вторник, 29 июля 2014 г.

“Гиперион” и “Падение Гипериона” Дэна Симмонса


Ну, наконец, свершилось! Своеобразный сезон рецензий подходит к концу, скоро в кино пойдет все самое вкусное, от “Стражей Галактики” до “Sin City 2” и “Исчезнувшей”. И я решил завершить сезон совершенно неожиданным номером- рецензией на книжку, недавно прочитанную мною.
Что тут сказать в качестве предисловия? Я очень люблю читать. Школа старалась изо всех сил у меня эту любовь к литературе отбить, но к счастью ничего у нее не получилось. Читаю я всегда медленно и, увы, меньше чем смотрю кино, но уже больше чем играю в игры. У меня есть ряд любимых книг и писателей, и я надеюсь, что рубрика не захереет раньше положенного, а будет расцветать и дальше.
Гиперион- это культовая фантастика Дэна Симмонса за которую он, собственно и получил премию Хьюго. Увы, в следствие какой-то вселенской несправедливости Гиперион не то чтобы очень популярен. О, у него есть своя, преданная аудитория и Симмонсу особо жаловаться, я думаю, не на что. Но увы, ни “Гиперион”, ни любая другая книжка цикла (да, их несколько) не имеют популярности “Звездных войн” или хотя бы “Гарри Поттера”. И очень зря. Потому что, забегая вперед, “Гиперион” и “Падение Гипериона” не только одна из лучших фантастик на свете, это одна из лучших вещей мною прочитанных когда-либо.
Гиперион
Гиперион рассказывает про далекое будущее, в котором человечество расселилось по всей галактике и образовало так называемую Великую Сеть- планеты, заселенные людьми и связанные между собой самым эффективным средством перемещения по космосу- Нуль-Т порталами. Главные герои книги- 6 совершенно разных людей, которых связывает то, что всех их выбрали для паломничества к Шрайку. Последний из себя представляет загадочного монстра, который расположился на отдаленной планете Гиперион.
Чем с ходу цепляет роман? Своей вселенной. Симмонс, небось, убил очень много времени на проработку своего вымышленного мира будущего. Потому что кажется продумано тут все. Абсолютно. До мельчайших деталей. Симмонс постоянно описывает технологии, огромные биографии персонажей, флору и фауну планет, культуру на этих планетах образовавшуюся, работы, новые виды развлечения, моду. Всю книгу не устаешь поражаться его фантазии.
Но у этой фантазии есть и обратная сторона. Симмонс пишет довольно старомодно. В книге нет подробного предисловия типа: “В далекой-далекой галактике…” или чего-то в этом роде. Она просто бросает читателя в свой мир и ничего толком не объясняет. Почти все приходится понимать и разбирать самому, постепенно узнавая все новые и новые подробности о вселенной “Гипериона”. На самом деле я обожаю этот подход. Люблю, когда автор не сюсюкается с читателем и дает ему возможность все познать самому (выкуси, Макс Фрай!). Это создает потрясающее чувство первопроходца. Словно ты сам, с героями книги изучаешь все эти планеты. Но такой подход придется по душе не каждому и признаюсь, у самого первые две главы мозг кипел с бешенной силой.
“Гиперион” почти целиком состоит из личных историй его персонажей, которые они рассказывают друг другу. Так что в каком-то смысле у нас тут несколько мини-романов в одном. А потому я думаю и рецензировать их следует также- по отдельности. Но не волнуйтесь, никаких спойлеров не будет.
История священника- довольно резкий способ начать книгу, как на мой взгляд. История священника сразу показывает, что религия будет весьма важной темой в книге. И от этого она, пожалуй, становится одной из самых насыщенных в книге, но куда важнее что она самая страшная и шокирующая из всех. Финал действительно жуткий тут. Я вас предупредил.
История солдата- уже с названия становится ясно, что это самая динамичная история. Но при этом она самая примативная из всех и, что забавно, самая странная. Она почти целиком состоит из секса и насилия в самых разных их аспектах и по правде говоря вся история кажется… большой такой сублимацией автора. Ей самое место в журнале комиксов Heavy Metal (challenge accepted!).
История поэта- моя самая любимая история, даром что про моего любимого персонажа. История поэта вся похожа на фильм Мартина Скорцезе. Она очень мрачная и при этом саркастичная, и веселая. Это такой себе “Волк с Уолл-стрит” в космосе. Путь Мартина Силена невероятно вдохновляющий и захватывающий. Согласитесь, довольно круто когда рядом с детективами и воинами поэт выглядит персонажем не менее интересным и колоритным.

История ученого- самая грустная и душераздирающая история. Грустная настолько, что по ней бы вышел замечательный мультик от Ghibli. Рассказать толком ничего о ней нельзя, не хочу портить вам удовольствие.

История детектива- одна из самых важных, так как в ней появляется важнейший персонаж да и вообще огромный такой кусок информации о вселенной “Гипериона”. В истории детектива смешаны нуар, шпионский боевик, история о хакерах и еще много чего. Очень насыщенная и увлекательная часть книги.

История Консула- самая неоднозначная, для меня, история. С другой стороны, она же и самая короткая (по ощущениям). Но в ней важен финал. Крышесносный финал который переворачивает все знания о сюжете с ног на голову. Потрясающее завершение книги.

Падение Гипериона
Сюжет “Падения” неразрывно связан с “Гиперионом”, а потому про сюжет ничего толком рассказать нельзя. Так что уделим внимание другим аспектам.
“Падение” представляет собой кульминацию всей истории рассказанной в первой части. И, черт возьми, до чего же это безумно эпическая история. У Симмонса тут просто огромнейший синтез жанров. Да, по большей части это научная фантастика, но к ней присоединены элементы ужастиков, много политики, философии, критики общества потребления и даже интернета, под микроскопом изучается религия (я человек не религиозный, так что поверьте мне, тема раскрыта просто идеально), все это связано с богом, путешествиями во времени, поэтом Джоном Китсом и черт знает, что тут еще намешано. Это безумный синтез, но он выполнен идеально. Нет чувства что какой-то момент не удался или провисает. Все играет своими красками, а в конце симфония завершается настоящим взрывом.
Симмонс создал довольно неплохое испытание для наших с вами фантазии и воображения. Порой представлять приходится какие-то невообразимые картины. Стоит только посочувствовать режиссеру, который отважится перенести это все на большой экран (poor me, poor me…).
Сюжет закручен по самое не балуйся. Но все же, если вы рассчитываете, что в конце абсолютно все станет ясно и понятно, то можете уйти разочарованным. Основной сюжет понятен, но вот множество сторонних деталей останутся загадками. Придется перечитать книгу, возможно не раз и не два. Заодно и прочитать другие книги во вселенной. Но оно того стоит. Симмонс чудесно пишет. И переводчики не подвели- перевод шикарный.
Единственная моя маленькая претензия к Симмонсу это его женские персонажи. Они отлично прописаны и в целом соответствуют моим феминистическим нормам. Но все же одно меня не устраивает. Я не знаю, насколько у автора бурная сексуальная жизнь и как много он знает о женщинах, но его книжные героини показались мне уж слишком легкими в своем поведении… Пару раз я читал и думал про себя: “Ну не запрыгнула бы эта женщина на этого персонажа в реальности…”

Но все же “Гиперион”- это одна из лучших научных фантастик на свете. Я никогда не забуду ее вселенную, Шрайка, Майну Гладстон, гостиницу Стэна Левицкого и многое другое. Это было по-настоящему невероятное приключение, с которым сравнится редкий фильм или видеоигра. Всем настоятельно рекомендую. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.