пятница, 18 декабря 2015 г.

Марафон по далекой, далекой галактике: Часть 5-я, Империя наносит ответный удар (Empire strikes back)


“Империя наносит ответный удар” вышла в 1980-ом году, и взорвала всем мозг. Опять. Это считается если не лучшим, то как минимум претендентом на титул лучшего сиквела в истории. Первый фильм казался всем идеальным, но второй был даже лучше. И сегодня, кажется, уже практически все говорят, что это лучшая часть в сериале. Если честно, мне это немного сложно понять. Дело в том, что как ни странно в детстве у меня были кассеты только с “Надеждой” и “Возвращением джедая”, а “Империи” почему-то не было. И исторически так сложилось, что эту часть я смотрел меньше всего раз, а потому и она никогда не была моей любимой. Мне вообще всегда казалось странным выбирать любимый фильм из трилогии столь хороших картин, как “Звездные войны”. Прелесть этого сериала, а также “Властелина колец” отчасти в том, что все три фильма шикарны и смотрятся как одна большая картина (но, на случай если вам интересно, моя любимая часть — это “Братство кольца”).
Но знаете, что? Мне особо нечем это подкрепить. 5-й эпизод просто нереально шикарен. Если честно, это практически идеальная картина. Кроме пары мелких придирок (о которых в конце) я не смог бы отыскать в этом фильме минусов даже с лупой.
“Империя наносит ответный удар” представляет собой первый в истории кино “мрачный сиквел”. Я уже как-то говорил о том, как это сегодня является обычным делом- делать вторую часть “мрачнее”. “Эра Альтрона”, “Две твердыни”, “Сундук мертвеца”, “Скайфолл”, “Бетмен возвращается” и “Храм рока”, встречайте своего папочку.


 После успеха первого фильма, Лукас писал сценарий к продолжению уже не один, а с помощью других сценаристов. Первая из них это культовая сценаристка и писательница- Ли Бреккет. Я являюсь большим фанатом ее творчества, которое уже даже однажды засветилось на моем блоге. Госпожа Бреккет написала сценарий к горячо любимому мною “Долгому Прощанию”. Она также написала сценарии к “Великому сну” и “Рио Браво”. Увы, несмотря на множество встреч и разговоров, финальной работой сценаристки Лукас был не доволен. Поправить они ничего не успели, та как Ли Бреккет почти сразу после завершения первого драфта сценария умерла от рака. Лукас начал переписывать сценарий, позже обратившись за помощью к Лоуренсу Каздану, вместе с которым они и написали финальную версию.
And boy, does it show… Как не трудно догадаться из названия, 5-й эпизод во многом фокусируется на контрнаступлении Империи на силы повстанцев. На протяжении почти всей картины герои едва уносят ноги от армии Вейдера и Императора. Это все подводит нас к интересному моменту. “Империя наносит ответный удар” это по сути фильм про злодеев. Да, центром являются все еще наши протагонисты и именно они проходят через все важные сюжетные арки. Но центром сюжета является именно Империя, во всей своей невъебительной крутизне.
5-й эпизод, это, наверное, эталонная злодейская линия. Вы уже знаете, как часто я люблю жаловаться на то, что злодеи в фильмах делают разного масштаба глупости чтобы всячески дать героям шанс выиграть. Ну вот, в Империи ничего подобного даже близко нет. Вейдер, его армия имперских солдат, а также отряд головорезов Джаббы, все они представляют собой пример отличный, самостоятельных злодеев. Их планы на протяжении картины просто идеальны. Они никогда не дают шанс героям легко сбежать, о-о нет! Они будут давить наших любимых персонажей до последнего, пока те не сдохнут.
Это было отличным решением. Сделать целый фильм просто для того, чтобы получше раскрыть злодеев и предать им необходимой характеризации. Я даже как-то удивлен, что это не является общепринятой практикой для всех сериалов.
Более того, есть в этом фильме одна вещь, о которой я очень давно мечтал. “Империя наносит ответный удар” - это фильм, где злодеи побеждают. Обычно у нас злодеи могут побеждать лишь в нигилистических фильмах Коэнов или Тарантино. Но вот чтобы они победили в огромном эпике космических масштабов- такого не было ни до, ни после 5-го эпизода.
5-й эпизод снимал уже не Лукас, а Ирвин Кершнер. Честно говоря, забавно что режиссер ответственный за такие провалы как “Никогда не говори никогда” и “Робокоп 2” снял столь хороший фильм как “Империя…”. Но это так! Замена режиссера пошла фильму на пользу. Актеры стали играть НАМНОГО лучше. Никого уже не хочется упрекнуть в фальши или переигрывании. Операторской работой занимался Питер Шусицки, известный как постоянный сотрудник Девида Кроненберга. И под его руководством фильм стал просто чертовски красивым. Планета Дагоба выглядит как нечто, сошедшее прямиком с иллюстраций Френка Фразетты. Но особенно на славу удался облачный город и комната для заморозки. Последняя является невероятно жуткой локацией и если честно, я удивлен что она почти не появляется в разного рода играх по вселенной.
В этой части также дебютирует персонаж, который все мое детство был самым любимым персонажем саги- Йода. Все, что связано с Йодой, в фильме просто шикарно. Люк узнает в начале фильма от призрака Оби Вана о могучем джедае по имени Йода, и мы все это время думаем кто же это такой, и как он может выглядеть. Прибыв на планету Дагоба, мы с Люком ожидаем увидеть какого-то здоровенного титана, но вместо этого встречаем очаровательного маленького зеленого инопланетянина. А затем узнаем, что истинная сила джедая заключается не в мускулах, а во владении Силой, когда Йода подымает из болота целый космический корабль одной силой мысли. Весь эпизод на Дагоба очень напоминает мифы о Будде и его пути к просветлению. Будда нашел просветление в дали от людей, живя аскетичным образом жизни под деревом. Йода точно также живет на планете, где он, возможно, единственное разумное существо, и живет он в окружении деревьев. Будду пытаются соблазнит на пути разного рода демоны, а Люка в его учении встречают иллюзии от его потаенных страхах. Как и Будде, Люку нужно научится Силе медитируя, а не размахивая мечом.
Йода был смоделирован частично похожим на автора его дизайна, Стюарта Вриборна, и частично похожим на Альберта Эйнштейна. Голос Йоде подарил Френк Оз, также известный как голос Мисс Пигги и Медвежонка Фоззи из “Маппет Шоу” и Пряничного монстра из “Улицы Сезам”. А еще Френк Оз является талантливым режиссером, снявшим такие фильмы как “Little Shop of Horrors”, “Смерть на похоронах” (британская) и “Dark Crystal”.
Вся прелесть персонажа исходит из его загадочности. Мы могли только гадать, какую роль он играл в событиях последних сотен лет. И нам точно не нужно было видеть, как он прыгает со световым мечом…
А еще, О ЧУДО! “Империя наносит удар”, в противовес “Атаке Клонов”, является примером замечательной любовной линии, в которую легко поверить! И это такая любовная линия, против которой я совершенно ничего не имею в большой космической опере, потому что вписана в фильм органично и не прерывает сюжет каждые 5 минут. Роман между Леей и Ханом вышел просто чудесным. Уже с первого фильма мы замечали между этими двумя напряжение. И постепенно, по ходу 5-го эпизода мы наблюдаем за развитием их отношений. Они проходят интересный путь от двух людей, которые друг другу не нравятся, до людей с разногласиями, до людей которые друг другу интересны и нужны, затем становясь таким вот сварливым дуэтом друзей, после чего перед лицом опасности и близкой смерти они наконец-то не могут скрывать больше: они любят друг друга. Именно сейчас, когда все потеряно, это стало наконец-то им ясно и настала пора признания. Они не увидели друг дружку в одной сцене и решили, что они влюблены на всю жизнь. Черт, Хан даже не хотел спасать Лею поначалу!
Надо отдать должное персонажам. Мне очень нравится Хан в этом фильме. В первой картине он просто был крутым пиратом. В этой же он стал чем-то вроде очаровательного неудачника. У него все ломается на корабле, он спорит со всеми, всегда придумывает безумные планы по спасению в последнюю минуту. Он человек хаоса, такой, которому трудно держать что-либо под контролем, но который способен делать чудеса под давлением. Это мне очень импонирует, так как я по сути абсолютно такой же. Разве что не такой красивый, и у меня нет своего Вуки. Ну и фанаты “Светлячка” могут увидеть с кого именно слизан Малькольм Рейнольдс.
Я никогда не был особо большим фанатом Леи, но теперь, когда я пересматриваю эти фильмы повзрослев, боже, до чего же она классная. В начале кажется, что она простая принцесса в беде, но затем она берет в руки бластер, и мы понимаем: да она сама кого хочешь спасет! Довольно круто, что “Звездные войны” оказались еще и сериалом с довольно смелой игрой на гендерных стереотипах.
Ну и Марк Хеммил в роли Люка радует. До того, как Хеммил прославился как голос Джокера из мультфильмов, он был еще и отличным актером в живом кино. Для роли Люка он неслабо так накачал мускулов, и в боевых сценах он вытворяет отличные трюки.
Раз уж фильм про злодеев, то надо отдать дань уважения и им. Дарт Вейдер в этом фильме сияет. Ему подарил свой шикарный голос актер Джеймс Эрл Джонс. Без этого голоса этот персонаж бы просто не работал. Другим приятным моментом стал Бобба Фетт, обладатель другого крутого голоса. Бобба является чем-то вроде большого фаворита у фанатов. Как и в случае с Молом, я никогда особо не понимал почему. Но все же я не отрицаю, что Бобба в своем фильме довольно крут. Как я уже говорил, его злодей не совершает дурацких ошибок и всегда думает наперед. Чем изрядно радует.
И здесь мы впервые видим Императора. Забавно, но его тут играет еще не Иен Макдайрмид из остальных фильмов. Здесь его играет Элейн Бейкер, жена Рика Бейкера, гримера 4-го эпизода. Она появляется всего в одной сцене, но черт возьми, до чего же она эффектна в ней. Мне даже жаль, что в итоге она не играла Императора и в 6-ом эпизоде. Большая часть ее лица скрыта в тени, но от этого даже как-то страшнее. Это довольно жуткий дизайн, по сравнению с которым старик в капюшоне из 6-го фильма как-то…меркнет.
Но пора поговорить о самом известном моменте. О твисте. Если вы вдруг каким-то образом все еще не знаете про главный твист фильма, да и всей саги, то я советую вам пропустить нижеследующий абзац.
“Империя наносит ответный удар” это один из тех фильмов, из-за которых придумали само слово “спойлер”. Это вряд ли был первый столь глобальный твист в истории кино, но это точно был первый, который кардинально менял все представление о сюжете. Его придумали Лукас с Казданом во время последних изменений сценария, и твист не раскрывали почти никому на сьемках до того, как наконец-то пришло время снимать саму сцену. Джеймс Эрл Джонс, получив в руки сценарий сцены, закричал: «Не верю!”. И все остальные тоже были в шоке. Вейдер, главный злодей саги, оказался отцом Люка. Это было не только неожиданно, но и меняло все наше представление о том, что есть добро и зло в этой саге. Увы, твист стал слишком хорош, до такой стадии где его знают сегодня уже практически все, даже если не смотрели фильма. Точно так же, как знают, что главная героиня “Психо” умирает в середине картины, или тот факт, что Сойлент Грин делается из людей. Фразу “Я твой отец” цитировали и пародировали все, кому не лень. Причем зачастую, говоря неправильное: “Люк, я твой отец”.

 

Спецэффекты в фильме просто идеальные. Все стало больше и круче. В начале фильма мы видим огромную баталию на Хоте. Здесь мы видим настоящее чудо stop-motion анимации в виде Империских ходунов. Но мне также очень нравится появление в фильме Вамп, одних из моих самых любимых монстров во вселенной. Есть также один эпизод внутри метеора, который на удивление страшный…А космические бои это полный атас. Я до сих пор не верю, что все это было сделано без компьютеров.
Но, как я и обещал, пора попридираться. Вместе с одной из лучших баталий в сериале на планете с очень ироничным названием Хот (и да, я знаю, что в оригинале оно немного по-другому пишется) случается один момент, который меня немало смущает. В общем, все мы помним этот момент, когда Ходуны идут на базу повстанцев, а самолеты последних связывают им ноги железным тросом. Довольно классный и интересный способ победить врага. Опять же, тонкости. Это не только довольно интересная и забавная находка, это еще и отлично характеризует наших повстанцев. Как более слабая в плане вооружения сторона они прибегают к более хитрой и необычной тактике, чтобы победить превосходящего во всем врага.
Но есть одно “но”. Когда они связывают ноги первому ходуну, он падает на землю. До этого на него не действовали выстрелы повстанческих кораблей. Но теперь, когда он на земле, над ним проносится один самолет и подрывает всю громадину одним выстрелом лазеров по спине. Что выглядит довольно глупо. Я не пойму, каким образом броня поваленного ходуна может быть слабее брони стоящего. Может, это просто такое совпадение. Может просто он взорвался в один момент с выстрелом самолета. Но я хотел бы чтобы этот момент как-то был сделан по-другому. Может ходуны просто оставались бы на земле неподвижные. Или повстанцы забирались в кабину управления на них, как в танки, и убивали внутри всех имперцев.
Другой момент, это когда Соло на “Тысячелетнем соколе” прячется от радаров имперского флагмана…на самой командной рубке этого флагмана. Я до сих пор как-то не очень понимаю, каким образом это помогает ему скрыться от радаров. Но даже если есть на то какое-то внятное объяснение (а оно наверняка есть, пожалуйста, отпишитесь в комментариях ниже), я все равно не пойму, как он смог так спокойно посадить Сокол на флагман, когда секунду назад у него на хвосте было несколько имперских истребителей. Где они все это время были?
Я знаю, что это вроде бы микроскопические моменты, но в столь идеальной картине они очень заметны и немного выбивают из атмосферы картины.

Но в остальном- это шикарный фильм. Я, кажется, начинаю понимать, что в нем все видят. Мы посмотрим вскоре, как он будет держаться против “Возвращения джедая”, но пока что это точно моя любимая часть Звездных Войн.

Так что до встречи в 6-ом эпизоде. Да прибудет с вами сила. 


Матюки о расширенной версии:


“Империя наносит ответный удар”, слава Силе, получила самое малое количество изменений из оригинальной трилогии. Многие из них почти ничего не меняют и являются обычной косметикой. Но от этого только усиливается значение вопроса: на фига было что-то менять вообще?
Ибо действительно, изменения…странные. Тут и там поменяли фразочку, убрали зачем-то шуточку и еще что-то. В Облачном Городе добавили компьютерных фонов, которые вообще погоды особо не меняют, но придают локации какой-то ненужной…жути со всеми этими красными тонами.
Обиднее всего за два изменения, которые касаются актеров. Дабы следовать continuity серии, вместо голограммы Элейн Бейкер вставили голограмму Макдайрмида в роли Императора. Также изменили голос Боббы Фетта. В оригинале его озвучивал очень крутым, прокуренным голосом Джейсон Вингрин, но в расширенной его озвучивает актер, который играл Джанго в “Атаке Клонов”. Мало того, что в обоих случаях изменения сделали актерскую игру персонажей хуже, так еще и просто расстраивает само неуважение к актерам, которые наверняка до этого хвастались друзьям и родственникам, что у них есть роль в “Звездных войнах”.
Однако одно изменение было хуже всех остальных. В финале, когда Вейдер рассказал Люку жуткую правду, мы помним, как трагично Люк прыгнул в пропасть, не желая присоединится к своему отцу. Не знаю, как вы, но я всегда рассматривал эту сцену как попытку суицида Люка. А потому было вполне логично, что Люк прыгал молча, в таком вот стоическом спокойствии. Правда ведь?
Ну, Лукасу надо было проебать этот момент по полной. Он решил, что нужно добавить Люку крик в этой сцене, тем самым выставив нашего героя каким-то полным кретином, который не знает, что делает. И ладно бы он еще хороший крик вставил. Так ведь нет, почему-то был выбран какой-то ну до ужаса комичный крик, который делает всю сцену ненамеренно смешной.
Fuck you, Lucas. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.