суббота, 19 декабря 2015 г.

Марафон по далекой, далекой галактике: часть 6-я, Возмездие джедая (Revenge of the Jedi)


Я обожаю этот фильм. С детства это была моя любимая часть сериала, та самая, которую я любил пересматривать больше всего. И самое удивительное: в последние годы репутация этой картины пошатнулась. “Возвращение джедая”, сперва названное “Возмездием джедая”, считается самой слабой частью оригинальной трилогии. А порой люди говорят, что оно даже хуже 3-го эпизода.
И честно говоря, критика, которую все эти люди выдвигают картине выглядит ужасно натянутой (об этом чуточку позже). Я думаю, мало кто оценивает тот факт, что в мире ужасно мало хороших третьих частей. В большинстве случаев третья часть сериала всегда куда хуже первых двух. Я могу пересчитать по пальцам триквелы, которые на уровне или даже лучшие в своих сериалах: “Возвращение короля”, “Последний крестовый поход”, “Купол грома”, “На краю света” (yes, really), “Хороший, плохой, злой” и одним из лучших примеров является как раз “Возвращение джедая”. Это шикарный триквел. Честно говоря, если не считать ранее упомянутые шедевр Леоне, это лучший триквел, который я знаю.
За что я его так сильно люблю? Ну, во-первых, он отлично завершает известную нам историю, завязывая все в красивый бантик. А во-вторых, в этом фильме происходит все самое веселое безумие! А потому извините меня, если из рецензии эта рецензия превратиться в “Мундт рассказывает как ему страшно нравится что-то там из фильма”.
6-й эпизод снимал Ричард Маркуанд, который, в отличии от остальных двух режиссеров трилогии, может похвастаться тем, что не снял ничего плохого в своей жизни. С другой стороны, снял он довольно мало фильмов, и я не видел ни одного из них, а потому мне трудно судить.

Что забавно, изначально режиссерское кресло предлагалось Девиду Линчу! Но тот отказался, чтобы снять “Дюну”, которая вышла всего годом позже “Возвращения джедая” и была полным провалом. Период между 70-ыми и 80-ыми был явно странным в истории кино. Никак иначе я не могу объяснить тот факт, что таким странным режиссерам как Девид Линч или Алехандро Ходоровский, предлагали снимать огромную космическую-оперу без всякого опыта в подобном жанре. Мы когда-нибудь, после всего этого, еще поговорим о странностях “Дюны”.
Хотя нужно упомянуть, что Фрэнк Херберт говорил, что Лукас у него все идеи спер, и должен ему как-минимум обед. И в первых минутах “Возмездия” это заметно. Все происходит на пустынной планете, в огромном дворце. Есть что-то наподобие гигантского червя в песке. Джабба очень похож на Барона Харконнена. Его помощник тви’лек похож на Питера оттуда же.














 А эта штука, наверное, должна быть Стингом.






Ну окей, шутки в сторону. Я обожаю первые полчаса этого фильма. Возможно, даже слишком сильно. Это мой любимый сегмент во всей саги. Все, что происходит в дворце Джаббы Хатта- чистое золото.

Джабба- это мой любимый персонаж в саге. Я обожал его с детства, но сейчас любовь к нему расцвела с новой силой. Может это просто бодипозитив у меня такой или солидарность одного толстяка к другому. Это просто офигенный дизайн. Огромный, толстый слизень в окружении рабынь и разного рода странных колб с едой. Мне всегда нравилось думать, что мы смотрим на персонажа, который уже на закате своей славы. Что может раньше Джабба был огромным таким вот зверем, который завоевал преступный мир, а сейчас он расслабился и растолстел. Такой вот космический Орсон Уэллс. Конечно, расширенная вселенная положила на моем воображении крест, но эй, смерть автора и все дела.
Да и это просто классный персонаж. Он хитрый, умный, он не поддается влиянию Силы. У него один из самых офигенных злодейских смехов в истории. Но самое главное, за что я его люблю, так это за то, что у него есть огромный монстр в подземелье, просто чтобы жрать неприятных Джаббе людей. И, словно этого было мало, у него есть еще и огромный Кракен в песке, на случай если первого монстра убьют! Боже мой, этот парень гениален! Если бы он был злодеем в фильме про Бонда, то сначала он бы бросал агента 007 в бассейн с акулами, а когда тот выбирался, оказалось бы, что весь бассейн и его основание являются ракетой, которая вот-вот влетит в солнце!


Да и вокруг Джаббы полно классных тварей. Почти весь дворец переполнен охотниками за головами, чудищами, разного рода роботами и т.д. Это какой-то парад креативности и таланта всех, работавших над спецэффектами.
Конечно же, я просто обожаю Ранкора. Как и все хорошие вещи в этих фильмах, его тут довольно мало, но он успевает запасть в самое сердце. Какая же офигенная тварь, боже ж ты мой. А то, как они сняли его с Люком, это вообще нечто невероятное, на уровне с оригинальным Кинг-Конгом. До сих пор эта штука выглядит как настоящий монстр. У меня вообще нет чувства что это кукла. По ней стекает пот, кожа растягивается. Господи, спасибо тебе за Ранкора.
Спецэффекты вообще стали просто невероятными к 6-й части. Тут их просто туча на экране. В конце происходит огромная битва в космосе, камера носится как сумасшедшая. Мой любимый, с операторской точки зрения, момент, это когда Сокол подрывает центр Звезды Смерти и начинает улетать в камеру, и вдруг в кадре проносятся эти недостроенные стены Звезды Смерти, которые придают чувства какой-то сумасшедшей скорости.
Кстати о скорости: погоня на этих летающих мотоциклах тоже великолепна. Здесь я должен отдать дань уважения всем работавшим над звуком в фильме. Они проделали потрясающую работу, пытаясь достичь необычных эффектов для каждого транспорта и для каждого инопланетянина. Они экспериментировали, делали много разных записей естественных звуков и т.д. Но именно звук уносящихся вдаль по лесу байков- мой самый любимый в сериале. Если у скорости есть звук- то это он.
И пора мне наконец-то отдать должное концепт-художнику всего сериала- Ральфу Маккуори (Ralph Macquairre). Мало кто знает это имя, но именно он ответственен за практически все дизайны кораблей, существ и пейзажей трилогии. Посмотрите его рисунки в интернете, они шикарны.  
Ну, раз уж мы уже добрались до погони на Эндоре, то пора поговорить и о главном спорном моменте, который всегда как-то смущает некоторых фанатов. Эвоки.
Я обожа Эвоков. Ё-мое, что в них такого плохого, раз их люди невзлюбили? Когда милота стала пороком? Эвоки очаровательны!
Люди любят жаловаться, что глупо смотрится как слабо развитые эвоки побеждают имперских солдат в финале. Но я могу лишь сказать на это, что люди не поняли в чем тут задумка. Лукас всегда в своих фильмах показывал страх перед тиранией и деспотичным правительством. Это заметно в THX и в Звездных Войнах. И он на протяжении трех фильмов оригинальной трилогии показывал, как слабые повстанцы борются с превосходящей их силой. Но все это время он показывал, что Империя все из себя злая и лишена духа. И в “Возмездии” эта тема, наконец-то, получила свое окончательное развитие. Империю, с ее гигантскими роботами и технологиями, побеждают маленькие дикари. И я хочу обратить внимание, что они побеждают лишь потому, что Чуи угнал в конце концов один из их боевых транспортов.







Но раз уж мы на этой ноте, то мне пора высказать свои претензии к фильму. Опять же, ничего глобального. Все-таки моя любимая часть и все дела. Но некоторые сюжетные ходы кажутся очень странными. Скажем, в какой-то момент весь план по захвату Имперской базы на Эндоре идет коту под хвост, когда… Император присылает подкрепление. Ужасно странно смотрится что просто тот факт, что выслали чуточку больше солдат, чем ожидалось, вынудил Хана и Лею ненадолго сдаться. То есть, они что, не ожидали сопротивления со стороны врага?
Другой момент, это когда весь флот повстанцев прилетает уничтожать новую Звезду Смерти, они встречают флот Империи, и Акбар кричит свое знаменитое: “ЭТО ЛОВУШКА!”. То есть что, они тоже не ожидали никакого сопротивления? Они думали, что просто прилетят и взорвут Звезду Смерти, а потом по домам?
Однако, настал момент сменить пластинку, и поговорить о самом важном. О том, что делает для меня эти фильмы столь дорогими и важными. Что превращает их из обычного, веселого боевика, в важное произведение искусства, которое нужно показывать всем поколениям. Пора поговорить о морали, философии и Люке Скайуокере.
“Звездные войны” рассуждают о многих вещах, но центральными и важнейшими являются доброта и сострадание. Люк, наш протагонист, с самого начала несет в себе эти качества. Он добрый и старается помогать людям. Он верит в лучшую часть характера каждого человека. Даже после событий 5-го фильма, пережив огромный личностный кризис и шок, он остается хорошим человеком. Он приходит в дворец Джаббы и просит его отдать ему его друзей вежливо. Когда наступает момент выбора между обучением и спасением друзей, он бросается спасать друзей. И в то же время, нас никогда не бьют по голове идеей того, что Люк- наш единственный и неповторимый избранный. Он лишь учится, и ему предстоит стать избранным. Он не самый лучший человек на свете, которому просто суждено быть еще и самым сильным. Он даже не самый сильный из своей семьи (есть много намеков на то, что Лея все же сильнее).
И он заслуживает свое право быть избранным. Но не тогда, когда достигает какого-то уровня знаний или владения световым мечом. А тогда, когда в финале побеждает Дарта Вейдера… и отказывается его убивать. Люк отказывается оборвать жизнь своего отца, он отказывается верить в то, что его нельзя спасти, нельзя вернуть на светлую сторону. Именно поэтому он наш герой! Потому что он будет верить в лучшее в людях, он будет верить, что его друзья справятся и сами уничтожат Звезду Смерти. В этом все Звездные Войны! Под жуткой маской прячется хороший человек, предатель Лэндо Калриссиан заслуживает понимания и искупления, даже монстр Джабба Хатт заслуживает возможности уйти из конфронтации живым. Да, наши герои умеют круто стрелять и размахивать мечами, но они используют это лишь как крайние меры. Вспомните, Люк провалил свое испытание в Пещере Иллюзий именно потому, что первым вытащил свой световой меч. Он пришел убить своего врага. И в 6-ом эпизоде он научился на своих ошибках, что его враг- тоже человек. Именно так делают добрые люди: они ищут хорошее в других, они верят в лучшее, верят в лучший исход.
Вам может казаться, что это все простые вещи, и они не особо важны. Но поверьте мне, они очень важны. Мы живем во времена, когда даже такие элементарные представления о морали до сих пор являются загадкой для многих людей. Мы только учимся принимать людей другого цвета кожи, другой национальности, религии, пола, сексуальной ориентации. Потому важны фильмы вроде Звездных войн и Властелина колец.
Они учат своего зрителя доброте. Но, в отличии от других произведений, делают это с умом. Показывая интересных злодеев, показывая героев которые сомневаются, которых манит к себе темная сторона. Они учат важности таких качеств как сочувствие, самопожертвование, толерантность, терпимость и взаимопомощь. Это все важные качества, которым можно и нужно учить людей по всему миру.
И на этом мы завершаем наш поход по оригинальной трилогии. Я хотел бы сказать спасибо всем, кто читал эти рецензии и тем самым вынуждал меня писать их и дальше. Мне в самом деле это было очень полезно. Я почти два месяца пребываю в довольно хорошем настроении, и у меня не было особо больших припадков депрессии. В то же время со мной, как обычно, много чего происходило. Я прохожу через сложный период в своих отношениях с одним из своих давних друзей и надо сказать, я очень страшно разочаровываюсь в людях от этого. И в этот период, вспомнить “Звездные войны” было тем, что доктор прописал. Они напомнили мне о том, во что я верю и за что пытаюсь бороться, что для меня важно. Я вспоминаю свою детскую мечту стать хорошим джедаем, и радуюсь тому, что я, возможно, на верном пути. Так что спасибо вам огромное, дорогие читатели! Вы мне очень помогли. Даже если писали в комментариях всякие глупости.
Джордж Лукас закончил свою трилогию, свои шедевры. Как я уже сказал, он был большим борцом с системой. Он пытался реализовать на экране свою большую мечту, без контроля бизнесменов и студий. Иронично, в итоге он сам стал новой системой. Он, по сути, создал весь жанр суперблокбастеров. Фильмов, в которые вкладывают огромные деньги, стараясь сорвать очередной ва-банк. Он изменил вид киноиндустрии навсегда, и мы теперь видим результаты.
Можно поиграть в циника, и говорить, что Джордж Лукас все уничтожил. Он создал мир, в котором фильмы делаются ради спецэффектов, с расчетом затащить в зал как можно больше задниц. С тех пор в фильмах всегда ценилась не артистичность и необычная мысль автора, а его успех в кассовых сборах. И мы получили много ужасных, бездушных попыток попасть в то же самое яблочко.
Но с другой стороны, зачем винить художника за всех его плохих подражателей? В конце концов, одновременно с этим, Лукас и его фильмы вдохновляли людей десятилетиями и создали первые в мире фэндомы и массовые культы вокруг кино. И на самом деле, это самое важное. Давайте будем хорошими джедаями, и помнить Лукаса за хорошее, а не только за плохое.
За сим я откланяюсь. Следующая рецензия будет, скорее всего, ближе к Новому Году, так как я сразу после 22-го буду ехать домой, на родину. В следующий раз увидимся в завершении марафона, где сила пробудиться. Возможно, у меня будет даже для всех вас небольшой сюрприз.

А до тех пор, давайте все будем кланяться великому Ранкору. 




Ругань о расширенной версии:
Ну, я думаю, вы уже догадались что раз в моем любимом эпизоде находятся самые ненавистные мне изменения.
Как я уже говорил, я обожаю дворец Джаббы. Это мрачное, жуткое место, где самый большой гангстер далекой галактики устраивает свои вечеринки, и, возможно, оргии. Ну, разумеется, надо в середине этого сегмента вставить веселый музыкальный номер с поющими инопланетянами и гигантским тараканом который кричит в камеру. You know, for kids!
Но это еще не худший момент. О-о нет. Худший случается в самом финале.
Всем всегда нравилась эта финальная сцена, где Император бьет Лука током, а Дарт Вейдер 
начинается сомневаться на той ли он стороне. Все было шикарно показано без единого слова: музыка Уильямса становилась драматичнее, Люк кричал все громче. Дарт Вейдер начинал смотреть то на Люка, то на Императора. Мы не знали, что у него в голове, но догадывались. И затем БАМ! Лучшая смерть в саге. Императора подымают в воздух руки Вейдера, и бросают в гребанный ректор. Супер!
Ну, Лукасу нужно было это испортить. В Расширенной версии, и это до сих пор неизменно, Дарт Вейдер начинает говорить по ходу дела “Нет”, а потом и переходит на крики “НЕЕЕЕТ!”. Хорошая визуальная режиссура в этот момент совершает самоубийство, прыгнув вслед за императором в сердце реактора.
Знаете, в этот момент я уже был полностью убежден: Лукас сошел с ума. Где-то между оригинальными фильмами и приквелами он стукнулся головой и потерял рассудок, а результаты мы видим по сей день. Он постоянно делает все эти изменения в расширенных версиях, словно страдающий OCD человек пытается натереть свои туфли до блеска. Я не шучу! Все его поведение на это указывает. Когда-то ведь был хороший в нем режиссер и сценарист, который знал, что данная сцена будет лучше работать без слов. Но теперь этот человек умер, а на его место пришел шизофреник, вставивший звук одного из смешнейших моментов в приквелах в новую трилогию.
Может оно и к лучшему, что Дисней у него все выкупил. Кто знает, что этот безумец вытворил бы в следующий раз…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.