Ну, наконец-то
пробил час. Я очень люблю видеоигры. Я даже надеюсь однажды приложить руку к их
созданию. Но, увы, чем старше становлюсь, тем реже играю. Порой я сам занят,
порой интересующих игр нет в округе. Из-за этих факторов если я во что-то и
играю то это зверь очень даже достойный и играю я в него почти все свободное
время. И вот, в этом году, когда шумиха с играми набирает новые, невиданные
обороты связанные с выходом нового поколения консолей, меня из реального мира
ненадолго, но крепко, выхватила позапрошлогодняя LA Noire. И пора бы мне о ней поведать. Я уже
писал как-то раз про игры, но все же игровой рецензии у меня до сих пор на
блоге не было.
Предыстория
La Noire была анонсирована очень давно и почти сразу
ее разработчики вопили о революции. Игра быстро стала числится в числе самых
дорогих игр в истории.
Самое громкое имя
ей сделал ее издатель. Игру издавала компания Rockstar, авторы серии GTA.
Игры этой компании, наверное,
перестанут продаваться многомиллионным тиражом только когда свиньи научатся
летать, Иисус вернется на Землю а Valve анонсирует Half-life 3.
В общем проект сделал много шуму и был успешен еще до того как диски с
игрой попали на полки.
И при этом все же
компания Rockstar была недовольна продажами игры(что довольно нагло, ведь они составили
внушительные 5 миллионов копий). Так что, увы, разработчиков Team Bondi уволили а компанию расформировали.
В случае убийства жмите “LMB”
Игра должна была
мне сразу понравится по двум причинам. 1-я: Я всем сердцем люблю стиль “нуар” с тех пор как увидел в 2005 году Город
Грехов(а, чтобы там не говорили знатоки, LA Noire очень даже нуарная игра). 2-я: я всегда хотел попробовать себя в шкуре полицейского
детектива. Мало того что в руки сразу попадает солидная такая власть над окружающими,
так еще всегда была интересно понять что же движет преступниками.
И она дала мне
то, чего я ожидал от нее. Но LA Noire- игра
перевертыш. В ней много хороших и даже замечательных аспектов, но у каждого
аспекта есть свой маленький изъян. Поэтому вместо того чтобы отделять
достоинства и недостатки, как это я и многие другие критики делают, я буду идти
по каждому аспекту игры подчеркивая и те и другие.
LA Noire рассказывает про Коула
Фелпса, полицейского Лос-Анджелеса конца 40-ых годов. Коул только-только
вернулся со фронта второй мировой войны с медалью за сомнительные подвиги. Он
вступает в ряды полиции и благодаря уму и смекалке очень быстро движется по
карьерной лестнице: от патрульного на улицах до отдела убийств и затем отдела
нравов(впрочем даже тут будет небольшой сюрприз). За время службы Коул
столкнется с самыми разными вещами: с полицейскими, злоупотребляющими
полномочиями, роковыми красотками, денежными махинациями, коррупцией и
заговорами, и даже с реальным гангстером- Микки Коэном. Все это разбавляется
еще и флешбеками о войне, которые как ни странно, очень к месту, да и мир
вокруг героев на месте не стоит- ближе к концу игры будут активно говорить об
угрозе в лице русских. Сам Фелпс довольно нестандартный герой. Авторы все же
пытаются изо всех сил его показать добрым честным копом, но на самом деле он
редкостный карьерист и забывает о своих принципах когда это удобно. Это может
показаться отталкивающим, но на самом деле это придает герою трехмерности.
Делает живее.
Если говорить о
аналогиях то LA Noire ближе всего к
замечательному фильму “Секреты Лос-Анджелеса”. Очень многие мотивы и
стилистические приемы перекликаются. Герой в начале игры очень похож на Гая
Пирса из этого фильма- тоже хорошего парня, но очень зацикленного на карьере. Ближе
к концу игры приходится все чаще иметь дело с кинозвездами и магнатами- как
Кевину Спейси из этого фильма. А напарники Фелпса почти всегда суровые
дуболомы- точь-в-точь как герой Рассела Кроу в фильме.
Также очень
сильные аналогии с моим любимым “Чайнатауном” прослеживаются в финале. Тема
ресурсов стает особенно важной в сюжете, а в одной из миссий еще и
расследование касается Говарда Хьюза- реального персонажа, с которым по слухам
должен был быть связан третий фильм про детектива Гиттиса.
Ну и в двух
главных погонях за подозреваемых(особенно в финале) прослеживаются четкие
аналогии с “Третьим Человеком”. В общем что-что, а со вкусом у Team Bondi все в порядке.
Сюжет и сценарий
у LA Noire замечательный. Цепляет,
в нем куча интересных персонажей, а все линии очень хорошо связываются воедино
в конце. Да и мораль у игры подчас очень взрослая. Мол, хорошие парни не всегда
побеждают…Многие режиссеры обзавидовались бы.
Но как ни странно
для поддержания интереса к игре этого не хватает. Сценарий слишком киношный. У
многих других игр сюжет гораздо хуже, но они умеют показать себя правильно. Они
знают как игрока окунуть правильно в свой мир. LA Noire, увы, не знает как это делается. В нем
нет маленьких житейских моментов. Он рваный очень. Мы ни разу не бываем у Коула
дома, ни разу не пьем в компании других детективов, не живем в мире одним
словом. Просто расследуем дело за делом и все. Основная сюжетная линия очень
интригует, но она постоянно разбавляется побочными мелкими расследованиями,
порой отношения к ней не имеющими.
Последнее,
кстати, особенно обидно. Сценаристы насочиняли десятки интересных детективных
дел с кучей необычных подозреваемых. Но проходятся они всегда быстро и будто бы
на “отьебись”. Прошел и идешь себе дальше.
Происходит все настолько быстро, что как-то эмоционально
заинтересоваться в этих делах почти никогда не успеваешь.
Особенно обидно
что некоторые дела завершаются откровенно по-читерски (особенно в начале игры).
Не всегда приходится допрашивать людей и изучать улики. Иногда убийца просто “палится”
после чего мы его просто ловим. Все подозреваемые и найденные улики в итоге
были бессмысленны.
Геймплейно LA Noire сложно описать. Часто ее ошибочно и
неправильно называют “GTA с полицейским в главной роли”. “Интерактивное кино” на подобие Heavy Rain тоже ошибочно. LA Noire куда больше похожа на старые добрые
квесты. В частности на Discworld Noir(но к счастью, до хардкорности последнего игра никогда не доходит).
Вся игра состоит
из расследований. Особенно помогает атмосфере то, что мы каждый раз начинаем
играть в полицейском офисе, из которого уже едем на место преступления. Очень
помогает чувству того что “детектив”- это тоже работа.
Прибыв на место
преступления мы изучаем его. В большинстве случаев на руках сразу будет труп. Игра,
к слову, довольно взрослая, а потому пару раз за игру придется исследовать тела
полностью обнаженных женщин. Ничего приятно в этом, уважаемые извращенцы, увы,
нет. Даже наоборот, подобная графичность вызывает жуткое натуралистичное
чувство что вот человек вчера ходил, дышал, радовался жизни. А теперь лежит
тут, перед тобой с разбитой головой. Многие предметы на месте преступления
можно и нужно подобрать и покрутить в руках, чтобы получить полезную
информацию. Правда не все предметы важны для расследования и порой очень
напрягает как много подобного мусора разбросали разработчики по игре просто для
того чтобы отнять у игрока время.
Здесь невозможно
не отметить что все интерьеры и экстерьеры в игре сделаны великолепно. Море
деталей и потрясающая атмосфера. Рассматривая каждое место можно представить
что за люди здесь бывают и чем занимаются. Что для детектива, безусловно,
важная вещь.
Очень интересно
как порой могут оборачиваться те или иные дела. Иногда везет и у убитых есть
паспорт или коробок спичек из бара, где они часто бывают. А иногда не везет и о
личности жертвы приходится узнавать самому- ездить расспрашивать людей,
узнавать о списке пропавших. Фирменное внимание к деталям авторов проявляется
даже тут. Часто герою приходится звонить в участок и просить дополнительную
информацию. Причем на улицах иногда можно найти специальные полицейские
телефонные аппараты. Воспользовавшись ими герой сразу звонит в полицию, а если,
скажем, позвонить с обычного телефона- то сначала попросит диспетчера связать
его с участком, а затем уже назовет номер жетона и будет узнавать нужную
информацию.
Дальше начинается самое интересное- допрос
свидетелей и подозреваемых. В эти моменты мы задаем разным колоритным личностям
интересующие нас вопросы, а они на них отвечают. Причем после ответа нам нужно
понять врут они или нет, а затем отреагировать соответствующим образом. Здесь в
игру вступает главная ее технологическая фишка- захват эмоций лица. Для каждого
персонажа в игре наняли специального актера, который играл свою роль перед нескольким
десятком камер, после чего его эмоции переносили в игру. Эта система позволила
игре обзавестись по-настоящему невероятной на сегодняшний день мимикой
персонажей. Мимика работает не только в допросах и заставках. Лица играют эмоциями и во время простой игры и это
добавляет игре много шарма. Люди гораздо живее здесь. Порой даже кажется что
смотришь кино. Но, как я уже сказал в начале статьи, у всего есть свой изъян. А
у допросов, как у самого большого плюса игры, есть ряд своих мелких
недостатков.
Видите ли у нас
есть три варианта реакции на ответ допрашиваемого(три кнопки соответственно).
1-я это “правда”. Правду определить легче всего. Когда подозреваемый говорит правду он
просто смотрит на вас своими честными глазами а его лицо не выражает эмоций. Если
же он врет, то по его мимике это очень легко определить. Глаза крутятся
туда-сюда, щеки надуваются, подозреваемый прикусывает губу, в общем всячески
корчит рожи. Но вот проблема- для лжи у нас две кнопки: “Сомнение” и “Ложь”.
Если жмем “сомнение” то герой начинает давить на подозреваемого чтобы он сказал
что скрывает. Если же жмем “ложь” то наш герой, как не трудно догадаться,
обвинит допрашиваемого во лжи, на что тот скажет: “А чем докажете?”. В этот
момент герой достает свой блокнот со списком улик и нужно выбрать одну из улик
в качестве неопровержимого доказательства. Выберете правильно- получите немного
ценной информации. Неправильно- допрашиваемый над вами посмеется. И вот тут-то
и загвоздка что понять какое доказательство нужно применить зачастую бывает
очень непросто. У авторов какая-то своя долбанутая логика, с которой моя была
очень редко согласна.
Если кто еще не
понял, то правильным всегда в допросе является один вариант поведения. И вот
понять когда это “сомнение”, а когда “ложь” бывает невероятно сложно.
Вот вам пример
особенно тупой ситуации из игры, который демонстрирует как плохо тут бывает с
логикой. Я захожу в кабинет одной чернокожей шишки и прям при нем устраиваю в
кабинете обыск. Очень быстро я нахожу на его радио-автомате определенную
частоту, от которой автомат открывается и внутри я обнаруживаю тонны морфия.
После этого я сажусь допрашивать этого негрилу и сразу спрашиваю: “так это ты
морфием в городе торгуешь?” На что он мне отвечает: “Не, ничего об этом не знаю”.
Напомню, что склад морфия у меня прям за спиной все это время. Как можно мне в
такой ситуации врать??? И главное, мне нужно было нажать “ложь” и предъявить
этот самый морфий как доказательство. Охренеть, блин. И вам будут врать при
порой еще более компрометирующих обстоятельствах.
И не поймите меня
неправильно, допросы ДОЛЖНЫ быть сложной частью игры. Ведь в жизни всегда
трудно сказать врут тебе или просто у человека мимика такая. Но сложность
должна исходить из многосложной мимики. А в LA Noire когда тебе врут это всегда понятно: актер
переигрывает изо всех сил, краснеет, бедняжка. Тут и идиот поймет что ему врут,
два сезона “Теории Лжи” просмотрены зря.
Впрочем, адски
обложатся и не раскрыть дело ни у кого не получится. Игры так или иначе всегда
выведет игрока к правильному решению, плюс можно пользоваться подсказками
напарников, которые почти всегда говорят весьма полезные вещи.
В середине игры,
впрочем, случается очень неожиданный эпизод. Герою предстоит огромное
расследование дела легендарного(в реальном мире так и не пойманного) убийцы
Черной Орхидеи. Здесь неизвестный убийца будет посылать нашему герою подсказки
в виде отрывков из стихов Шелли, по которым нужно будет найти убийцу. И вот тут
уже игра оставляет игрока один на один с задачкой. Нужно каждый раз самому
внимательно прочитать стих(что само по себе довольно нелегко, английский язык у
Шелли жесткий) и понять где находится следующая подсказка на карте. А находится
она как правило в одной из достопримечательностей Лос-Анжелеса, и понять в какой именно можно
из описаний этих самых мест. Если соображать будете слишком долго, то игра все
же смилостивится и скажет куда ехать дальше. Но если поставить специально
задачу найти все самому борясь со временем, то можно получить довольно
увлекательный игровой опыт. Один вот только минус- я не ездил по городу и не
открывал специально эти самые достопримечательности, из-за чего многие из них(в
том числе и нужные) просто отсутствовали на карте. Так что, увы, первые две
подсказки я нашел а дальше банально не мог. В результате чего советую всем, кто
этим моментом заинтересовался заранее потратить немного времени и открыть все
достопримечательности, чтобы потом по-честному раскрыть дело.
Иногда
подозреваемые сопротивляются и здесь начинается экшен. Большую часть времени
приходится просто гнаться за подозреваемым. Гнаться на своих двоих очень
скучно- никакой акробатики и паркура тут нет. Просто зажимаем кнопку движения и
гонимся за подозреваемым, лениво корректируя траекторию бега. На автомобилях
куда веселее. Физика в игре довольно простая, почти аркадная, на что многие
жаловались. Но на мой взгляд главное что она работает в угоду геймплея, а не то
насколько она реалистичная. Погони на автомобилях очень веселые: разрушения,
стрельба, скорость, все на месте. Плюс, когда машину соперника хорошенько
пнуть, то она очень эффектно выпишет кульбиты в воздухе и развалится на
запчасти.
Также есть
мордобой, но как и пешие погони- ужасно скучный. Удар, блок и захват- вот и
весь арсенал нашего героя. Впрочем я обходился почти всю игру без последних
двух. Просто закликивал врага до посинения и ничего он толком возразить мне не
мог. Перестрелки стандартные. Просто сидим в укрытиях и стреляем по врагам.
Ничего особенного, но функцию свою выполняют. Правда порой забавно было
наблюдать как два полицейских выкашивают целые орды врагов.
Еще в игре есть
огромный, детально-воссозданный Лос-Анджелес 40-50ых годов. Он очень красивый и
меня часто поражало насколько одни районы не похожи на другие. Но за всей этой
красотой и детальностью ничегошеньки не стоит. Заняться в городе во время
свободное от миссий просто нечем. Нельзя ходить в бары, мини-игр нет, побочные
задания скучные. Это довольно большое упущение, хотя авторы всячески скрывают
его тем фактом, что свободного времени у игрока нет. Все время проводится в
расследованиях.
Это самое главное что они упустили. Очень многие проблемы сюжетные и атмосферные можно было решить просто дав игрокам возможность хоть чем-то заниматься в городе. Но увы, город пуст для сурового нуарного детектива. И это обидно, ведь очень многие места невероятно интересные. Тут есть уже упомянутые мною достопримечательности, съемочные площадки, и даже ангар где собирают легендарный самолет Говарда Хьюза- “Геркулес”!
Это самое главное что они упустили. Очень многие проблемы сюжетные и атмосферные можно было решить просто дав игрокам возможность хоть чем-то заниматься в городе. Но увы, город пуст для сурового нуарного детектива. И это обидно, ведь очень многие места невероятно интересные. Тут есть уже упомянутые мною достопримечательности, съемочные площадки, и даже ангар где собирают легендарный самолет Говарда Хьюза- “Геркулес”!
Выглядит игра
просто шикарно. Все детально и очень красиво. Но особенно роскошно все выглядит
в “черно-белом” режиме. Вот в такие моменты игра становится похожа на
правильный, старый добрый нуар-детектив с Хемфри Богартом. Единственный конфуз-
двери. Единственные двери которые Коул может открывать- с золотой ручкой. А в
ЧБ, понятное дело, какая ручка золотая понять невозможно. Как результат:
несколько раз за игру придется как идиоту ломится в каждую дверь в доме,
пытаясь понять какая из них открывается.
Музыка в игре
отличная. Красивый оркестровый саундтрек. Но очень мало джаза и вообще
известных песен эпохи(да что там, их вообще нет). Что удивительно, учитывая
любовь Rockstar к радио.
Вердикт
Я тут столько
минусов поднял на поверхность, что наверняка многим читающим показалось что
игра не так уж хороша, или мне она пришлась не по вкусу. Но на самом деле это
не так. Она мне очень понравилась, и я не жалею что прошел ее до конца. В
оправдание скажу что очень многие минусы испаряются к финальной трети игры.
Именно на этом этапе игра преподносит особенно много сюрпризов и безумно
радует.
Причина по
которой игра получилась такой неровной заключается в том, что она на многое
замахнулась, и требования к ней, соответственно выше. Это смелый эксперимент,
который не везде удался. Но все же эксперименты нам нужны и их стоит поощерять.
Да, у LA Noire есть недостатки.
Зато в ее достоинства очень легко влюбится. Даже когда игра включает главное
меню и мы под меланхоличный джаз наблюдаем типичную нуар-панораму- хочется
расплакаться от счастья. Все таки на таком уровне побыть детективом нам не
давал еще никто. И за это Team Bondi огромное
спасибо.
ОЦЕНКА: 8,8/10
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.