вторник, 19 мая 2015 г.

Постапофон: Парень и его собака (The boy and his dog)


Иногда очень приятно представить что было бы, если бы миру настали кранты. Цивилизация и закон уничтожены, ресурсы на исходе и те немногие из нас, кто выжил, должны снять все маски и жить следуя лишь одному единому инстинкту- выжить. 
Слава богу, нам не обязательно начинать ядерную войну чтобы узнать как оно будет. У нас есть искусство, и мы запросто можем нарисовать, сочинить и написать или снять нашу постап-фантазию.
К чему я это все? 22-го мая у нас в Польше выходит долгожданный четвертый фильм про Безумного Макса, с подзаголовком "Дорога Ярости". И я решил перед этим событием посмотреть, как именно зародился один из самых любимых мне жанров фантастики- пост-апокалиптика. 












Часть 1-я.
Парень и его собака (The boy and his dog, 1974)




Начнем мы с фильма, который все давно и очень незаслуженно забыли. Многие считают что пост-апокалипсис, как стилистика, начался с "Безумного Макса 2: воин дороги", и все Fallout-ы и им подобные брали пример с него. Но на самом деле Джорджа Миллера с сотоварищами обогнал Харлан Эллисон с авторами кино-адаптации. И давайте мы уделим чуточку внимания вышеупомянутому творцу:
Харлан Эллисон- это культовый американский писатель-фантаст. Как ни странно, он не прославился каким-либо сериалом или даже одним бестселлером. Вместо этого он всегда был редактором других авторов, а сам писал рассказы. Самым, пожалуй, известным рассказом остается "У меня нету рта, и я должен кричать", который я рекоммендую прочитать абсолютно всем. Харлан до сих пор жив и здравствует, продолжает творить. За что и является моим героем. С другой стороны Харлан также известен своим характером и суровыми жизненными взглядами, отчего некоторые люди его изрядно недолюбливают. В частности однажды, когда его фанаты просили продолжить рассказ, который он сам назвал законченным, он сделал графическую новеллу в которой герой рассказа просто умирает, чтобы создание любых продолжений стало невозможным.


Именно он является автором рассказа "Парень и его собака". Вряд ли он был первым по-настоящему пост-апокалиптичным произведением. Но точно стало самым эталонным задавшем моду на годы вперед. 
Как вы думаете, откуда у Макса в “Воине Дороги” появилась собака? Или почему она появляется рядом с героем на иллюстрациях Fallout? Вот почему!
Действие происходит в неделоком будущем нашего мира с альтернативной историей. Кеннеди не убили выстрелом в Далласе и постепенно, за несколько лет все крупнейшие сверхдержавы рассорились и устроили ядерную войну. Мир превратился в одну гигантскую пустошь, где остатки человечества изо всех сил борются за последние припасы. Тут творятся странные вещи. Есть подземные бункеры, где люди живут по-старинке, обеспеченные всеми необходимыми ресурсами. Есть еще загадочные Крикуны, чудовища которые убивают все что движется и никто их не видит. А некоторые собаки получили способности телепатии.
Главного героя зовут Вик, хотя его собака по имени Блад всегда по-привычке зовет его Альбертом, наверное имя его старого хозяина. Вместе они путешествуют по пустоши, помогая друг другу выжить. Вик носит припасы и стреляет из ружья. А Блад ходит в разведку и проверяет местоность при помощи телепатических сигналов, и, когда это нужно Вику(а Вику это нужно всегда) помогает ему найти девушку для понятных всем целей. В свободное время он учит Вика истории и всячески старается образовать пацана. Между собой они могут общатся телепатически на довольно больших расстояниях, кроме парня Блада больше никто не может слышать почему-то.
В целом у фильма отсутствует какая-либо центральная сюжетная линия. Большую часть времени мы наблюдаем за трудовыми будними Вика и Блада. Они ищут припасы, они обворовывают банду рейдеров, они решают провести ночь в лагере из обломков где даже кино показывают.
- Почему они за ним следуют?- спросил Вик, смотря как толстый рейдер бьет своих копающих слуг.
- Не знаю. Наверное харизма.- ответил Блад.

И в целом этого вполне достаточно. Несколько минут в компании этого дуэта дают нам отличное представление о мире, в котором они живут. Дело тут действительно в отличной химии между персонажами.
Это довольно стандартная раскладка где один персонаж- мозг, а другой- сердце. Но она работает. Больше всего симпатии вызывает именно пес Блад. Он постоянно комментирует происходящее своими саркастическими подколками. К тому же его озвучивает кантри-певец Тим МакИнтайр, отчего пес разговаривает очень приятным на слух прокуренным голосом. Вик, с другой стороны, это просто чуть менее маньячный Алекс из “Заводного Апельсина”, отчего он почти всю историю вызывает только отвращение. Но все же их постоянные перепалки могли бы занять собой весь фильм и это не было бы скучно.
Затем, правда, кое-что случается. Где-то в конце второго акта Вик спускается без Блада в подземный бункер, и фильм радикально меняет настроение, превращаясь в какую-то очень гротескную сатиру капитализма, стилистически выглядящую как нечто среднее между “Заводным Апельсином” и “Bioshock Infinite. И по сути за последние минут 20 фильма разворачивается совершенно новый сюжет. И подобное смещение настроения и акцента фильма очень сбивает с толку. Я действительно был бы рад если бы была какая-то расширенная версия фильма, где фильм длится хотя бы на час дольше, чтобы я получше распробовал все, что происходит в этом безумном третьем акте. Но увы, имеем что имеем.
Но лучшее, самое лучшее ждало в конце. Не стану спойлерить, просто скажу: это уморительнейший финал. Я смеялся еще очень долго после того, как пошли титры. Просто не мог поверить до чего хороша была эта последняя злая шутка авторов фильма. Серьезно, я рекомендую всем посмотреть “Парня и его собаку” хотя бы ради этой концовки. Именно посмотреть целиком фильм, а не найти финал на YouTube.
Фильм был очень успешен среди критиков, которые называли его порой даже “Лучшим фантастическим фильмом всех времен”, но увы, провалился в прокате. Режиссер фильма больше не снял ни одной картины, ни один из актеров увы не стал известен. Даже рассказы Харлана после этого, вроде бы, никто крупный не адаптировал для экранов. Но все же свой след в истории и культуре фильм оставил, породив своего невероятно успешного приемника, о котором можете прочитать ниже.
Духовное наследие
Сериал Fallout
О да, кто-кто, а вот “Парень и его собака” может гордится этим своим внебрачным детищем.
Fallout- это серия ролевых игр в пост-апокалиптическом сеттинге. Почти всегда игры этой серии были невероятно популярны, задавая моду в жанре и завоевывая награды. Их любили и игроки, и критики. Даже ваш покорный безумный слуга в детстве радостно бегал по деревне Арройо, избивая ее жителей ногами и руками. New Vegas до сих пор остается одной из моих самых-самых любимых игр. А сколько часов я наблюдал за разнообразными прохождениями игры моей матерью.
Было 2 оригинальные, классические игры. Были новые, современные две части которые на удивление не ударили лицом в грязь, а порой даже превосходили предшествующие части. Были фанатские фильмы, были пародии, были комиксы, ходят слухи о четвертой части. Возможно, на сегодняшний день Fallout является самым большим и популярным пост-апокалиптическим франчайзом. И именно он довел всю идею до своего апогея.
Но в целом если присмотреться, то разработчики из Black Isle Studios с самого начала бессовестно воровали идеи у Харлана Эллисона и авторов фильма. Параллели очевидны. В Fallout важную сюжетную роль играют точно такие же подземные бункеры, где люди пережили ядерную войну. Точно также случился ядерный конфликт между сверхдержавами. Точно также была альтернативная история. Точно также везде есть эта ар-деко стилистика с милыми рисунками, что так контрастирует с творящимися в мире ужасами. Точно также есть много монстров и мутантов. И даже роботы есть, которые редко заглядывают в этот жанр на огонек. И, наверное, в качестве дани уважения, практически в каждой игре какую-нибудь маленькую роль в сюжете играла какая-нибудь собака. В 3-й части вроде бы даже есть собака-компаньон.

И тем не менее серия Fallout- это совсем не плагиат, а великолепная стройная вселенная, затягивающая людей своей атмосферой. Это шикарно-написанные истории, заставляющие нас задуматься, плакать, смеяться. Кому как, но для меня Fallout всегда был о том, как найти в себе силы на радость даже на огромной груде пепла, которая когда-то была твоим миром. Это в каком-то смысле бесконечно романтично и бесконечно страшно. Как бы там ни было, я всегда любил и буду любить вселенную Fallout всем сердцем.  В мире не так много фантастических миров, в которые я хотел бы на самом деле отправится, но это определенно один из них. Правда, вряд ли я бы там долго протянул. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.