пятница, 7 февраля 2014 г.

Слава Терри Гиллиаму
Посмотрел недавно я “12 обезьян”. Но вместо обычного мнения решил быстренько вспомнить одного из моих самых любимых, и самых невезучих режиссеров- Терри Гиллиама. Бывший член труппы “Монти Пайтон” он снял множество замечательных фильмов и я с нетерпением жду его “Нулевую теорему”. А пока вспомню я все его фильмы, просмотренные на сегодняшний день.

 
  1. 1. “Монти-Пайтон и священный грааль”
Ну и начать надо как раз с фильма с участием легендарных монтипайтоновцев. Говорить особо нечего. “Священный грааль”- культовая классика жанра комедии. Ее нужно посмотреть каждому человеку, чтобы понять что такое “хороший юмор”. Каждая шутка в “Граале”- гениальна. И они тут самые разнообразные. Есть тут юмор черный, пошлый, абсурдный, и игра слов и высмеивание штампов и многое другое. Остальные фильмы из серии “Монти-Пайтон”, снятые также Гиллиамом, тоже хороши. Но именно этот подарил нам бессмертных плотоядного кролика и священную гранату. Аллилуйя. БДЫЖЬ!








  1. Бандиты во времени
Вот это довольно странный зверь. В прошлом веке умели снять странные фильмы для детей. Если конечно “Time bandits” можно назвать детским. Этот фильм очень английский. А точнее говоря очень странный. В нем маленький мальчик отправляется в путешествие с кучкой карликов по тоннелям времени. Правда, подобно замечательной игре “Chrono Trigger”, вместо разных исторических персон они чаще встречают странных мифических существ. По атмосфере это нечто среднее между “Доктором Кто” и мультфильмом “Heavy metal”. В любом случае, каким бы странным фильм не был, им сложно не наслаждаться. Это дикая поездка в мир абсурда и черного юмора и смотрится она на одном дыхании.


  1. Бразилия



Безусловно, главный шедевр Гиллиама. “Бразилия”(как ни странно, название никакой смысловой нагрузки не несет) это что-то вроде более веселой версии бесконечно мрачного романа Оруэлла “1984”. Тут у нас футуристическое тоталитарное общество, но вместо того чтобы уничтожать коммунизм, Гиллиам издевается больше над капиталистическими нюансами. Главным образом- над бюрократией. Фильм начинается с того, что из-за ошибки в одном документе убивают ни в чем неповинного человека. Гиллиамовское чувство юмора в действии. Вся закрученная история “Бразилии случается по случайности. Это очень суровая история о страшных вещах. Но прелесть фильма в том, что какие ужасы он бы не показывал, он каким то образом умудряется при этом оставаться очень веселым и оптимистичным. И это просто поражает. Мы никогда не забудем замученного начальника отдела Бильбо, злых английских братьев Марио, крутого Де Ниро(между прочем, моя любимая его роль) и странные сны. Ко всему прочему оно шикарно снято и это единственный фильм в котором у Гиллиама хорошо получился экшен. Всем рекомендую.









      4. “12 обезьян”
Ну, вот из-за чего я все и начал. Этот фильм идеально описывается двумя словами- “мрачное будущее”. В “12 обезьян” большая часть населения Земли уничтожена неизвестным вирусом. Оставшиеся в живых живут под землей в ужасных условиях. Время от времени посылают людей в прошлое. Но не чтобы спасти человечество. О нет. Во вселенной “12 обезьян” все настолько безнадежно, что на это уже никто и не рассчитывает. Ведь никто не знает откуда вирус взялся и создал ли его кто-то(здесь проводятся сильные параллели с другим, реальным вирусом). Все что им остается- это искать информацию о вирусе которая возможно поможет облегчить мрачное будущее для человечество. Как ни трудно догадаться, главного героя с такой целью тоже отправляют в прошлое. По прибытию он попадает в чудовищно мерзкую ситуацию- его считают сумасшедшим. И что удивительно, у него нет никаких доказательств что он вменяемый. И перед ним самим уже стоит дилемма: является будущее из которого он прибыл всего лишь плодом его воображения?
Черный юмор и здесь находит себе место. Вскоре становится ясно что именно появление главного героя в прошлом и спровоцировало апокалипсис(такая вот петля времени), а виновниками апокалипсиса являются не гениальные супер-злодеи, а простые безумцы. 
Снят фильм шикарно. Оператор постоянно выбирает очень необычные ракурсы и создает чувство клаустрофобии и паранойи. Фильм мрачен, до безумия. Но в этом его немалая прелесть.

Плюс, Брюс Уиллис тут просто шикарный. Еще не разучился играть и не просил гигантские гонорары. Но вот кто ворует шоу так это Брэд Питт в роли психа-анархиста. Он невероятно энергичный и фееричный, а из его рта исходит какой-то невероятный поток шизофренического бреда. Каждая секунда что он на экране- у зрителя праздник. За ним наблюдаешь с огромнейшей улыбкой на лице.
  1. “Страх и ненависть в Лас-Вегасе”
И вот мы добрались до фильма, после которого Гиллиам начал терять связь со зрителем и стал весьма недооценен. И ничего удивительного, потому что “Страх и ненависть” весьма странный фильм, который трудно понять даже после третьего просмотра. Начинается впрочем все довольно весело. Накачанные наркотой Хантер.С.Томпсон и его адвокат несутся на машине по пустыне Мохаве. Следующие несколько минут мы смотрим как видят мир два укуренных мужика и без остановки смеемся. Это чудовищно смешно хоть и страшно по своему. То есть да, фильм одновременно и про то, почему наркотики- это весело, и про то почему это зло. Но вот, после 10-20 минут смеха настает вопрос: А что, весь фильм такой? К сожалению да. Это просто одно большое путешествие в мир героина и марихуаны. Сюжета почти нет, это чисто атмосфера.
И увы, этого фильму не хватает. Он все таки скучный и быстро приедается. Надо отдать ему должное- при этом он все равно замечательный, и заслуживает своего культового статуса. Ведь в то время как большинство фильмов пытаются быть красивыми, “Страх и ненависть в Лас-Вегасе” изобретательно-уродливый фильм. И то, насколько он старается таким быть заслуживает высших похвал. Плюс, Депп и Дель Торо получили две своих самые яркие роли на годы вперед (и Депп стал на шаг ближе к своему финальному образу). И саундтрек шикарен. В нем собралась почти вся музыка той эпохи. От Jefferson Airplane до Yardbirds. В общем этот фильм тоже рекомендую. Просто дайте ему заранее несколько шансов.
      6. “Братья Гримм”
Вот этот фильм редко кто-либо вспоминает. По-правде говоря, я и сам до сих пор слабо понимаю что я должен к нему чувствовать. Этот фильм просто невероятно чернушен и мрачен. Он в прямом смысле насилует старые сказки на наших глазах. В худшие свои моменты он похож на плохую серию “Южного Парка”. И вообще зрелище весьма жуткое. Все герои здесь либо трусы либо сволочи, сопереживать толком некому. Но все же, как и в случае с предыдущем фильмом, все это запало мне в память. Настолько мерзко, что трудно не восхитится. В конце концов известный факт что мы запоминаем самые волнующие моменты жизни. Никто не говорил что они обязаны быть приятными. А вот что у фильма безусловно было хорошо, так это горячая как Ад Моника Белуччи, и веселый живодер Питер Стормаре. На этих двоих было жуть как приятно посмотреть.

7. “Воображариум Доктора Парнаса”
Этот фильм в свое время я ждал с чудовищной силой. В трейлерах это выглядело настолько странно и в то же время красиво, что мне казалось что этот фильм просто создан для меня. Но его, увы, сегодня помнят только за то, что он стал последним в карьере Хита Леджера.
В целом сложно подобрать к этому фильму эпитеты которые я не применил к предыдущим творениям маэстро. Странный, мрачный, с черным юмором, смешной, местами философский. С ходу конечно пленяет картинка, и меня до сих пор поражает что этот фильм стоил всего 30 миллионов. За такие деньги такого качества спецэффектов мало кто способен достичь.
Сюжет на поверхности- переизобретенный “Фауст” Гете. История о сделке с дьяволом и некоторой борьбе с ним. Трагедия героев “Воображариума“ в том что это люди которые много лет борются с самими собой, ищут свой путь, и они от всего этого чудовищно устали. Это довольно грустный фильм, и особенно грустно он видится в параллелях с самим режиссером, который наверное точно также устал искать где взять деньги на очередной фильм.
Но чем фильм особенно запомнился- так это шикарнейшим Томом Уайтсом в роли Дьявола. От него невозможно оторвать глаз. Это один из лучших дьяволов в кино. Такому сразу же хочется продать душу. Да и остальные актеры хороши. Особенно Пламмер в роли замученного старика Парнаса.

В целом это еще один хороший недооцененный фильм Гиллиама. Его стоит посмотреть, но из всего вышеперечисленного он едва ли не самый депрессивный. Ведь он про ту часть жизни, которую нам всегда хочется позабыть- про ее тяжести. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.