среда, 23 декабря 2015 г.

Марафон по далекой, далекой галактие: Часть 7-я, финал. Пробуждение Силы (или Star Wars: Into Reference) Без Спойлеров!

 Я… в шоке, дамы и господа. Во мне сейчас огромный конфликт, и я не знаю, что мне сказать. Что по-своему уникальный случай. Я еще никогда, за всю свою жизнь, не был в большем напряжении перед сложным выбором: что мне сейчас сказать о недавно просмотренном мною фильме? Мне его воспевать и хвалить всю старательно проделанную этими людьми работу, или втоптать фильм в грязь, где ему самое место?
Вы можете меня спросить: откуда столь жестокое желание? Ну, дамы и господа, вы знаете меня. Я весь год, с момента назначения Абрамса режиссером картины, вел долгую партизанскую войну со всем тем хайпом, который крутился вокруг новых “Звездных Войн”. Сам факт существования этого эпизода, и всех будущих, кажется для меня кощунством. Возможно, из-за того, что я давно смирился со своей неизбежной смертью, мне нравится идея законченности произведения. И мне всегда нравилось, что для нас “Звездные Войны” закончились и что мы можем радоваться, что мы были там, когда это было так круто и весело. Но теперь они делают новые, и будут делать, пока эти фильмы не перестанут приносить денег. Я думаю, нам всем нужно принять тот жуткий факт, что почти все, что мы любим и что популярно, будет рано или поздно продолжено или римейкнуто. Остается лишь вопросом времени, когда кто-то решит сделать продолжение или ребут “Властелина Колец” или “Бойцовского клуба”. Рано или поздно это просто случится, я уверен.
“Пробуждение силы” было буквально создано, чтобы быть успешным. Это выглядит как фильм, который аккуратно делали по всем претензиям и пожеланиям фанатов, заодно пересмотрев сотню раз обзоры мистера Плинкетта. И маркетинговая компания была на той же волне. Всем сегодня не нравится, что в трейлерах показывают слишком много фильма? Окей, будем делать загадочные трейлеры, из которых ну не фига не ясно. Зато на каждый квадратный метр расставим там отсылок и подмигиваний любителям разбирать трейлеры на запчасти и спекулировать. Никому не нравятся приквелы? Ну вот, смотрите, ни одного упоминания о них нету. Зато все, что вы любили, есть: монстры, сторм-труперы, старые персонажи, моменты цитирующие оригинальную трилогию.
Грустная правда в том, что Дисней сейчас действительно является дьяволом. А их руководители- расой человекоподобных ящериц, которые думают, как бы им сейчас зомбировать всех людей и отобрать их деньги. И это работает. Наша гик-культура обернулась против нас самих. Они посветили перед нашими глазами картинками Сокола, Хана и Чуи, а мы разрыдались своими гик-слезами и достали свои бумажники с надписью “Bad Motherfucker”.
Однако есть одно большое “но”. Как бы мне это сказать…Знаете, в “Ричарде 3-ем” есть сцена, где один из женских персонажей спрашивает титульного героя: “Стоит ли мне поддаться соблазнам дьявола?”. На что Ричард отвечает: “Да, если дьявол соблазняет вас к чему-то хорошему”. Как бы мне не было это неприятно признавать, покупка Диснеем студии LucasArts было лучшим, что случилось с франчайзом со времен выхода Knights of the old Republic. А “Пробуждение Силы” это чертовски хороший фильм. И в некотором смысле, в этом его главная проблема.
Как я уже сказал в начале статьи, Дисней все время старались делать весь маркетинг как можно более таинственным, толком ничего не говоря о сюжете, персонажах и тому подобному. И хотя мне кажется они пару раз перегнули палку, я это решение поддерживаю целиком и полностью. Я рад что в 2015-ом году мы можем все еще идти на крупный блокбастер, не зная заранее каждой подробности о сюжете и персонажах. А потому, в рамках этой рецензии я постараюсь не рассказывать про фильм практически ничего из того, что не попало в трейлеры или постеры к фильму.
Должен сразу сказать, за исключением разве что вступительной сцены, которая стартует весь сюжет, весь первый акт фильма, то бишь первые минут 40, идеальны. Нет, серьезно. Все это время я словно снова был ребенком. Было четкое чувство того, что я смотрю “Звездные войны”. На моих глазах разворачивалось большое приключение. Первые минут 10 в фильме почти нету диалогов и почти вся история подносится зрителю путем грамотной визуальной режиссуры. Есть ареол магии и загадочности. По правде, и я это редко говорю, есть что-то в этом от Миядзаки. Эти его потрясающие механизмы, граничащие с живой природой. В новой главной героине есть что-то от его Навсикаи и даже немного от Тихиро. Если подумать, почти вся ее предыстория очень похожа на Тихиро…
И боже мой, практические спецэффекты вернулись. И до чего же их много тут! Снова море интересных, необычных монстров, каждый из которых в самом деле был на месте съемок. Я помню, что уже с первого же кадра на планете Джакку, среди всех этих инопланетян сразу виделись какие-то интересные дизайны и уже воображение рисовало каждому из них какую-то интересную предысторию. Вон, посмотри, идет большой монстр с двумя металлическими руками, которые запряжены в повозку. Наверняка он где-то потерял эти руки, может во время одной из вылазок за запчастями в этой пустыне, и теперь ему сделали протезы которые также являются его оковами в работе на местного контрабандиста, или что-то в этом духе. Есть даже это очаровательное чувство, когда не ясно является ли вещь, показанная на экране настоящей. Как например этот огромный свинтус. Мне кажется, что это большая такая кукла, но боже мой, неужели это на самом деле так? Неужели так кто-то все еще делает сегодня? Супер!
Немного обидно, но на фоне всех этих практических спецэффектов единственные два персонажа-инопланетянина, которые по-настоящему важны для сюжета, сделаны при помощи компьютерной графики. И я до сих пор толком не пойму, почему. У них очень простые дизайны и в них нет ничего прям запредельно необычного. Почему их не могли играть два актера в костюмах? Я не пытаюсь придираться к графике, потому что графика тут все еще хорошая. Но она очень заметная рядом с этим парадом практических эффектов и аниматроники.
Мне стоит также сказать, что практически всех проблем, которые были у приквелов, тут нет. Все новые герои вышли очень интересными и колоритными. Они говорят только по делу и хорошо шутят. Они ведут себя, как живые люди и им хочется сопереживать.
Раз уж мы на этой ноте, давайте поговорим о еще одной вещи, которая исправлена в лучшую сторону. О драке на световых мечах. Я вроде бы все еще довольно одинок в этом вопросе, но как помните по моим рецензиям, я предпочитаю, чтобы в драке были хорошие обоснуи а не запредельная хореография без обоснуев. Это уже явно не по нраву другим людям, но мне пофиг. В 7-ом эпизоде драки именно такие, какими они мне всегда нравились. Довольно медленные, простые, но с накалом эмоций, интересной операторской работой, и двумя людьми, которые явно пытаются друг друга ударить световым мечом, а не танцуют чертовый балет. И драка на весь фильм всего одна. Но такая, чтобы хорошо запомнилась.
Но что-то я уже затянул с похвалой. Пора критиковать.
Я уже как-то раз говорил, что Дж. Дж. Абрамс мне с самого начала не нравился в роли режиссера. Он невероятно обычный, ничем не примечательный режиссер, который всю свою карьеру построил на том, что игрался с чужими идеями. Я самого начала боялся, что он сделает то, что сделал с “Звездным Путем” - снимет фанфик. И да, именно это и случилось. Увы, “Пробуждение силы” - это фанфик. Выражаясь музыкальным языком, это сборник лучших хитов из оригинальной трилогии. Справедливости ради, Абрамс старался изо всех сил. Он явный фанат сериала. Это было заметно хотя бы по тому, что по сути первый “Звездный путь” уже беспощадно копировал сюжетные ходы и эстетику оригинальной трилогии. Так что в каком-то смысле сразу ясно, почему именно Абрамса выбрали на пост. Потому, что вся его фильмография указывает на то, что он страшно этого сам хочет. И, пожалуй, это его самый сильный на сегодняшний день фильм. Более того, единственный, в котором имеются проблески собственных интересных идей и оригинального стиля. Но это все равно фанфик. И здесь фильм очень сильно падает лицом в грязь.
Ведь у фанфика есть ограничение: он не может ничего делать за пределами произведения, фанфиком которого является. И если “Звездный Путь: В тьму” был фанфиком на “Гнев Хана”, то “Пробуждение силы” - это наглый и неприкрытый римейк “Новой надежды”. О, я не преувеличиваю. ВЕСЬ сюжетный костяк перенесен прямиком из 4-го эпизода. Поменяли местами несколько сцен и есть пара callback-ов другим двум эпизодам трилогии. Но по факту это та же самая история. И это порой доходит до абсурда.
Новой большой угрозой галактике в этой картине становится новая Звезда Смерти, на этот раз размером с планету. Ее взрывали уже два раза, надо было полагать, что кому-то уже наконец-то придет в голову что вся конструкция довольно паршивая. Но нет, они построили еще одну. И, я не шучу, они уничтожают ее абсолютно ТАКИМ ЖЕ СПОСОБОМ.
Именно о таких ограничениях фанфика я и говорю. Что нам придумать в качестве новой угрозе галактике? Еще одну Звезду Смерти! Только на этот раз- еще размером больше! Нам нужно как-то компенсировать отсутствие оригинальных идей. Мало того, что это заставляет имперцев выглядеть какими-то катастрофическими идиотами, что они никак не удосужатся построить нормальную станцию для себя. Это еще и просто сводит на ноль наших персонажей. Зачем существовала вся оригинальная трилогия? Зачем они боролись с империей все три фильма, если в итоге она все равно жива? Зачем мы прошли все это великолепное приключение, если в итоге каждый из персонажей старой трилогии забил на все, то развитие, полученное им за три фильма, и вернулся к своему изначальному характеру?
В фильме есть сцена, которая идеально характеризует всю ситуацию. Хан и Чуи всходят на Тысячелетний Сокол и радуются этому возвращению домой. А Сокол все та же рухлядь. Все еще барахлит, тут и там что-то ломается, и всюду грязюка да пыль. И это вам метафора всего фильма. Авторы старательно откопали нам все, что мы так любили в старой трилогии, чтобы потом поместить нас туда, а мы облегченно вздохнули. И никому не пришло в голову отполировать корабль да может починить старые поломки. Настолько все боялись испортить корабль. Они рассчитывали, что мы, как Хан, закроем на все это глаза и примем с распростертыми объятиями свою старую любовь. Но мы скорее, как Рей, материмся, и идем чинить очередную пробитую трубу в этой летающей помойке. Мы застряли на этом летающем куске ностальгии по собственной неосмотрительности.
Вот действительно проблема: что “Новая Надежда”, что “Гнев Хана” все еще существуют и смотрятся на ура. Им не нужны римейки. И если еще “Гнев Хана” кое-как можно было улучшить здравой дозой Камбербатча (не вышло, увы), то куда двигаться с “Новой надеждой”? Сиквелам ведь положено становится больше, эпичнее, масштабнее. Но как стать больше и эпичнее сериалу, который уже начал с путешествия на всю галактику? Куда уж масштабнее-то? Вот и приходится топтаться в одних и тех же историях, и архетипах. Только вот, как я уже говорил, когда оригинальные “Звездные Войны” брались за эти сюжетные ходы и типажи, они уже были архи-старыми. После успеха “ЗВ” их копировали все, кому не лень. И теперь их по третьему кругу уже использует тот же самый фильм в том же самом сериале, делая архи-архи старые истории архи-старыми в кубе.
Проблема в том, что “Пробуждение силы” по сути является воплощением всего, что я так ненавижу в Голливудской системе. Разумеется, этот фильм будет огромным успехом, возможно даже побьет рекорды “Аватара”. И мне остается только повторить все то, что я сказал в свое время про “Аватар”. Мы кошельком сейчас демонстрируем, что не любим оригинальные идеи и смелые креативные решение. Мы любим оставаться в своей зоне комфорта, где ничего не меняется. Мы смотрим во второй раз один и тот же фильм, и радуемся словно дети.
С другой стороны, это все же хороший фильм и мне кажется, что если я ему не воздам должное, то я просто некрасиво поступлю со всеми теми людьми, которые вложили в него свои старания. Но как я уже сказал в начале статьи, его качество является его главной проблемой. При всей своей хорошести он вторичен. Как и любой фанфик. Вы можете сказать, что в этом нет ничего плохого, и нам нужно наслаждаться тем, что имеем. Но я не согласен. Фильм, который нам рекламируют, не имел права быть просто хорошим. Фильм, который нам рекламируют под видом “Пробуждения Силы” должен, подобно 4-ому эпизоду, перевернуть наше сознание и изменить наши жизни. Но судя по всему он этого не делает. Вместо этого он теснит из кинотеатров другой, более оригинальный фильм под названием “Ненавистная Восьмерка”. Вообще, судя по обзорам, фильмом, который взорвет нам всем мозг, должна оказаться “Аномалиса”. И, о, ирония: у этого фильма нет даже атома той популярности, которая сейчас есть у “Пробуждения Силы”.
Обидно, но даже сейчас, после релиза картины, мы все еще не готовы дать ей вердикт. Слишком много сюжетных линий и идей специально оставили для сиквелов, что я не очень люблю, но что поделать. И от них теперь все зависит. Возможно, “Пробуждение является всего лишь таким вот необходимым злом. Большим извинением за приквелы и демонстрацией понимания желаний публики. Может быть, после этого, франчайзом займутся по-настоящему смелые, креативные люди, готовые вдохнуть в сериал новую жизнь своими безумными идеями. Я даже готов притворится, что последнего фильма Райана Джонсона не существует, и 8-й эпизод находится в хороших руках. Но веры во все это мало. Оригинальные идеи — это всегда риск. А риск не приносит денег. А мы все знаем, что Дисней не может себе позволить потерю денег.
Если вы хотите услышать от меня является ли эта статья рекомендацией к просмотру фильма, то ответ “да”. Мир вряд ли перевернется, если вы не сходите на “Пробуждение силы”, а потому не откажите себе в удовольствии и если есть желание- сходите. Хотя это точно будет последняя часть марафона, я еще далек от завершения разговоров об этом фильме. Так что ждите моего “Большого Спойлера”, где мы ответим на такие важные вопросы как:
Не помешало бы этой части немного политической болтовни о устройстве Галактики?
Много ли в фильме Гвендолин Кристи?
Является ли Кайло Рен- хорошим злодеем?
Узнаем ли мы из чего незабываемый               герой Макса Фон Сюдова делает пирожки?

А до тех пор, до прибудет со всеми вами сила, дорогие читатели.

Я Безумный Мундт и этот дроид не продается. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.