понедельник, 28 декабря 2015 г.

Итоги Года: Мои извинения за Эру Альтрона




Ну вот, подходит к концу еще один год, и настала пора рассказать одну очень прикольную историю. Историю о том, почему я стал критиком. Точнее, одна из главных причин.
Когда-то давным-давно я активно покупал журнал Игромания” и наслаждался тамошним видео-приложением “Видеомания”, где куча колоритных критиков расскзывали что они думают о разных новых играх. Одним из этих товарищей был Антон Логвинов, тот самый, чей обзор на ЗВ я недавно выложил несколькими постами ниже. Сейчас он ведет довольно успешную карьеру вольного критика. Но сейчас не о том речь. Когда-то он сделал большой ролик с первыми впечатлениями о Final Fantasy XIII, где на протяжении почти часа рассказывал какая офигенная это игра. Я жуть как впечатлился и в итоге, как фанат сериала, попросил мне подарить на день рождения сию игру. Final Fantasy XIII в итоге стала худшей игрой из всех, в которые я играл. Может быть я однажды об этом напишу подробнее, ибо это в самом деле интересная тема, но это уже другая история.
После этого я понял, насколько же сильно, как потребитель, завишу от мнения критиков. Я понял, что многим критикам просто нельзя верить, так как их суждение почти всегда искажено их субъективными взглядами (или взятками от издателей…). И со временем, когда я осознал что в мире нет критика, которому я могу верить, я решил что правильным решением будет стать критиком самому.
Как критик, я считаю, что моя задача это не столько высказать свое фи, сколько описать фильм/игру/книгу читателю так, чтобы даже если мне оно не понравилось, читатель все равно мог понять понравится ли это конкретно ему. Поэтому я считаю что каждый критик должен стремится к объективности, как к такому вот недостижимому идеалу.  Все мы по своему субъективные, но когда дело касается критики, наша задача- это рассказать про все плюсы и все минусы картины, даже если нам она очень нравится или очень не нравится. Мне часто говорили последние полгода дурацкие аргументы типа  ну а мне вот фильм понравился” или “а мне и моей семье нравится”. И я всем все это время говорил, и буду говорить дальше: “мне нравится”- это не объективная критика. Если вам нравится фильм, это еще не значит что данный фильм- лучший на свете, и вы должны о нем петь песни. 
В последствии, помнится, Антон Логвинов в другом обзоре признал что FFXIII- страшная херня и ему она понравилась только по первым часам игры. Но я не согласен с этим. Я считаю что FFXIII- адская херня с первой же своей минуты. А главное, никому в Игромании промах не пришло в голову признать. Игру даже в список лучших игр того года включили. Впрочем, трудно требовать объективности от человека, который назвал Dragon Age 2 – гейской игрой…

В общем, как для критика, для меня самое главное чтобы никто не был обманут моими словами и не сделал такой же большой ошибки, какую я сделал с FFXIII. И, пора похлопать самого себя по плечу, я считаю что довольно неплохо справляюсь и вполне могу назвать себя довольно объективным критиком. Однако, был момент когда я дал слабину. Когда даже мой собственный фанбоизм затмил мой здравый рассудок и заставил написать ну слишком хвалебную рецензию. Этой весной я написал две рецензии на “Эру Альтрона”, где, кажется, назвал картину чем-то вроде Второго Пришествия Кинематографического Христа. Я был неправ. Я был очень неправ. Даже тогда я прекрасно знал о многих недостатках, но решил что все позитивные моменты картины  с лихвой искупляют их. Это не так. И если вы, прочитав мою рецензию, понеслись в кинотеатры,  и в итоге были разочарованы и пожалели потраченных денег,  то в этом есть моя вина. Я извиняюсь. Я очень извиняюсь. И в качестве извенения, давайте я сейчас вкратце напишу всю ту критику, которую не написал в прошлый раз.


Забавно, но искать главную проблему картины долго не придется. Она видна в самом названии. Альтрон вполне функционален сам по себе, как злодей. Но он не фига не заслуживает того, чтобы фильм гордо носил его имя в названии. Зная все истории трений между Уидоном и Марвел, сейчас сложно сказать кто виноват, но как бы там ни было- Альтрон сам по себе это огромная, упущенная возможность.
Иметь в роли злодея ИИ, который создан одним из героев и знает все его трюки- это всегда офигенная тема.  С ходу можно было бы лишить Мстителей одного из главных их козырей- Тони Старка. Уничтожить все его костюмы, подорвать их самолет, забрать все его деньги. Представьте себе, насколько интереснее стал бы фильм от этого!  Мстителям пришлось бы, на манер Скайфолла, пользоваться старомодными методами, лететь в Африку коммерческим рейсом, оружие Вдовы и Хокая не работало бы, Тони с Брюсом пришлось бы мастерить приборы и суперкомпьютеры в гараже и так далее. Но увы,  всего этого нет. Альтрон почему-то не использует всех тех возможностей, что у него есть. Почему-то его телесная оболочка всегда слабее любого костюма Тони. Почему-то он делает армию роботов, которых легко разобрать на запчасти даже стрелами, вместо того чтобы сделать, скажем, десяток Халкбастеров. Уидону надо было посмотреть Золотую Армию, чтобы понять как делать крутую армию роботов. Да что там, даже так далеко идти не надо. Какой у Уидона самый любимый фильм? Матрица! Тоже отличный пример сюжета, где у злодеев всю картину есть огромное технологическое преимущество над героями.
Ну и сюжетные дыры. Меня раздражает, как в современных фильмах показаны сцены гипноза. Не понятно, каким образом герои картины просто не понимают что сейчас находятся в иллюзии. Есть такой мультфильм, под названием Призрак в Доспехе 2: Невинность. Это не самый качественный мультфильм, но там есть одна офигенная сцена. Когда мы пять минут наблюдаем одну и ту же сцену, но каждый раз с какими-то странными майндфаками. В итоге выясняется что все это время мозги героев хакнули и мы наблюдали за результатом. И, как и герои, мы были без понятия что произошло. Вот вам пример того, как надо делать сцену с иллюзиями в фильме.
Также непонятно как Тору пришло в голову оживить Вижена. Они там вырезали сцену, но это еще никого не оправдывает. Сцена смерти Ртути тоже дурацкая. То есть что, ему хватает сил и скорости передвинуть машину, но не хватает времени самому же за нее спрятаться от пуль?
В конце еще улетает Халк, что тоже тупо. Вся фишка его личной арки в первых Мстителях была в том, что он научился принимать свою звериную сторону и использовать Халка в имя добра. И в новой картине у него даже появился способ легко выходить из этого состояния, благодаря Черной Вдове! А им же все равно надо было как-то устроить драку Халка с Халкбастером, и они нашли классное решение: пустить Халка под гипноз Алой Ведьмы! Но в финале он зачем-то улетает, Мол, потому что он слишком опасен…хотя он явно все это время был вполне себе под контролем, особенно рядом с Вдовой, и до тех пор пока с ними Ведьма, ему вроде ничего не грозит… Но он все равно улетел. Выглядело красиво, но очень тупо.
Ну и последнее. Есть один момент, который я никогда раньше не замечал, но теперь он меня особенно раздражает. Это худшая вещь, которая есть в фильме, на мой взгляд. Всего одна фраза Хокая: мы на летающем в облоках городе, я стреляю по роботам из лука. Все это бессмыслица.»
Это, дамы и  господа, я называю современным киношным цинизмом. Это когда авторы фильма устами героев пытаются показать зрителю, какие они умные, и как хорошо понимают насколько дурацкий фильм делают.  Фильмы вроде Мстителей- это эскапизм. Это намеренно дурацкие фильмы. Одна из главных прелестей подобных фильмов в том, что они сделаны на полном серьезе и существуют за границами наших представлений о норме, логике и так далее.  А потому нет ничего хуже, когда кто-то в фильме поворачивается в камеру, и подмигивая напоминает, какой у них тут бессмысленный фильм. Нет, товарищи, так нельзя.

Но не подумайте что я разлюбил фильм. Мне все равно нравится Эра Альтрона”. Я все равно считаю что это ну очень веселый боевик. Я не люблю выражение отключить мозг и наслаждаться кином”, но в данном случае мне удалось сделать именно это.  В этом году это был единственный фильм который разбудил во мне внутреннего фанбоя и позволил искренне развлечься. Если бы я делал топы лучших фильмов года в соответствии с тем, насколько мне весело было во время просмотра, Эра Альтрона точно заняла бы одно из первых мест. Но я все же понимаю, что у этого фильма есть проблемы. Увы, супергеройскому жанру еще есть куда расти. Хороший супергеройский фильм это увы, далеко не всегда значит хороший фильм по стандартам взрослого кино.
И я все равно считаю что Эра Альтрона получает слишком много незаслуженной критики. Там много хорошего. Помимо приятных героев и  безумного экшена, это на удивление хороший сиквел. Про этот фильм можно сказать то, что в отличии от многих других сиквелов он не просто филлер. Он не просто убивает время между очередными Мервеловскими боевиками. После событий Эры все персонажи прошли через свои сюжетные арки и оказались в совершенно новых местах, в которых не были раньше. Я слышал жалобы на то, что фильм слишком похож сюжетно и структурно на первую часть. Но по-моему, в сравнении с каким-нибудь Пробуждением Силы”, Эра Альтрона является едва ли не показательным примером оригинальности и свежей мысли. И я рад, что Альтрона в итоге сделали не просто Злым ИИ, а персонажем с чувством юмора и интересными чертами характера. Было бы лучше, если бы они ему не приписали при этом комплексы Монстра Франкенштейна, но эй, baby steps…

В общем пускай я и был неправ насчет этого фильма, но я все равно его очень люблю, и когда наконец-то руки дойдут до киноитогов, он наверняка окажется там в качестве почетного упоминания как  мой самый веселый фильм года”.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.