суббота, 7 июня 2014 г.

Душераздиратель Ларс Фон Триер

Очень часто садясь смотреть фильм очередного известного своими авторскими фильмами режиссера я очень боюсь что не пойму его. А то, что все вокруг его понимают вызывает во мне настоящее бешенство и ненависть к индивиду. И черт возьми, я жуть как боялся что известный на весь мир датчанин Ларс Фон Триер окажется как раз таким режиссером. Но к счастью, обошлось. Скорее даже наоборот. Я нашел тот самый редкий почерк, который со мною, что называется, на одной волне. В общем, здесь я хочу вкратце рассказать про три самые известные его фильма.

Догвилль (Dogville)

Первый и запавший мне больше всего в душу фильм. Плюс, первый по-настоящему большой. В Догвилле можно сразу заметить две основные черты Триера. 1-я, его главный герой как правило девушка. Девушка, которую со всех сторон ущемляют и унижают, а она в свою очередь демонстрирует чудеса стойкости да и вообще является единственным вменяемым человеком на всем белом свете.
2-я куда более интересная. Триер люто, бешено ненавидит людей. Не всех, а вот именно массу, социум, стадо. Все, кто окружают главную героиню
притворяются славными людьми, но на самом деле они больные ублюдки и то, как они пересекают эту грань нравственность почти всегда является главным шоу.
Догвилль рассказывает про девушку по имени Грейс, которую преследует кто-то очень нехороший. Она бежит, и дорога приводит ее в небольшую деревню в американской глуши под названием Догвилль. Люди там соглашаются ей помочь и какое-то время она счастливо живет с ними. Но через какое-то время постепенно, шаг за шагом люди сначала борзеют, а затем и вовсе делают из девушки рабыню. А чем это все закончится вам лучше узнать самим.
Первое что примечательно в фильме это то, что в нем нету декораций. Вообще. Все действие развивается в каком-то странном помещении похожим то ли на театр, то ли студию для захвата движений. Все дома условно очерчены мелом на полу. И тем не менее все актеры делают вид что открывают и закрывают двери и не видят друг дружку за стенками несуществующих домов. К этой режиссерской находке я относя двояко. С одной стороны действительно здорово было понять через полчаса после начала фильма что этого момента совершенно не замечаешь. Актеры так старательно играют что забываешь о том что они играют в какой-то пустоте. Ну а с другой стороны… Почему бы все же не заиметь декорации, а? Едва ли найти подходящую деревню было сложно найти.
Но все же перейдем к главному блюду фильма- к морали. Несложно догадаться что Триера нам пытается что-то сказать сим творением. В первую очередь он разумеется демонстрирует порочность и злобу таящуюся глубоко внутри каждого из нас. И то как оно постепенно вылезает наружу, показано просто гениально. Но куда важнее вещь прямо противоположная злу в людях- доброта. Слепая, бесконечная доброта и сострадания даже к самым мерзким и злым людям. Именно доброта является главным пациентом на столе у Триера. С одной стороны кажется что доброта- это невероятная сила. И Грейс обладает поистине необычайной силой. Но другая мысль куда интереснее. Что если доброта сама по себе порок? Что если она является величайшим невежеством которое мы можем проявить по отношению к опасным людям.
Ведь мы живем в опасном мире. Именно это Триер демонстрирует. Он не говорит что сострадание и добро- это плохо. Он говорит что бешенных собак следует убивать после первого укуса а не сотого. Так будет лучше и для хозяина и для самих собак. Нельзя быть наивным.
Ну, и мне, бешеному социопату разумеется такая мысль пришлась по вкусу.  

Танцующая в темноте(Dancer in the Dark)
Этот фильм, увы не так сложен и интересен как Догвилль. Он куда проще. Что немного обидно, учитывая что именно у этого фильма был самый большой успех. О нем много говорили(и в основном не очень хорошего, как это водится в Каннах) но он завоевал автору золотую ветку.
“Танцующая в темноте” рассказывает про девушку по имени Сельма. Она- самое невинное создание на свете. У нее жуткий дефект глаз и она слепнет прямо по ходу фильма. Она работает в поте лица чтобы заработать денег на операцию для сына, дабы тот не ослеп в будущем как и она. Но, в какой-то момент все идет жутко не по плану. Убийство, обман, суд. Сельме придется очень дорого заплатить за свою заботу о сыне.
В плане своего посыла фильм куда банальнее. Он просто говорит что жизнь жестока и несправедлива. Сюжет в целом очень банален и на какой-то стадии даже неприятен. Прост тем насколько все натуралистично и при этом глупо и бессмысленно. Для меня обиднее было то, что он ужасно выглядит. Речь в данном случае не о режиссуре, а о качестве записи. Я перебрал много разных вариантов изданий DVD, но увы, везде оно довольно бедное. Не надо только мне говорить мол, фильм дешевый и это все оправдывает. Достать качественную камеру не было проблемой никогда даже для самых бедных режиссеров. А тут еще и звезды есть знаменитые.
Но давайте поговорим о вещах которые сделаны замечательно. Для начала исполнительница главной роли- певица Бьорк. Многие из нас наверняка знают море ужасных примеров когда известный певец или певица возомнили себя актерами и ужасно сыграли в фильме. Но здесь не просто сыграно нормально. И даже не хорошо. Нет, здесь стопроцентное попадание в образ. Я не могу представить никого другого в роли Сельмы. Бьорк выжимает из роли все. Глядя на нее невозможно сказать что это известная певица. Она невероятно проста внешне.
И второе это очень интересные музыкальные моменты. Дело в том, что главная героиня очень любит мюзиклы. И каждый раз, когда реальность становится для  нее невыносимо жестока, она погружается в свой внутренний мир, и воображает что она в мюзикле. Вы может настроены скептично, но на самом деле эти моменты очень хорошо дополняют фильм и проникновение главной героиней. И музыка в них очень странная и необычная. Как раз под стать фильму.
В целом это хороший фильм. Но не представляющий из себя ничего особенного и куда менее интересный чем остальные два наших гостя.

Меланхолия (Melancholia)


Ну, наконец у нас самый новый и самый дорогой фильм маэстро.
Меланхолию описать легче всего. Это фильм про апокалипсис. Ненависть к человечеству дошла до пика и Триер решил наконец уничтожить его хотя бы на большом экране. Но не подумайте что у нас тут идиотский фильм-катастрофа а-ля Роланд Эммерих. Меланхолия- это, пожалуй самый умный и чувственный фильм  на эту тему. Он изучает не то, как красиво мир разлетится на миллион кусочков, а то что перед этим будут чувствовать люди.
Собственно давайте о людях и поговорим. В Меланхолии замечательные герои. И их очень много. Фильм начинается со свадьбы главной(сюрприз) героини. И, разумеется, на подобном мероприятии находятся все родственники, друзья и сотрудники. Вот нам и набор отличнейших, колоритных персонажей, большая часть который на проверку оказываются(СЮРПРИЗ!!!) редкостными засранцами. Здесь собрался почти весь любимый состав Триера. Есть завсегдатаи Удо Кир, Йорен Скасгард и всегда шикарный Джон Херт. Есть также его новая любимица- Шарлотта Генсбург. И новички вроде агента Бауэра(шучу шучу, Кифера Сазерленда, да я помню его имя) и Кирстен Данст.
Жаль вот только, большая часть этих колоритных персонажей исчезнет до главного шоу- столкновения с неизбежным трындецом в виде приближающейся к Земле планеты Меланхолии. Тех персонажей, которые остаются, вполне достаточно чтобы показать весь основной набор реакции на конец света. Но все равно малость обидно.
Тем не менее фильм отличный. Название ему подобрано как нельзя кстати. Он именно такой- меланхоличный. В нем царит мрачная атмосфера отчаяния смешенная с какой-то утомленностью от жизни. Цвета такие же- блеклые и тоскливые.
Стоит отдельным словом помянуть исполнительницу главной роли- Кирстен Данст. Она великолепна и мы ей прощаем ужасную Мэри Джейн. Примечательно что в этом фильме главная героиня уже не невинная овечка, а полу-сумасшедшая девица, которая только и мечтает чтобы случился апокалипсис. Поначалу ей сложно сопереживать, но постепенно становишься невольно на ее сторону. Что-что, а вот засунуть в шкуру своих героев Триер умеет хорошо.
И главное в фильме это последние кадры и последние эмоции. Тот страх, что окутывает нас перед нашей смертью. В этот момент героиня Данст вдруг пугается и кажется даже пускает скупую слезу. И мы знаем что сейчас крутится в ее голове. Какой бы тяжелой, мерзкой и гадкой жизнь не была, в последний момент за нее хочется держатся изо всех сил. Ведь кто знает, что там, на другой стороне…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.