воскресенье, 6 июля 2014 г.

Космополис (Cosmopolis)


Я вроде никому еще особо не рассказывал, что являюсь очень даже фанатом режиссера Девида Кроненберга (“Мертвая Зона”, “Экзистенция”, “История насилия”, “Муха”). Кроненберг, если кто не в курсе, это культовый режиссер всяких мрачнючих триллеров и ужастиков. А я, если кто не в курсе, обожаю все мрачное. И Кроненберг определенно знает, что делает. Его фильмы полны насилия, загадок, отчаянья. Кронебрег не верит в загробную жизнь, в чем мы похожи отчасти. И он тот еще мизантроп, а почти любое изобретение и достижение человека он выворачивает на изнанку в своих фильмах, будь то видеоигры (“Экзистенция”), медиа (“Видеодром”) или секс (“Опасный Метод”).

И последний фильм Кроненберга, разумеется, не мог меня не заинтересовать. “Космополис” хвалили критики, но ругала публика. А на главной роль взяли весьма сомнительную кандидатуру- вампира из “Сумерок”. И наконец я таки добрался до фильма.

Про что же он? Ох, спросите чего полегче. Общая сюжетная канва вроде бы ясна и неплохо расписана на разных интернет ресурсах, это да. Но если бы ко мне после просмотра приставили дуло к виску и сказали, что застрелят если я не расскажу, о чем фильм, я бы ответил:” Стреляйте, я не знаю!”.
Из того что я понял фильм про какого-то богача-бизнесмена по имени Эрик. Весь фильм он ездит по городу в своем супер-технологичном бронированном лимузине. Постепенно в фильме мы наблюдаем как его состояние за кадром уходит от него, он теряет все и всех подряд, а к тому же на него начинает охотится какой-то маньяк.
Но в целом, увы, в угоду чертовой моде арт-фильмов Кроненберг отказался от нормального повествования и превратил фильм просто в череду непонятных встреч непонятных персонажей которые говорят непонятную философскую чушь. Забавно, что в самом начале герой Джея Барушеля говорит:” Я уже не понимаю, что происходит”. И зритель его прекрасно понимает! Пять минут после начала фильма, а я уже без понятия что тут творится.

Я ненавижу такие фильмы. Ненавижу эту показательную странность в угоду какой-то незримой высоко-художественности. И я бы ненавидел этот фильм тоже, но… его снял Девид Кроненберг. А он настоящий мастер атмосферы. Несмотря на все непонятки фильма в нем чувствуется темная тягучая атмосфера. Пока герой едет в лимузине, мир вокруг него рушится просто у нас на глазах. И какими бы непонятными мне не были герои Кроненберга, их поступки, мотивы или метафоры автора, я понимаю, что он пытался показать всем этим. В целом, если посмотреть трейлер, то это действительно перестанет быть большой загадкой. Там огромными буквами написано: “Наконец-то есть фильм о нашем поколении.”.
И именно это и пытался показать Кроненберг. Наш современный мир. Профессию главного героя часто называют “оракул”. Его задача- предсказать рост (или спад) юаня. И мы понимаем, что собственно, он обычный бизнесмен. И ведь именно этим им и приходится заниматься в каком-то смысле- гадать! Как будет изменен курс валют, вырастут ли в цене акции, начнут ли люди покупать нужный товар? Или беспорядки на улицах. Да, скажите мне что это нам всем напоминает.

Однако у фильма есть финал. И в нем все становится на удивление более-менее понятно (не то что у Девида Линча). Герой доходит до своей кульминации как персонаж и встречает своего потенциального убийцу в исполнении великолепного Пола Джаматти. У них происходит огромный диалог, где они говорят уже более-менее понятным языком. Очень много тем затрагивается, но самая интересная на мой взгляд- насилие. Они долго говорят о том, в каком направлении нельзя использовать насилие и это, скажу я вам, чертовски интересная точка зрения! Да и к тому же, внезапно, Роберт Паттисон очень даже хороший актер. В “Космополисе” он все равно играет вампира(образно говоря) но делает это на этот раз очень убедительно, так и тянется рука за осиновым колом.

Но вот смотреть ли фильм простому обывателю? Скорее всего нет. Потом еще пожалуетесь на меня. Это определённо кино созданное исключительно для своей аудитории и если вы к ней принадлежите, то скорее всего уже видели его. А если нет, то наверное и не стоит.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.