понедельник, 14 декабря 2015 г.

Марафон по далекой, далекой галактике: Часть 4-я, Звездные Войны или Новая Надежда (Star Wars: A new hope)


Я всегда боюсь писать рецензию на один из своих самых любимых фильмов, тем более такой важный и монументальный как “Звездные войны”. Как критику, мне кажется, что я должен писать о своих любимых фильмах лишь в последнюю очередь. Отчасти потому, что мне хочется сделать это будучи как можно более опытным, чтобы я мог во всех красках описать как страшно люблю тот или иной фильм. Но более важной причиной является то, что всегда кажется словно мне не нужно что-либо говорить о них! И это интересная часть.
За всю свою жизнь я как-то привык в тому факту, что крутизна оригинальных “Звездных войн” - это нечто общепринятое и неоспоримое. На протяжении всех моих школьных лет я не встречал ни единого человека, который не видел эти фильмы. И я думал, что так будет всегда. Я думал, что когда наконец-то придет час написать мне об этих фильмах, это будет чем-то вроде небольшой критической формальности. Что я просто быстро напишу “Да, оно все еще круто”, и пойду себе ужинать. Но недавно я заметил, что все сильно изменилось. В старших классах я был самым большим гиком школы, и была такая популярная дразнилка среди моих знакомых подходить ко мне и говорить: “Я никогда не видел Звездные Войны”. А потом смотреть, как я злюсь. И на протяжении месяца я кучу раз слышал от людей, что они недавно посмотрели их впервые, и только потому, что скоро выходят новые. И знаете, что? Отчасти, я виню в этом себя. Моя задача, как критика, состоит не столько в том, чтобы критиковать фильмы, сколько просвещать массы и рассказывать о замечательных шедеврах, которых они еще не знали. И если как-то за последние годы люди забыли про крутизну “Звездных войн”, то, наверное, виноваты приквелы…Но частично виноваты и мы, критики, так как давно привыкли что шедевральность оригинальной трилогии- это то, о чем уже можно не говорить.
Так что, пора исправляться. Из небольшой формальности, мой марафон превратится в священную миссию: я должен рассказать миру, почему “Звездные войны” - это так круто. Должен буду написать для людей, которые о них особо ничего не знают. А заодно, я укреплю свои позиции и сделаю небольшой ответ всем претензиям к моей критике приквелов, которые на меня посыпались с выходами последних трех частей марафона.
Сила с нами, давайте поговорим о “Звездных Войнах”.


Начиная с первых же кадров можно говорить о той огромной разнице в подходе к режиссуре, которая есть между 1-ым и 4-ым эпизодами.
После обязательного текстового вступления мы видим, как по бескрайнему мраку космоса над Татуином проносится маленький космический корабль повстанцев, а по пятам за ним следует огромнейший крейсер Империи. Крейсер быстро догоняет врагов и идет на абордаж. Повстанцы, имеющие в качестве брони лишь шлемы, сразу вступают в неравный бой с одетыми в броню имперскими штурмовиками. Повстанцы быстро уничтожены, после чего штурмовики вступают на корабль. Они все одеты в одну и ту же жуткую броню, мы не видим их глаз и лиц, каждый из них похож на другого. А затем на экране появляется огромная фигура в черном, наш злодей на ближайшие три фильма- Дарт Вейдер. Его жуткое дыхание наводит ужас, а музыка Джона Уильямса добавляет сцене невероятного пафоса.
Это всего лишь несколько первых минут фильма, но за это время мы уже очень многое узнаем. Даже если вы пропустили текст в начале фильма, описывающий предысторию, вы все равно быстро понимаете, что происходит. Размеры крейсера Империи в сравнении с кораблем повстанцев сразу дают нам понять какая тут сторона доминирует. Костюмы персонажей и правильная работа с цветом сразу демонстрирует кто в этой сцене- злодеи. Даже если бы в фильме не было звука, вы бы все равно прониклись этой сценой. Это называется визуальный сторителлинг. Это то, чего практически не было в приквелах, и даже по сей день это редко встречается в массовом кино. Сейчас вам может казаться что это лишь нюансы и детали. Но именно из них делаются великие фильмы. Именно нюансы делают “Звездные войны” тем фильмом, который постоянно изучают студенты киноинститутов и критики.
“Звездные Войны” - это детище Джорджа Лукаса. В начале 70-ых он был юным амбициозным режиссером, который тусил в компании других, в будущем культовых и именитых, режиссеров, вроде Копполлы, Спилберга, Скорцезе и других. В 71-ом студия Universal дала зеленый свет двум его проектам: “Американскому Граффити” и Звездным Войнам. Но в последствии они отменили последний на ранней стадии создания. Лукас сочинял историю “Звездных Войн” на протяжении следующих 10 лет, аккуратно продумывая каждый элемент, деталь и персонажа. Забавно, но все это началось с того, что он хотел снять фильм по старым сериалам про “Флеша Гордона”. Это были такие небольшие фильмы в формате сериала, которые в детстве Лукаса показывали в кинотеатрах перед большими картинами. Вместе с Френсисом Форд Копполой (режиссером “Крестных Отцов” и “Апокалипсиса Сегодня”) они пытались получить права на сериал. Но Лукасу отказали. Как потом вспоминал Коппола, Лукас был очень расстроен. Френсис пытался утешить Джорджа, и тогда Джордж сказал:” К черту их. Напишу что-то свое”. Именно эта идея и стала “Звездными Войнами”. Забавно, но годами позже, когда “Звездные войны” взорвали всем мозг и сделали моду на космооперы, Майком Ходжесом был снял фильм “Флеш Гордон”, который явно задумался как попытка отхватить кусок пирога у Лукаса. Тот, кто обладал в то время правами на сериал, наверняка в последствии долго жалел, что не отдал их Лукасу.
Изначально Лукас написал лишь небольшой рассказ, одним из главных героев которого был персонаж по имени Мейс Винду. Друзья Джорджа, прочитав рассказ, сказали, что в нем слишком все непонятно, вселенная очень странная и плохо объяснена. Лукас поматерился, и начал писать новые сюжеты, стараясь исправить промах. Постепенно, история росла. Он придумывал все новых и новых персонажей, предыстории становились все сложнее. В конце концов стало ясно что там сюжета не на один фильм, а на целую серию. Постепенно, Лукас утихомирил свои амбиции, и решил ограничится тремя картинами.
“Звездные Войны”, как вы уже могли понять, очень многим обязаны старым фильмам, которыми вдохновлялся Лукас. Можно написать огромное эссе об одних только таких вот омажах. Как я уже сказал, основная идея пришла из сериала “Флеш Гордон”. Уходящий вдаль текст, объясняющий предысторию фильма, пришел как раз оттуда. В сериале он, само собой, пояснял события предыдущих серий. Если вас когда-нибудь еще спросят, почему Лукас сначала снял эпизоды 4,5,6, а потом первые три, то вот вам ответ:
Это прямиком из “Флеша Гордона”. Лукас хотел создать ощущение того, что во вселенной фильмов есть огромная предыстория, но не хотел утомлять зрителя рассказывая ее в самом фильме. Он говорил, что сериал про Флеша как раз страдал именно тем, что первые эпизоды всегда были лишь вступлениями к будущим, более динамичным сюжетам, отчего всегда выходили скучными. Лукас хотел создать ощущение того, что вы пропустили скучную часть и смотрите самые интересные куски истории. Продюсерам, к слову, его идея не нравилась. А потому во время своего первого выхода, 4-й эпизод не назывался “Новой надеждой”, и собственно номера у него тоже не было. Это были просто “Звездные Войны”. Тогда была ведь возможность что этот фильм станет последним, и продолжений не будет. А потому они постарались все запихать в него и сделать это единым фильмом. И только потом, с невероятным успехом картины, начались ре-релизы, которые уже назывались сначала “Новой надеждой”, а потом и “Эпизодом 4”. Это, к слову, не единичный случай даже в карьере Лукаса. К примеру, первый фильм про Индиану Джонса тоже назывался изначально “В поисках утраченного ковчега”, потому что имя главного героя, о котором никто ничего не знает, в названии ничего бы не дало маркетингу.
Других аналогий миллион. Основной костяк сюжета взят прямиком из фильма “Скрытая крепость” Акиры Куросавы. Наши основные герои картины на первое время, Си3ПиО и Р2Д2 играют те же роли, что и Тахеи и Маташичи из этого фильма. Два беглеца с поля боя, которые путем диалогов раскрывают предысторию мира, в котором живут. Лукас и его друзья были большими фанатами Куросавы и это влияние очень заметно у них всех. Воины-джедаи из “Звездных Войн” по сути являются самураями. Сцена с отрубанием руки в баре на Мос-Айсли как раз пришла прямиком из самурайских фильмов. Есть также очевидные аналогии с вестернами. Сцена, где Люк находит своих дядю и тетю мертвыми почти один в один копирует аналогичную сцену из “Искателей”. Сцена, где Хан застреливает Гридо под столом очень похожа на небольшую сцену с Туко из “Хорошего, плохого, злого”. Сильные параллели можно заметить и с “Волшебником Страны Оз”. В обеих историях большая часть приключения героев существует для того, чтобы собрать вместе персонажей для предстоящих подвигов. И, разумеется, Лукас и ко были большими фанатами старых фильмов ужасов. Иначе бы тут не было столько самых разномастных инопланетян и монстров. А злодеев генерала Таркина и Дарта Вейдера играют Питер Кушин и Дэвид Праусс соответственно. До этого игравшие доктора Франкенштейна и его чудище в фильмах студии Hammer. Годами позже эта любовь снова даст о себе знать, когда злодея в “Атаке Клонов” сыграет Дракула из фильмов той же студии- Кристофер Ли.
Но помимо всех этих кино-аналогий, в сюжете аналогий с литературой, сказками и легендами тоже много. Это потому, что “Звездные войны” очень аккуратно сделаны по идеям Мономифа Джозеффа Кэмпбелла. Сериал практически построен на голых архетипах. Люк- очень архетипный главный герой. Поначалу кажется, что он довольно плоский и неинтересный. Но Лукас довольно хитро придает ему характер деталями, что он опять же упусти в приквелах. Люк, в отличии от всех остальных людей вокруг него, с добротой относится к дроидам. Он единственный считает их личностями, разговаривает с ним дружеским тоном и даже чинит их. Это черта, которая делает его нашим героем. Он добрый и заботливый. Именно потому, что он решил отремонтировать Р2Д2, он нашел сообщение Леи и получил право начать свое приключение, получил свое приглашение в путешествие героя. Оби Ван, шикарно сыгранный Алеком Гинессом, играет роль такого вот мудрого мага-наставника истории, подобного Мерлину или Гендальфу.
Пора поговорить о техническом исполнении. Оно шикарно. Удивительно, но большая часть спецэффектов этого фильма держится молодцом до сих пор. Космические корабли действительно похожи на огромные массивные конструкции, летящие сквозь космос. Хотя в реальности это лишь маленькие игрушки. Джордж Лукас руководил созданием почти всех этих эффектов, на созданной им специально для этого студии Industrial Light and Magic, в последствие ставшей одним из флагманов революционных технологий в кино. Лукас с командой использовали для эффектов миниатюры, кукол и разного рода костюмы. Некоторые эффекты просто взрывают мозг до сих пор. Когда я вижу, как Икс-крылы летят над Звездой Смерти на бешенной скорости, вот все еще не верится, что это было сделано на студии, все руками. Созданием декорации были заняты Джон Барри и Роджер Кристиан. Лукас сказал им при встрече, что хотел создать обжитый мир, в котором явно уже много лет кипит жизнь. Все должно быть немного грязным, ржавым и пыльным. Барри и Кристиан тогда подумали: “Наконец-то, кто-то понимает, как это надо делать!”.
Оператором был Гилберт Тейлор, известный своей работой над “Доктором Стрейнджлавом”. Благодаря старанию всех этих людей, “Звездные войны” вышли одним из самых красивых фильмов в истории. Первые 20 минут есть невероятное чувство, словно смотришь на что-то прямиком из сна. Эти бескрайние пустыни, с странными монстрами, огромными конструкциями, карликами Явами. К тому же, мы все забыли насколько местами мрачные эти фильмы. Многим почему-то кажется, что “Месть Ситхов была мрачной. Но в “Новой надежде” есть куда более жуткие картины. Сотни трупов жителей Татуина, сожжённые заживо родственники Люка. И меня всегда до смерти пугала сцена в мусорном отсеке Звездны Смерти. О боже, это словно что-то из фильмов ужасов Джона Карпентера.
Драки на световых мечах мне в итоге тоже нравятся куда больше в оригинальной трилогии. Здесь, по сути, есть всего одна драка с заметным применением светового меча- между Оби Ваном и Дартом Вейдером. И она лучше почти всего, что было в приквелах. В этой драке важнее не бой, а эмоции персонажей и конфликт их характеров. Да и это просто похоже на настоящий бой. Оппоненты явно пытаются друг друга ударить, и стараются держать дистанцию, аккуратно планируют свой следующий шаг. Сразу видно, что это два воина, которые уважают мастерство друг друга. В остальных фильмах это тоже играет важную роль. В “Империя наносит ответный удар” Вейдер просто играет с Люком, который ему просто не ровня. В “Возмездии Джедая” Люк забивает Вейдера очень агрессивными ударами, переполненными гневом. Во всех этих драках сразу видно кто проигрывает, а кто выигрывает, кто лучший боец. Это то, что вы теряете, когда ваши персонажи дерутся на невероятной скорости с сумасшедшей точностью ударов в приквелах. Факт в том, что одна правильно сделанная драка в “Надежде” гораздо эффективнее всех слабо продуманных, но эффектных драк из приквелов. Когда персонаж достает световой меч на долгое время лишь раз за фильм, это делает сам факт события важнее. Но если световых мечей много и ими дерутся все, то оружие теряет свою прелесть.

И… я не знаю, мне можно спойлерить? Будет страшно если я проспойлерю фильм, который старше меня, и который цитировали десятилетиями? Абзацом дальше, выделенным специальным шрифтом будут спойлеры, в общем

В общем, я не знаю почему, но я до сих пор плачу, когда умирает Оби Ван. Просто эта сцена идеальна. Есть в ней что-то, что делает эту смерть такой бьющей в самое сердце. Особенно берет за душу то, что его тело просто исчезает после удара Вейдера. Мне это всегда напоминало, как умирали мои любимые маги в капюшонах из “Героев Меча и Магии 3”. Момент просто не сработал бы, если мы видели труп Кеноби с огромным лазерным порезом. Даже смерть персонажа в этих фильмах обставлена как нечто особенное, раскрывающее его характер.


Ну, и как не поговорить про музыку. Я не знаю, как выглядели эти фильмы на стадии монтажа звука. Это просто невозможно представить. Потому что музыка Джона Уильямса настолько идеальна. Без нее эти фильмы потеряли бы большую часть своей прекрасности.
Однако, я обещал, что буду придираться к фильму, если будет к чему. И да, у меня есть пара претензий. Я почти всегда считал “Новую Надежду” самым слабым фильмом в трилогии и сейчас это не особо изменилось. Неопытность Лукаса все же проглядывается в некоторых местах. Есть два момента, где просто не хватает работы с актерами. Скажем, когда Империя взрывает Альдеран на глазах у Леи, фильму отчаянно не хватает кадра с реакцией переполненной ужасом Леи. На наших глазах просто взрывается планета, о которой мы толком ничего не знаем. Для осознания масштаба этого события все же не помешала бы хотя бы реакция персонажа, которому эта планета дорога. А так ну взорвалась планета, ну и что с того… И таких моментов тут есть несколько.
В заключение надо рассказать, что для меня значит этот фильм сегодня. Когда “Звездные Войны” только снимались, в них не верил никто кроме Лукаса и еще пары людей, работавших с ним. Актеры вели себя несерьезно все, кроме Алека Гинесса, появление которого всегда ставило всех на места. Все шло не так, актер игравший Си3ПиО поранился на первом же дне сьемок, те или иные роботы просто отказывались работать. Фильм не укладывался в бюджет и время сьемок превысило дедлайны. Джордж Лукас был все это время очень расстроен и напряжен. Ему было тяжело одному снимать столь тяжелый фильм. Он был стеснительным человеком, ему было трудно общаться с командой и раздавать указания. Гилберт Тейлор делал почти всю работу без его помощи, так как Лукас с ним почти не виделся. Казалось бы, все выйдет ужасно. Первый монтаж фильма был кошмарен, а потом фильм спасли новые монтажеры Ричард Чю, Пол Хирш и даже жена Лукаса- Марция. Но даже тогда, на первом показе фильма присутствовавшие друзья Лукаса, Брайан Де Пальма, Коппола и Джон Миллиус сказали, что фильм не удался. Только Спилберг отзывался о нем очень хорошо. Но затем фильм увидели представители студии и их реакция была куда лучше. Гарет Виган, один из продюсеров студии, во время просмотра расплакался, а после пожал Лукасу руку со словами: “Это лучший фильм, который я когда-либо видел”. Реакция, которая приятно удивила даже самого режиссера.
Это история меня очень вдохновляет. Мне приятно знать, что где-то такой же интроверт как я смог, несмотря на все препятствия, снять свой главный шедевр, и выйти победителем из всей этой истории. Лукас говорил, что хотел подарить новому поколению то, что было у него в детстве: большую развлекательную фантастику, способную вдохновлять людей и уводить их в другой мир. В этом, на самом деле, кроется весь секрет успеха “Звездных Войн”. Лукас даже на тусовках режиссеров был все равно гиком. В то время как Скорцезе с другими нюхали кокаин и напивались, они со Спилбергом просто любили собираться поговорить о кино. И в итоге Лукас сделал главный гик-фильм на свете. Фильм, сделанный большим гиком для таких же гиков. Фильм, который в каком-то смысле хотели бы снять все мы, фанаты. Со всеми чудесными аналогиями и отсылками к любимым фильмам или книгам.
Так что, ура, товарищи! За все эти годы одна важная вещь так и не изменилась: “Звездные войны” по-прежнему круты. И я страшно рад, что наконец-то пересмотрел их. Если вы еще не видели эти фильмы, то я не пойму, чего вы ждете. Если в мире есть 10 фильмов, которые обязан посмотреть каждый живой человек, они точно находятся в этой десятке.
На этом откланяюсь. Спасибо что читаете. До встречи в рецензии на “Империя наносит ответный удар” или комментариях. Да прибудет с вами сила.

Немного матерных слов о расширенных версиях.
Народ, а помните я попросил в конце рецензии на “Угрозу” всех перестать ненавидеть Джорджа Лукаса? Ну, вот забудьте, наверное. Я сам начинаю сильно менять свою точку зрения насчет этого вопроса. А все потому, что я с ужасом узнал для себя страшную правду: Оригинальная трилогия “Звездные войны” до сих пор не была выпущена на Blue-ray и DVD, без дополнений Лукаса.
Окей, для тех, кто не в курсе, начиная где-то с 90-ых, с появлением графики и других технологий, Лукас начал перевыпускать трилогию в кинотеатрах и на самых разных носителях. Проблема в том, что при каждом перевыпуске он добавлял маленькие изменения в каждую из частей. И почти все эти изменения были ужасными. В большинстве случаев он добавлял ненужной компьютерной графики, которая всегда выглядит ужасно плоской и фальшивой рядом со всеми шикарными практическими спецэффектами трилогии. Один момент особенно ужасен. В сцене, где Люка и Оби Вана останавливают штурмовики для обыска в Мос-Эйсли, весь вид на сцену нам несколько секунд загораживает огромная жопа какой-то инопланетной коровы, проходящей мимо камеры. Я не шучу, это реально происходит. Она загораживает ВСЮ сцену. Это ужас.
Но это еще не идет ни в какое сравнение с моментом, который в последствие стал легендарным. “Хан Стрелял Первым”. Вы наверняка слышали о нем, если уже не первый раз находитесь в интернете. В общем, в фильме есть известная сцена где Хан сидит и разговаривает с охотником за головами Гридо, и во время этого разговора Гридо держит Хана на мушке. В конце сцены разговор заходит в тупик, и Хан застреливает Гридо своим спрятанным под столом пистолетом. Вроде бы отличная сцена, хорошо характеризует Хана как персонажа и т.д. Но Лукасу почему-то показалось что она выставляет Хана хладнокровным убийцей, и он решил ее изменить. Невероятно дурацким образом. В расширенной версии картины путем компьютерной модификации Гридо стреляет первым, в то время как Хан, словно это было сделано в фотошопе, слегка отводит голову в сторону, увернувшись от выстрела бластера на расстоянии чуть больше вытянутой руки. После чего выстрелил сам. Сцена происходит за всего одну секунду, но ё-мое, до чего же ужасно это выглядит. Словно фильм на ваших глазах на секунду проглючил, какая-то видеоигра. Я даже не пойму в чем тут логика Лукаса? Хан все равно держал пистолет наготове и выстрелил почти одновременно с Гридо. Он все равно явно планировал его убить! Чем это лучше того, что он застрелил его исподтишка? В этом нет ничего постыдного, Хан просто умнее и все тут. Как говорил Туко: “Если собрался стрелять- стреляй! Не болтай попусту”.
Но это еще не все. Лукас еще вернул в фильм вырезанную сцену с Джаббой Хаттом, болтающим с Ханом. Сцена выглядит ужасно. Вместо кукольного Джаббы из 6-го фильма перед нами компьютерный спецэффект, и в какой-то момент Хан обходит его вокруг, и чтобы показать, что Хан прошелся по хвосту Джаббы (что уже ужасно глупо само по себе), они просто подняли его изображение немного выше! Это невероятно смешно смотрится. Боже, да я такое могу сделать в After Effects за полчаса. Ты же Джордж Лукас! Ты должен уметь лучше! У тебя все деньги мира есть!

Однако, тут есть и другая проблема. Сюжетная. Дело в том, что после того как сцену с Джаббой вырезали из фильма, всю информацию из этой сцены поместили в тот самый разговор Гридо с Ханом. То есть мы просто два раза слушаем одну и ту же информацию с двух разных сценах. Но самое смешное: если вы присмотритесь, то на фоне за Джаббой стоят его телохранители, среди которых стоит живёхонький Гридо, застреленный сценой ранее. Вау.
Фанаты годами просили Лукаса выпустить версию фильмов без этих дополнений, но он не слушает по сей день, и Дисней почему-то ничего не делает. И в итоге я обнаружил что стою перед страшным выбором. Я либо должен смотреть версию фильма без этих нововведений, но с качеством как на VHS. Либо я смотрю шикарную HD версию, но Гридо стреляет первым. И это меня все страшно расстраивает. Я обожаю все эти новые технологии, переносящие старые фильмы на новые носители в офигенных качествах. Я помню, как радовался, когда посмотрел первую в своей жизни блю-рейку “Мунрейкера” и фильм выглядел так четко, словно был снят вчера. И я хотел бы увидеть оригинальную трилогию в хорошем качестве, чтобы не резало глаза на моем довольно большом мониторе.

К счастью, совсем недавно, спасение пришло. Группа фанатов создала так называемую “Despecialized edition” трилогии. Суть в том, что это все оригинальная трилогия в HD но без всех изменений Лукаса. И выглядит оно шикарно. А главное- это все неофициальные, пиратские версии и вам за них ничего не нужно платить. Я буду досматривать трилогию именно в таком виде, и советую вам тоже присоединится к моему бунту. Боритесь с системой, качайте Деспециализированные издания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.