Случились две
довольно большие вещи о которых следует написать. Первая состоит в том что я
недавно поиграл и прошел до конца видеоигру, и учитывая мой график последние
полгода это случается со мной довольно редко. Вторая- у меня случился спор с
другом по поводу разгромленного мною в свое время супергеройского блокбастера “Человек
из Стали”. Когда он вышел и я его посмотрел, моему гневу не было пределов. Я
планировал написать огромный обзор и даже сделать видео. Увы, ничего из этого
не получилось. Но вот, я поспорил со своим другом о том, так ли этот фильм
ужасен, и теперь чтобы показать свою позицию я все же пишу этот разгромный
обзор. О да, пора выпустить зверя наружу.
Но, традиционно,
несколько предисловий. Для тех, кто не в курсе- “Человек из стали” это фильм
про культовую американскую икону- героя комиксов Супермена. Сразу скажу- мне не
нравится Супермен. Как персонаж. У Супермена самые крутые способности на свете
и по сути он бог. Он непобедим и неубиваем. Такой персонаж хорошо смотрится на
вторых ролях(что отлично демонстрирует Фрэнк Миллер) но вот быть центром
повествования он едва ли может. Как можно сопереживать персонажу, у которого
нет слабостей? Которого невозможно убить? Фанаты комиксов, конечно, сейчас
завопят:”Что ты выдумываешь? У него есть слабость которая может его убить”. Да,
я знаю про знаменитую ахиллесову пяту современности- Криптонит. Но он не
спасает нашего героя, а наоборот делает все только предсказуемым. Всем известно
что криптонит- делает Супа слабым, а следовательно КАЖДЫЙ злодей который
захочет стать хоть какой-то угрозой инопланетянину так или иначе раздобудет
зеленый кристалл.
Теперь про старые
фильмы. В 1978 году вышел первый большой фильм про Супермена снятый Ричардом
Доннером(более известным нам с вами за “Смертельное оружие”). Фильм считается
классикой и одним из лучших в жанре. За ним был неплохой сиквел, и ужасные
третья и четвертая части. Впрочем, мне и первый фильм не понравился. У него
одна простая проблема- он безумно тупой и наивный. Почти все происходящее до
абсурда смешно и наигранно. Был также еще и фильм 2006 года “Супермен
возвращается” от Брайана Сингера. На западе фильм принято ненавидеть, несмотря
на лестные отзывы критиков и несколько престижных наград. Он является прямым
сиквелом первых двух фильмов, а потому в целом и разделяет их недостатки- он
дурацкий, наигранный, наивный и довольно скучный. Но все же, из всех фильмов
про Супа это был единственный который вызвал у меня что-то наподобие
эмоциональной реакции. Кто бы мог подумать, что я поменяю полностью поменяю
свое мнение о них когда посмотрю “Человека из Стали”.
Я все это говорю
для того чтобы показать что я, как ни странно, ждал Человека из Стали с
огромным нетерпением. Да, мне не нравится персонаж. Но сценарист и продюсер
фильма это Кристофер Нолан, автор великолепной трилогии о Бетмене и еще кучи
отличных фильмов. Уж он-то даст новый интересный взгляд на героя который мне
придется по душе(так тогда думал я). Мне не нравились старые фильмы, а потому
идея более мрачного и взрослого Супермена мне сразу импонировала. Наконец,
режиссер фильма Зак Снайдер- потрясающий режиссер снявший один из моих любимых
фильмов “Watchmen”. Который тоже, кстати, по комиксу. Так
что я с большим интересом пошел в кино. И там меня ждало разочарование…
Ну все! Не буду
больше тянуть кота за яйца. Главной проблемой “Человека из Стали” является
сюжет. Именно о нем и будет большая часть статьи, и именно ради этого я нарушу
свой традиционный формат и перескажу почти весь сюжет фильма останавливаясь на
определенных моментах. Так что тут будут СПОЙЛЕРЫ. Я предупредил.
Итак, фильм
начинается на гибнущей планете Криптон. В старых фильмах это была довольно
прикольная снежная планета, ну а тут он выглядит как самая стандартная другая
планета которую видела фантастика.
Криптон вот-вот
взорвется от того что его жители исчерпали его ресурсы. И мы видим, как
Джор-Эл(в исполнении короля пофигистической игры Рассела Кроу) пытается сначала
всех предупредить, а затем, когда все потеряно, отправляет своего сына в
космическом корабле к нам, на Землю. В общем классическая завязка. К ней еще
приплетено восстание генерала Зода. Хочу заметить интереснейшую деталь: на
криптоне судьба каждого дитя заранее предопределена, что значит каждому с самого
начала уготовано быть либо ученым либо военным, и обучать его будут именно этим
вещам. Забавно, что герой Кроу, по сюжету классовый ученый, с легкостью
надирает задницу нескольким военным и даже самому генералу Зоду. Также следует
заметить что если в старом фильме Джор-Эл скрывал от всех что у него был сын,
отчего тайно отправить его в космос не составляло труда, то в новом никакой
объективной причины по которой родители не могу улететь со своим ребенком(и
почему вообще вся высокоразвитая цивилизация криптонцев не может свалить с
гибнущей планеты) нам не дано. О, и еще прикольный момент: когда генерала Зода
ловят, его и других преступников отправляют в космос, где они благополучно
переживают апокалипсис, в то время как все население гибнет. Браво, блин!
Затем мы видим как космический корабль с сыном
Джор-Эла, маленьким Суперменом, падает на Землю. А затем, вместо того чтобы
показать как героя нашла семья Кентов и как он рос, фильм внезапно прыгает на
несколько лет вперед и мы видим Супермена взрослого и бородатого. Это, к слову,
одна из самых заметных проблем фильма. В нем много флещбеков о прошлом
Супермена, и все они разбросаны в случайном хронологическом порядке по фильму.
Никакого смысла или гениальной режиссерской задумки тут нету. Просто идет себе
Кларк(он же Супермен) по улице, видит школьный автобус и вспоминает как как-то
раз спас детей в школьном автобусе. Флешбек закончен, едем дальше по сюжету.
Единственное что делают в этих флешбеках- вдалбливают в зрителя один и тот же
ужасный монолог о том насколько важный Супермен для всего мира.
Здесь мы еще
знакомимся с земным отцом Кларка- Па Кентом(в исполнении короля унылости
Кевином Костнером). Папашка полфильма занимается редкостной херней- вбивает в
Супермена глупое, бессмысленное толстовство. Говорит ему что однажды Супермен
станет важным и будет давать надежду всему миру, но при этом все время учит
прятать свои способности и не выделятся.
Затем мы
перемещаемся в Арктику, где знакомимся с Лоис Лейн. Хочу отметить, она является
одной из немногих вещей в фильме которые мне очень понравились. Эми Адамс
отличная актриса, и ее репортерша из Daily Planet полна харизмы и очень привлекательна. Здесь, она впервые встречает Кларка
после чего он тырит космический корабль с Криптона(который застрял во льдах) и
улетает. Очередная ненужная параллельная сюжетная линия введена, едем дальше по
сюжету!
На корабле Кларк
встречает искусственную голографическую копию своего настоящего отца- Джор-Эла.
Джор-Эл рассказывает Кларку все предысторию Криптона и что Кларк должен стать
Суперменом.
А затем мы снова
прыгаем в флешбек, который уничтожил для меня весь фильм. Вся семья Кентов едет
куда-то в машине, и Па Кент снова вбивает в голову Кларка что тот должен
скрывать способности и быть обычным фермером. Но Кларк уже взрослый в этой
сцене. И я что-то не пойму когда блин Кларк должен тогда давать надежду миру?
Когда, как говорил сам Па Кент, мир будет готов? Но вдруг, у них и у еще многих
людей на пути становится огромное торнадо, и вся семья Кентов вылезает из
машины чтобы помочь людям спрятаться от него под мостом. Но в последний момент
они забывают собаку в машине. И кто бросается ее спасать? Конечно же не мужик с
суперспособностями, а старый немощный пердун Па Кент. И разумеется, спасая
чертову собаку, он умирает. Кларк в последний момент хочет спасти отца, но тот
жестом говорит ему:”Нет! Стой там и не выделяйся”. И идиота засасывает в
торнадо.
С чего же мне
начать? Начну с того что смерть Па Кента это часть канона в истории Супермена.
Но в старом фильме Па Кент умирал от сердечного приступа. И это был гениальный
момент. Он показывал нашему герою что даже со всеми способностями на свете он
не всегда может спасать людей и они все же будут умирать. Здесь эта смерть была
абсолютно ненужная и бессмысленна. Ее легко можно было избежать. Даже не свеча
способностями. Кларк мог забрать пса из машины на супер-скорости так, что никто
даже ничего бы не заметил. Он мог бы вытащить его из машины и сделать вид что
его, Кларка, засосало в торнадо и спокойно переждать в каком-нибудь другом
месте. Он мог бы в конце концов просто пробежаться быстро до машины и вернутся
просто продемонстрировав всем хорошую физическую форму в пределах человеческих
способностей. Не было НИ ОДНОЙ причины по которой собаку должен был бежать
спасать именно Па Кент. Когда мы смотрели этот момент с матерью в кинотеатре,
мы смеялись. Мы не видели более жалкого предлога для того чтобы убить персонажа
и сделать главному герою драму.
И кстати, что
происходит сразу после(не в фильме, а хронологически) того как Кларк потерял
отца? Он плюет на все то толстовство, которое в него вбивал отец, и идет
спасать людей(пускай и анонимно). Зачем? Зачем нужно было все толстовство Па
Кента? Зачем нам вбивали эти полфильма что если у тебя есть способности, то их
нужно скрывать? Зачем это делали, если вы итоге сам главный герой наплевал на
все эти наставления? Неужели мир стал готов к Супермену после того как его отец
отправился в страну Оз? Трудно сказать, потому что вместо того чтобы показать
мир вокруг Супермена и как он меняется вместе с нашим героем, авторы вбивали в
нас дурацкие морали и развивали ненужные параллельные сюжетные линии!
Затем, настоящий
сюжет наконец-то стартует. Когда Кларк активировал космический корабль, тот
послал сигнал бедствия в космос. И именно по этому сигналу генерал Зод со своей
армией нашли Землю и нашего героя. Они требуют чтобы он сдался им немедленно,
что наш герой и делает. Но, перед этим ему нужно посоветоваться с кем-то.
Логично было бы если он пошел к своему инопланетному отцу и узнал у него про сильные
и слабые стороны Зода. Но вместо этого он идет в церковь, чтобы ненавязчиво
намекнуть зрителю что Супермен- Иисус. И если вы не думаете что авторы пытались
это показать, то просто взгляните на картинку рядом. Такого вот ненавязчивого
символизма в фильме полно.
К слову, здесь
появляется еще один приятный бонус женского пола- второстепенная злодейка
Фаора-Эл. Она в целом мало что из себя представляет, но актриса которая ее
играет обладает самыми холодным глазами на свете. Она просто шикарна от этого.
Она должна быть злодеем а не Зод.
Ну да ладно.
Кларка забирают на космический корабль криптонцы, а вместе с ним и Лоис. Я без
понятия зачем и фильм никак тоже не объясняет. Здесь, Зод обьясняет Кларку свой
злобный план по уничтожению Земли и построении на ее фундаменте нового
Криптона. И у меня есть несколько претензий к этом плану. 1-я зачем он
рассказывает это Кларку? Кларк- его единственная надежда на спасение расы, и он
на этой планете прожил несколько лет. Не будет ли логично предположить что
новости о том что его второй дом уничтожат не приведет его в восторг? И 2-я
нафиг блин, менять атмосферу Земли. Она делает криптонцев суперсильными и
супербыстрыми! Да, есть побочный эффект поначалу, но Кларк показывает что к
нему можно легко привыкнуть. Так зачем отбирать такие плюшки у самих себя?
Дальше Кларк, при
помощи Лоис бежит с корабля. Тут у меня новая претензия. Что крутого в том что
Кларк дерется со своими сородичами? То, что это противники равные ему. У
которых есть подобные суперсилы. Так скажите, какого тогда фига Кларк может
спокойно пробивать стены корабля, а если Лоис закрывает перед другими
криптонцами дверь, то они не могут ее пробить?
Ну, наконец битва
за Землю начинается. Зод запускает две огромные машины терафформации. Одну в
Метрополисе, другую посреди Индийского океана. Как думаете, Кларк к какой
машине полетит? К той которая посреди густонаселенного города и убивает
миллионы людей или к той которая посреди Океана которая угрожает только рыбе?
Конечно же, нужно спасать рыбу! Люди сами себя спасут, зачем им там какой-то
Супермен?
И наконец, финал
фильма. Супермен сражается с Зодом. Разумеется, здесь я не могу не отметить-
экшен сцены охренительны. Небоскребы падают, машины взрываются, супремен
летает. Все как положено. Но есть одна маленькая проблемка. Какого черта
Супермен дерется с Зодом посреди города полного невинных людей? Каждое действие
этих двоих сносит небоскреб, что наверняка стоит людям тысячей жизней! Почему
он ни разу за фильм не пытается улететь со своим противником в какую-нибудь пустыню
где драка будет не так разрушительна? Потому что в пустыне нечего крушить, само
собой! Но отсутствие смысла в угоду экшена- это плохой принцип. Тем более зачем
эти двое швыряют друг друга в здания? Такие действия не оставят на них ни
царапинки!
Ну и наконец,
знаменитый финал. Супермен убивает Зода. Многие к этому моменту придирались.
Все уже говорили что Супермен мог не ломать ему шею, а семья которой Зод
угрожал вполне могла бы убежать. Но у меня к этому моменту другая претензия.
Супермен издает жалостливый вопль страдальца, демонстрируя что убивать сородича
ему было тяжело. Зато на смерть сотен тысяч человек в Метрополисе ему насрать.
Смерть сумасшедшего тирана- вот что расстраивает нашего героя.
И вот тут фильм
мог спасти себя. Весь фильм “Человек из Стали” старался быть мрачным, взрослым
и реалистичным. Так вот, представьте себе такой финал: Супермен спас Землю, но
это стоило дорого обошлось человечеству. И что бы сделали в такой ситуации мы,
люди? Представьте себе что у нас бы полгорода было разрушено и наши близкие и
родные погибли из-за вторжения инопланетян. Мы бы ополчились на последнего
инопланетянина- Супермена! Мы бы сказали что это все его вина! Ведь знаете что?
Это и была его вина! Если бы он слушался отца и не лез а Арктику и не активировал
космический корабль, тот не послал бы сигнал в космос, и Зод бы никогда Землю
не нашел! Супермен бы стал изгоем и его бы ненавидели. И он бы улетел куда
подальше, уединится с единственным человеком который в него верит- с Лоис. И
пробыл бы в этой депрессии до следующего фильма.
Но разумеется,
этого не случилось. Люди вылезают из-под обломков здания, видят вокруг себя
Метрополис, который словно пережил двадцать “11-ых сентября” одновременно, и
смотря на эти разрушенные здания и трупы люди пафосно говорят: “Он нас спас!”.
Идите на*уй.
Я в шоке. Ведь
фильм многие любят защищать. Причем в основном защищают как раз фанаты
Супермена. И очень удивляюсь когда фильмы вроде “Индианы Джонса 4” или “Железного Человека 3” поливают грязью, а фильмы
вроде Man of Steel спускают с рук.
Облажались тут
кажется все. В первую очередь режиссер Зак Снайдер. В фильме нет ничего
характерного для этого режиссера. Фильмы Снайдера яркие и сочные, красиво
снятые. Man of Steel серый, бледный и в нем часто трясется камера. Из него высосали все краски в
попытках стать мрачнее и взрослее.
Нолан и вся его
команда сценаристов попытались сделать все то, что делали в свое время с
Бетменом. Сделать героя отшельником, дать ему серьезную драму, отрастить ему
бороду. А в итоге от настоящего Супермена почти ничего не осталось. Сюжет
прыгает с места на место, в нем слишком много всякого мусора, герои никуда не
двигаются.
Отличный кастинг
слит полностью. Про унылых отцов Супремена я уже сказал. Генри Кавилл без
футболки выглядит лучше чем я, что технически делает его хорошим Суперменом. Но
работать ему не с чем. Сценарий просто никуда не двигает его героя. Аналогичная
проблема с Майклом Шенноном в роли Зода и Эмми Адамс в роли Лоис. Хорошим
актерам просто не с чем работать и негде играть.
Ну и Ханц Циммер.
Отличный композитор, который здесь кажется даже не напрягался, и сделал
обычный, суперстандартный оркестровый саундтрек который забываешь сразу после
просмотра.
И вот что скажу в
заключение. Даже если бы я забыл про сюжет, про все его ляпы, дыры и
нестыковки, и попытался насладится фильмом в отрыве от него… фильм бы не
заработал. В лучшем случае он бы просто остался среднем. У него просто нет
собственного лица. Нет нормального повествования. Нет морали, мысли,
вдохновения. Он никакой. Фильмы бывают отличные, бывают ужасные, но какими бы
они не были они оставляют что-то в душе. “Человек из Стали” настолько сер,
скучен и серьезен что он не оставляет от себя ничего. Он забывается через два
дня после просмотра. И это- на мой взгляд худшее, что может случится с любым
фильмом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.