”, но к этому мультику не испытываю зла?
Ну, причина довольно проста. Уэс Андерсон со своими сценаристами умудрились повернуть мораль в свою пользу. Каким образом? Видите ли, истинная мораль истории в принятии себя таким какой ты есть. А учитывая то, что наши герои животные, это как нельзя кстати. Все таки у них есть их природа которую они не могут побороть. Хищникам нужно есть мясо. На траву перейти не могут. И вот наши герои все понимают что тихая жизнь в человекоподобном обществе им не по душе. Так что они будут жить так как хотят- счастливо но в опасности. Будто каждый день может стать последним. Таким образом мораль из “Воровать- хорошо” превращается в “Если вам для счастья нужно воровать- то воруйте”. То есть мультфильм говорит банальную, но важную истину: делайте что захотите, главное чтобы вы были счастливы. И даже если вам нужно для счастья делать что-то плохое, то лучше уже так чем чтобы вы были несчастны. Знаю, это довольно жуткая мораль если так вот копнуть глубже, но с другой стороны все же правильная.
Что еще можно сказать про мультик. Он волшебный. Это просто очень быстрая поездка в причудливый мир животных. На мультфильм приятно смотреть и он приятно звучит. И продолжительность у него идеальная. Нет затянутых сцен и неинтересных моментов. Смотрится на одном дыхании. Единственное что непонятно так это местные законы, по которым мультик работает. Персонажи то и дело вытворяют что-то совершенно невозможное(к примеру роют землю не хуже кротов), из-за чего всегда возникает вопрос- где же предел их возможностей? Но это сказка, так что этому не следует придавать большого значения. Очень рекомендую мультфильм всем взрослым и детям. Главное- не задумывайтесь обо всем это так сильно как я. Просто наслаждайтесь поездкой.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.